Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
№ 11 (2018)

ТЕМА НОМЕРА: ПРАВО И БИЗНЕС

11-13 16
Аннотация
В статье представлен краткий обзор традиционной VII Всероссийской научно-практической конференции «Право и бизнес» на тему «Правовая среда бизнеса: интеграция науки, образования, практики», состоявшейся 1 июня 2018 г. в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Указаны основные спикеры, обращено внимание на проблематику докладов и модульный формат научного мероприятия.
14-18 15
Аннотация
В статье освещены результаты работы VII Всероссийской научно-практической конференции «Право и бизнес» на тему «Правовая среда бизнеса: интеграция науки, образования, практики» и круглого стола «Крупные сделки: проблемы и перспективы». Представлена палитра мнений ведущих в данной сфере экспертов, а также выводов и рекомендаций, направленных на совершенствование правового регулирования института крупных сделок и сделок с заинтересованностью в российском праве.
19-25 14
Аннотация
Семейное предпринимательство принято считать наиболее распространенным видом бизнеса, преобладающим в количественном отношении в странах с развитой рыночной экономикой. В статье анализируются семейное предпринимательство, его роль в системе малого и среднего предпринимательства Российской Федерации. Проанализированы отдельные подходы в отношении понятия и сущности семейного предпринимательства. Выявлены правовая природа семейного бизнеса и особенности семейного предпринимательства в Российской Федерации. Определены особенности семейного предпринимательства и правовое положение семейного предприятия. Определены перспективы развития семейного предпринимательства в Российской Федерации и сделан вывод о выделении семейного предпринимательства в самостоятельный вид предпринимательской деятельности и о необходимости его специального нормативно-правового регулирования.
26-31 12
Аннотация
Развитие туризма в нашей стране напрямую зависит от стоимости и качества гостиничных услуг. Данные показатели находят свое отражение в гостиничной классификации, которая представляется неоднозначной и нечеткой, в связи с чем возникают определенные проблемы в ее применении на практике. К основным проблемам законодательной классификации гостиниц автор относит: отсутствие единой системы классификации всех типов гостиниц, неразработанность порядка прохождения классификации, завышенная стоимость процедуры классификации гостиниц. Преодолеть указанные недостатки станет возможным в случае принятия соответствующего нормативного правового акта, регулирующего порядок классификации гостиниц и предусматривающего различные параметры качества гостиничных услуг.
32-38 15
Аннотация
Статья посвящена общеевропейским информационным технологиям и программно-аппаратным средствам, направленным на оптимизацию контроля за увеличением миграционных потоков населения, пересечением государственных границ общеевропейской территории, входящей в зону Шенгенских достижений, в условиях нарастающей угрозы международного терроризма, интенсификации международных отношений и расширения межгосударственного сотрудничества. Выявлены исторические предпосылки создания Шенгенской информационной системы, основные вехи становления ее архитектуры и правового регулирования. Исследованы приоритетные направления совершенствования Шенгенской информационной системы в современных условиях, определены законодательные меры, призванные обеспечить процесс становления «европейского пространства свободы, безопасности и правосудия». Утверждается, что положительного эффекта следует ожидать от введения Европейского поискового портала, в том числе в части влияния на миграцию и процедуру предоставления убежища. Перечислены меры, призванные минимизировать риски совершения мошеннических действий с идентификационными данными личности. Рекомендуется разработка европейской стратегии интегрированного управления границами, служащего как политике миграции, так и политике безопасности Европейского Союза. Отмечается, что необходимость изучения общеевропейских информационных технологий формирования «европейского пространства свободы, безопасности и правосудия» обусловлена напряженной внешнеэкономической и внешнеполитической обстановкой, санкциями против нашего государства и переориентацией на сотрудничество стран - участниц интеграционных объединений.
39-44 12
Аннотация
В статье рассмотрены признаки, характеризующие разработчика авиационной техники, и на этой основе сформулировано понятие данного участника гражданского оборота. Исходя из этого, предпринята попытка определить границы его ответственности за вред, причиненный конструктивными недостатками воздушных судов. По мнению автора, общеправовой принцип справедливости требует привлечения разработчиков авиатехники к ответственности в виде возмещения причиненного вреда. В этих целях следует дополнить ч. 4 ст. 37 Воздушного кодекса РФ указанием функций разработчика в период после разработки конструкторской документации на воздушные суда, а именно: установление увеличенных ресурсов или сроков службы авиатехники, техническое сопровождение, авторский надзор в процессе ее производства, эксплуатации и ремонта. Следующим шагом должно быть формирование судебной практики по спорам о возмещении вреда с участием разработчиков авиатехники. Изучение практики судов по экономическим спорам по различным категориям дел показывает, что подходы судов к разрешению таких споров в ряде случаев кардинально меняются в результате принятия руководящих разъяснений высших судебных инстанций.
45-51 15
Аннотация
Статья посвящена вопросам обеспечения частных и публичных интересов участников соглашений об осуществлении предпринимательской деятельности (договоров об условиях деятельности) в границах территорий с особым режимом экономической деятельности. Автор приходит к выводу о том, что действующее законодательство не в полной мере обеспечивает интересы контрагентов данных соглашений и предлагает решения выявленных проблем. В качестве одной из проблем автор рассматривает отсутствие в действующем законодательстве четкого указания на отраслевую принадлежность соглашений об осуществлении деятельности в особых экономических зонах. Последовательно обосновывая гражданско-правовую природу таких соглашений, автор полагает необходимым в целях устранения возможных споров относительно отраслевой принадлежности исследуемых соглашений дополнить законодательство положениями, которые указывали бы на гражданско-правовой характер таких соглашений. Также в статье отмечается, что обеспечению баланса сторон рассматриваемых соглашений (договоров) препятствует тот факт, что в законодательстве о соглашениях об осуществлении предпринимательской деятельности (договорах об условиях деятельности) нормы об ответственности их сторон либо отсутствуют, либо не раскрыты в должной степени. В связи с этим целесообразно указать, что каждый из контрагентов по соглашению об осуществлении предпринимательской деятельности (договору об условиях деятельности) должен нести ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
52-59 12
Аннотация
Проблемы гражданско-правовой ответственности являются одними из наиболее старых и в то же время сложных в цивилистической теории. Основные подходы к пониманию ответственности были сформированы еще в советский период, когда законодатель принципиально отказывался признавать многие традиционные институты частного права (в первую очередь корпоративное право). Сегодня в условиях возрождения корпоративного права в системе российского законодательства стоит вопрос о необходимости ревизии и обновления подходов к пониманию ответственности. В этой связи в статье предложен авторский взгляд на гражданско-правовую ответственность, учитывающий особенности самих корпоративных отношений, а также вины как одного из важнейших оснований привлечения к гражданско-правовой ответственности. Соответствующие выводы основаны на положениях отечественной и зарубежной доктрины, а также соответствуют сложившейся судебной практике. Хотя автор и исходит из того, что ответственность в корпоративных отношениях носит характер sui generis, т.е. предполагает сочетание частных и публично-правовых начал, он отрицает возможность признания корпоративного права «комплексной» отраслью права в силу преобладающего значения именно гражданско-правовых начал. В заключение автор приводит собственное понимание «двух тел корпорации», а также объясняет значение данной концепции для применения гражданско-правовой ответственности.
60-67 22
Аннотация
В статье рассмотрены общие положения о гражданско-правовой ответственности как разновидности юридической ответственности, о видах гражданско-правовой ответственности. Исследована специфика гражданско-правовой ответственности участников корпоративных отношений. В работе проанализированы действующее законодательство и судебная практика применения положений о гражданско-правовой ответственности, установления критериев «фактической возможности» и правовой характеристики «отношений связанности» в сфере корпоративных отношений в случаях несостоятельности (банкротства). По итогам проведенного исследования автор приходит к выводу, что для решения проблем правоприменительной практики, с целью обеспечения эффективности применения действующих нормативных положений об ответственности в корпоративных отношениях, учитывая их гражданско-правовую природу, необходимо конкретизировать в нормативных правовых актах условия и основания наступления гражданско-правовой ответственности за корпоративные правонарушения и детализировать критерии привлечения к гражданско-правовой ответственности либо освобождения от нее с учетом объективных характеристик «обычных условий гражданского оборота или обычного предпринимательского риска» (ст. 53.1 ГК РФ).
68-73 25
Аннотация
В статье анализируется содержание категории «цифровая экономика», определяются ее основные особенности, делаются выводы о том, каким образом наука предпринимательского права и законодательство о предпринимательской деятельности должны реагировать на происходящие в России процессы цифровизации. Исследуются две основные стратегии цифровизации экономики: рыночная и плановая. Выявляются тенденции российского законодательства последних лет. Проводится анализ отдельных видов цифровых технологий и исследуется их влияние на развитие законодательства. Предлагается оценка влияния цифровых технологий на взаимодействие субъектов предпринимательства. Также поднимается проблема определения правового режима искусственного интеллекта.
74-80 15
Аннотация
Статья посвящена исследованию социальной ценности предпринимательской деятельности и возможности ее закрепления в законодательстве. Автором отмечаются положительные и отрицательные социальные последствия от деятельности предпринимателей; выделяются факторы, влияющие на социальную результативность предпринимательства. В аспекте внутреннего фактора исследуется значение социальной ответственности предпринимателя для экономики, общества и государства. Автор отмечает, что социальная ответственность проявляется, в частности, в принятии торговыми предприятиями решения о реализации своих товаров пенсионерам со скидками в определенные часы работы, в оказании услуг организациями сферы обслуживания пенсионерам и студентам по иным, более низким тарифам, нежели для остальных граждан, об иных подобных случаях. Юридическое оформление социальной ответственности предпринимателя находит свое воплощение в актах локального уровня - приказах, распоряжениях, положениях - и должно являться одним из оснований отнесения предпринимателя к числу субъектов социального предпринимательства.
81-86 8
Аннотация
В статье исследуются роль оператора в организации перевозок пассажиров в прямом смешанном сообщении, гражданско-правовые средства управления такими перевозками, а также ответственность за ненадлежащее выполнение им обязанностей по оказанию таких услуг. Российским законодательством вообще не учитывается на сегодняшний день общемировая тенденция, направленная на возложение обязанностей по организации перевозок в прямом смешанном сообщении на оператора смешанной перевозки, который принимает на себя ответственность за выполнение всего комплекса услуг по доставке пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении, что критикуется автором. Кроме того, автор настаивает на том, что в полномочия оператора смешанной перевозки пассажиров и багажа, помимо организации услуг, связанных с перевозкой, должны включаться планирование, учет и контроль, анализ и регулирование, т.е. операторские услуги по управлению этими перевозками.
87-95 13
Аннотация
В статье рассматриваются положения проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедуры реализации имущества при банкротстве», в частности: изменение механизма проведения торгов путем упразднения конкурса, торгов посредством публичного предложения и организации торгов по принципу «голландского аукциона» (смешанная процедура торгов), который предусматривает, что торги проводятся путем последовательного поэтапного изменения (повышения, понижения) начальной цены на один шаг торгов; расширение списка субъектов, способных выступать организатором торгов и установление ответственности арбитражного управляющего за соблюдением порядка проведения торгов, в том числе при привлечении организатора торгов к их проведению; введение обязательства участника торгов приобрести имущество по цене, указанной в заявке на участие в торгах; установление минимального размера задатка для участия в торгах, а также закрепление возможности его перечисления третьим лицом; определение начальной цены продажи имущества на основании его ликвидационной стоимости; ограничение круга электронных площадок, на которых могут проводиться торги в электронной форме в процедурах банкротства. Автором делается вывод о степени проработки указанных предложений, возможности практической реализации законодательной инициативы, высказывается точка зрения по вопросу о способах совершенствования существующего порядка проведения торговых процедур.
96-102 16
Аннотация
Можно выделить несколько подходов (концепций) к определению правовой природы технического регламента: документальную концепцию, концепцию нормативного правового акта, концепцию технического барьера. Автор исходит из того, что технический регламент представляет собой источник (форму) права, выступает правомерным ограничителем свободы предпринимателей, производящих и реализующих в режиме гражданско-правовых договорных отношений продукцию (товар). Несущей конструкцией регламента, непосредственно направленной на обеспечение безопасности товаров, выступают технико-юридические нормы. В статье показано, что технические регламенты способны оказывать различного рода регулирующее воздействие на деятельность предпринимателей (как позитивное, так и негативное). Одно из проявлений позитивного воздействия технических регламентов на экономику и предпринимательскую деятельность выражается в возможности установления государством посредством данных регламентов одинаковых для всех участников рынка (изготовителей, исполнителей, продавцов) обязанностей в части обеспечения поступления на рынок доброкачественных товаров. В результате экономически более сильная группа предпринимателей лишается возможности злоупотреблять своими правами по отношению не только к потребителям товаров, но и к экономически более слабым участникам рынка (изготовителям, исполнителям, продавцам). Однако при определенных обстоятельствах технические регламенты могут использоваться в качестве инструментов лоббирования интересов отдельных групп предпринимателей (чаще всего представителей крупного бизнеса).
103-109 9
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы эффективности механизма антимонопольных ограничений в отношении доли торговых сетей, осуществляющих продажи продовольственных товаров на рынке. Автором на основе анализа судебной и правоприменительной практики антимонопольных органов делается вывод, что несмотря на установленные антимонопольным законодательством ограничения по объему доли на рынке в 25 %, торговые сети на рынке зачастую занимают значительно большую долю, что обусловлено как несовершенством законодательства, так и использованием торговыми сетями различных путей обхода закона. С целью повышения эффективности антимонопольного регулирования на розничном продовольственном рынке автором предлагается перейти от запретительного к превентивному механизму регулирования, снять ограничения на предельную долю присутствия торговой сети на рынке, однако при этом обязав торговые сети, занимающие доминирующее положение на рынке либо осуществляющие коллективное доминирование, не создавать дискриминационные условия для поставщиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе из числа местных производителей.
110-115 11
Аннотация
В статье исследуется вопрос о несоответствии действующих законодательных требований к адресу микропредприятия реалиям цифровой экономики. Проанализированы проблемы правоприменительной практики и законотворческие инициативы в данной области, сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования. Автор поддерживает реализацию в российском законодательстве концепции регистрации бизнеса без указания фактического адреса. Кардинальное изменение подходов к контролю за созданием и деятельностью юридических лиц потребует не только политической воли перестать оказывать излишнее давление на бизнес, но и разрешения множества правовых проблем (например, определения места хранения документов юридического лица), поскольку данный подход позволяет государственной регистрации юридических лиц продолжить выполнять информационную функцию.
116-123 12
Аннотация
В статье автор исследует нормативные правовые акты как на уровне законов, так и на уровне подзаконных актов, регламентирующие научную и инновационную деятельность медицинских организаций, в целях определения надлежащего правового регулирования указанных видов деятельности, соответствующего существующим реалиям. На основании проведенного исследования автор приходит к выводу о несовершенстве действующей нормативно-правовой базы в указанной сфере. Данный вывод обосновывается тем, что, во-первых, основополагающий закон в сфере научной деятельности - Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственно-технической политике» - устарел и его нормы не могут адекватно регулировать современную науку в сфере медицины, поскольку он принят более 20 лет назад, а за указанный период произошли существенные перемены, в частности создано высокотехнологичное медицинское оборудование, в практику медицинских организаций внедряются инновационные разработки. Во-вторых, основополагающий закон, регламентирующий инновационную деятельность в целом до настоявшего времени не принят, что, безусловно, создает проблемы в правовом регулировании инновационной деятельности медицинских организаций.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

124-130 6
Аннотация
В статье рассматривается основная стадия состязательного судопроизводства с учетом реформ и поправок к ним в конце XVII - начале XVIII в. Эта стадия - «суд», а после Указа от 21 февраля 1697 г. «допрос» - представлял собой обмен истцом и ответчиком заявлениями (исковое требование, ответ на него, возражения истца и ответчика), после которого начиналось судебное исследование заявленного иска и доказательств сторон. Отмена «суда» и «очных ставок» Петром I не означала превращения состязательного процесса («суда» и «сыска» в терминологии XVII в.) в розыскной процесс. На деле произошло лишь усиление роли судьи, сокращение возможности сторон обмениваться взаимными обвинениями. Судопроизводство «московского» периода, несмотря на тщательную проработку вплоть до мелких деталей судебного процесса, оказалось малоэффективным. Решительные меры Петра I по коренной ломке старых форм не привели к упразднению состязательной формы судопроизводства и ее главного элемента - «суда». Унификация судопроизводства по Указу 1723 г. «О форме суда» не состоялась, а сама «форма» была оттеснена на периферию судебной практики.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

131-147 379
Аннотация
В статье обсуждаются проблемы идентификации конституционного права как метаотрасли, границы предмета и метода в межотраслевой гармонизации. Раскрывается взаимосвязь конституционного права и телеологии как науки о целях и целесообразности. Формулируются теоретические основы конституционной телеологии, которая формирует запрос на иерархию и согласование конституционных и иных правовых отраслевых ценностей, интересов. С учетом имеющихся в науке позиций обосновывается комплексный характер предмета конституционного права, расширения предмета конституционно-правового регулирования под влиянием интеграционных процессов и конституционализации правопорядка и отраслей российского права. В методологическом плане для построения предмета конституционного права применяется доктринальный правовой конструктивизм. Рассматриваются научные подходы к диалектике развития предмета конституционного права и отражение в нем принципов конституционного универсализма и конституционной самобытности. Автор предлагает идентифицировать в рамках предмета конституционного права традиционные и универсальные, инновационные и самобытные общественные отношения. Особое внимание уделяется конституционной идентичности как необходимому элементу метаотрасли, развитию предметной сферы конституционного права благодаря эффекту конституционализации правопорядка и отраслей российского права. Критически оценивается традиционализм и узкий подход к границам предмета конституционного права, отмечаются новые векторы в развитии конституционного права, а также наиболее важные сферы конституционализации как новые предметные области конституционного и отраслевого регулирования. В рамках дискуссии об универсальности конституции и конституционного права констатируется существование в каждой отрасли российского права имплицитно или эксплицитно конституционного вопроса: 1) отнесение предмета отрасли к определенному виду предмета ведения (которые могут или прямо закрепляться в тексте Конституции РФ, или выводиться благодаря толкованию ее норм); 2) конституционные полномочия органов публичной власти в сфере отраслевого правотворчества, правоприменения и толкования отраслевых норм.
148-158 9
Аннотация
Науке конституционного права необходимо более решительно обращаться к неклассической методологии, обусловленной тремя глобальными научными поворотами постмодерна: лингвистическим, антропологическим, практическим. Антропологический подход полагает человека центром социальной реальности, частью которой является правовая реальность. Это согласуется с конституционными принципами высшей ценности человека и его прав, формального равенства, достоинства личности. В контексте юридической антропологии предметом конституционно-правового регулирования в первую очередь должны быть те общественные отношения, в рамках которых человек формируется и реализуется как личность в условиях национальной правовой системы. Важным становится регулирование тех общественных отношений, где проявляется гражданская активность личности, прежде всего правотворческая и законодательная инициативы. Это требует изменения отношения к природе права. Исходя из смысла ст. 2 и 3 Конституции РФ, система человеческих (межличностных) взаимодействий может породить новое в общественной жизни, влекущее за собой и изменение во властеотношениях. При этом право в целом, включая отраслевое конституционное, должно развиваться как положительный результат человеческой деятельности, важный элемент прогрессивной эволюции общества, способствующий развитию личности, ее самопознанию и самореализации, достижению такого правового качества, как правовая идентичность. Идентичность является одним из элементов антропологического дискурса. С авторской позиции правовая теория идентичности включает три аспекта: философско-правовой, теоретико-правовой и отраслевой. Категории «правовая идентичность» и «конституционная идентичность», с одной стороны, выступают качественной правовой характеристикой социального субъекта, с другой - позволяют анализировать место человека в праве и правовую реальность в целом.
159-168 13
Аннотация
Анализируется конституционно-правовая интерпретация понятия «человек». Отмечается влияние процесса общественно-политических преобразований, изменение отношения к роли Конституции России в жизни отдельного человека, общества, государства, а также смены парадигм познания в конституционно-правовой науке на преобразование предмета конституционного права. Предлагается использовать методологические ресурсы философии права, философии конституции и правовой антропологии в конституционно-правовых исследованиях. Предлагается понятие «человек» как базовое конституционно-правовое понятие, воплощающее в себе сложную диалектическую природу интеграции содержательной и позитивной формы правовой свободы (естественного и позитивного права). Сделан вывод о том, что современное познание правового человека в науке конституционного права располагается в двух плоскостях - мировоззренческой и праксиологической. Основы конституционно-правового статуса человека и гражданина легитимируют основные границы, рамки и формы правового поведения индивидуумов в обществе и государстве, персонифицируют интересы социальных слоев общества и являются идентификатором легитимности самой Конституции. Соотношение фактического и юридического статусов личности могут выступать в качестве детерминанты для принятия новой конституции либо реформирования действующей. Праксиологическое значение конституционно-правового статуса человека и гражданина состоит в том, что приближает теоретические исследования к пониманию вектора практической реализации конституционных идей и выступает средством диалога между человеком и государством.
169-175 48
Аннотация
В статье представлен анализ пределов политических прав граждан в контексте конституционно-правового регулирования, проанализированы специфика данной категории, вопросы правомерности их ограничения, а также предложена классификация соответствующих ограничительных мер. Общественные отношения развиваются динамично, постоянно получают новое наполнение, поэтому перечень политических прав граждан, являющихся одним из ключевых элементов предмета конституционно-правового регулирования, не может быть исчерпывающим. На современном этапе активно формируются правоотношения, связанные с развитием сетевых информационно-коммуникационных технологий, требующие четкости и однозначности при их нормативном закреплении. Среди исследователей не существует единого мнения о пределах регулирования государством прав и свобод гражданина. Потому требуется проанализировать правовые акты, в которых эти пределы законодательно закреплены, что позволяет выделить различные способы, использующиеся при формулировании правовых ограничений политических прав граждан. Анализируя вопросы правомерности таких ограничений, необходимо помнить о возможности интерпретации законодателем и правоприменителем широкого толкования, что может привести к чрезмерным ограничениям прав и свобод человека. Также важно отметить необходимость исключить возможность двузначного толкования норм права, регулирующих данную сферу.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

176-185 14
Аннотация
В статье рассматривается срок налоговой проверки через категорию «законный интерес налогоплательщика», защита которого гарантируется федеральным законом (ст. 22 Налогового кодекса РФ). Именно с законным интересом на спокойное ведение экономической деятельности налогоплательщика увязал законодатель временные ограничения налоговой проверки. Автор приходит к выводу, что неразумная продолжительность налоговой проверки нарушает законные ожидания налогоплательщика, подрывает доверие к закону и действиям публичной власти. Неограниченный по времени контроль не только является избыточным, но и, как показано в статье, осуществляется за рамками компетенции должностных лиц налогового органа. Обосновывается нулевая терпимость к нарушениям установленных законом сроков, поскольку порочная практика несовместима с уважением достоинства личности налогоплательщика (ст. 21 Конституции РФ) и требованиями Налогового кодекса РФ корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам (п. 3 ст. 33).

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

186-191 12
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы, касающиеся пределов действия судебных решений, принятых по спорам должника с кредиторами до начала банкротного процесса. Автор исследует механизм внеконкурсной и конкурсной защиты прав кредиторов от необоснованных, мнимых требований.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

192-199 8
Аннотация
Рассмотрены организационно-правовые аспекты создания и перспективы эффективного функционирования муниципальных органов охраны общественного порядка в Российской Федерации. Отмечается, что в последние годы в России проделана определенная работа по развитию системы указанных органов. Приведены точки зрения ученых по данному вопросу. Сделан вывод о том, что сама идея о необходимости создания муниципальной милиции (полиции) имеет как сторонников, так и противников. Рассмотрены основные модели развития института муниципальной милиции в нашей стране. Критическому анализу подвергнуты проекты федеральных законов «О муниципальной милиции в Российской Федерации», внесенные в 2014 и 2016 гг. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, предполагающие наделение муниципальных органов охраны общественного порядка полицейскими полномочиями. Сделан вывод о необходимости расширения полномочий муниципальных органов в области охраны общественного порядка, а также установления пределов реализации этих полномочий с закреплением в федеральном законе о муниципальной милиции порядка взаимодействия между муниципальными органами и МВД России. Предлагаются оптимальные направления деятельности муниципальных органов охраны общественного порядка.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

200-206 13
Аннотация
Главная проблема определяется несоответствием конституционно-правового и административно-правового элементов правового статуса иностранных работников. Его сущность заключается в том, что конституционно-правовой аспект статуса иностранных граждан позволяет рассматривать их в качестве общих субъектов трудовых правоотношений. Законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима, который основывается на том, что иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, на них распространяются все общие положения трудового законодательства. Вместе с тем административно-правовой аспект правового статуса иностранных граждан устанавливает их специальную правосубъектность в рамках трудовых правоотношений, соответственно ограничивая правоспособность. Это связано с несовершенством правовых норм и наличием правовых пробелов в регулировании трудовой деятельности иностранных работников на территории России, в результате чего правовая категория «иностранный работник», используемая Законом от 25.02.2007 № 115-ФЗ, в полной мере не соответствует категории «работник», определенной трудовым законодательством. Негативные последствия такого несоответствия могут быть отчасти нивелированы посредством целенаправленной правотворческой деятельности.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

207-215 9
Аннотация
В работе предпринята попытка пересмотра традиционного определения вредоносности компьютерной программы на основе ее способности создавать такие последствия, как несанкционированное уничтожение, блокирование, модификация либо копирование охраняемой законом информации. Автор обращает внимание, что господствующее толкование вредоносности компьютерной программы не позволяет отнести к таковым программы-шпионы (Spyware), целью которых является не причинение вреда информационным активам или инфраструктуре, а собирание сведений об активности пользователя в сети Интернет, программы «злые шутки» (Bad Jokes), конструкторы вирусов, а также программы, объективно приспособленные к совершению преступлений, но выполненные на основе легального программного обеспечения. Обосновывается вывод о том, что в свете современных угроз стремительно «виртуализующегося» общества понятие вредоносной программы должно быть расширено посредством использования более общего критерия - предназначение программы для осуществления противоправной деятельности в целом.

АДВОКАТУРА И НОТАРИАТ

216-221 16
Аннотация
Представлен анализ положений Федерального закона от 31.05.2002 № 6З-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Для устранения внутренних противоречий и приведения данного Федерального закона в соответствие с другими федеральными законами предлагается внести в него следующие изменения: исключить п. 3 и 4 ст. 1; в п. 1 ст. 2 исключить слова «а также занимать государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности»; пп. 1 п. 1 ст. 16 дополнить после слова «избрание» словом «(назначение)». По мнению автора, термины «государственные должности Российской Федерации», «государственные должности субъектов Российской Федерации», «должности государственной службы» в рассматриваемом Федеральном законе не полностью соответствуют федеральному законодательству и законодательству субъектов РФ, так как предусматривается федеральная государственная служба и государственная служба в органах государственной власти субъектов РФ. Утверждение «избрание в орган государственной власти» не учитывает, что кроме законодательного органа субъекта РФ органами государственной власти субъекта РФ являются органы исполнительной власти. А граждане в данные органы назначаются на должность.

КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

222-229 12
Аннотация
В статье рассматриваются особенности проведения тактической операции «задержание с поличным» по делам о преступных нарушениях неприкосновенности частной жизни. Установлено, что среди часто встречающихся в следственно-судебной практике мотивов совершения рассматриваемой группы преступлений можно выделить корыстный, направленный на извлечение прибыли за предоставление сведений, составляющих личную или семейную тайну, либо за отказ от распространения таких сведений. С учетом того, что раскрытие преступных нарушений неприкосновенности частной жизни сопряжено с определенными трудностями, для решения задач их расследования рекомендуется использовать возможности органов, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, в рамках тактической операции «задержание с поличным». Дан ряд общих рекомендаций по ее планированию и содержанию. В качестве основ для реализации рассматриваемой тактической операции в зависимости от модели преступной деятельности определены оперативно-розыскные мероприятия «проверочная закупка» или «оперативный эксперимент». На примерах из оперативно-следственной практики рассмотрены особенности их проведения. Рассмотрены другие оперативно-розыскные мероприятия, которые могут проводиться в рамках тактической операции и направлены на получение оперативной информации о личности преступников, характере их взаимоотношений, способе совершения преступления, методах конспирации, а также следственные действия, которые необходимо производить после физического задержания подозреваемого.
230-240 6
Аннотация
Предметом исследования в статье является региональная преступность и ее предупреждение. Анализируются современные подходы ученых-криминологов к исследуемой проблеме. По мнению большинства ученых, преступность на территории того или иного региона характеризуется: качественными и количественными показателями, уровнем и определенной динамикой; особенностями причинного комплекса, а также условиями совершения преступлений; специфическим составом лиц, совершающих преступления; необходимостью применения точечных и эффективных именно для данной местности мер по ее предупреждению. При подготовке и написании научной статьи были применены методы анализа и синтеза, а также диалектический метод научного познания. На основе анализа статистических данных авторами разработана классификация (типология) субъектов РФ по коэффициенту преступности. Предложены действенные меры по повышению эффективности и интенсивности мер предупредительного воздействия на преступность в регионах России, входящих в так называемую группу риска с коэффициентом преступности, превышающим показатель в 2,5 тыс. Авторами сделан вывод о том, что в сфере предупреждения региональной преступности большое значение имеет разработка комплексных программ. Разработан проект комплексной региональной программы по предупреждению преступлений с учетом недостатков действующих программ. Перечислены требования, которые необходимо учитывать при их разработке.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

241-247 9
Аннотация
Современные чешские учебники по конституционному праву содержат многообразные подходы к пониманию отрасли конституционного права и ее предмета. Не называя прямо конституционное право «политической отраслью», заметное место в ее предмете их авторы отводят отношениям, связанным с реализацией государственного суверенитета и деятельностью государства как внутри страны, так и за рубежом. Одновременно подчеркивается ценность таких принципов, как демократия, представительное правление, посредничество политических партий между государством и обществом. Восстановление научного обмена с восточноевропейскими странами способно обогатить российскую науку конституционного права.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)