СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Статья посвящена анализу теоретических положений основных направлений немецкой юриспруденции в XIX — первой половине XX в. в контексте вопроса правопонимания и правотолкования. В статье обозначены основные теоретические положения таких важных научных направлений, как: историческая школа права, юриспруденция понятий, юриспруденция интересов, школа свободного права, юридический позитивизм и неокантианство. Рассмотрены научные труды основных представителей этих течений. Развитие представлений о праве и правотолковании в немецкой правовой доктрине отлично демонстрирует связь учения о правотолковании с идеей права и реальной правовой жизнью. В указанный исторический период трудилось множество выдающихся юристов, учения которых оказали влияние не только на правовую науку многих государств Европы и России, но и на правовую доктрину отдельных государств англосаксонской правовой семьи. Несмотря на столь разный характер их учений, во всех прослеживается связь между идеей права и их подходом к интерпретации правовых положений. Эта взаимосвязь носит и обратный характер, многие ученые решали проблему сущности права посредством обращения к интерпретационным процедурам. Подобные тенденции немецкой правовой доктрины нашли поддержку и в судебной практике немецких судов, и в практике высших судебных инстанций Европейского Союза. В статье делается вывод о том, что дальнейшее развитие учения о правотолковании требует не только развития методологии правотолкования, но и дальнейших разработок в области философии права.
ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА ПРАВА
На основе анализа учений немецких канонистов и теологов XIX столетия известный отечественный правовед М. А. Рейснер сформировал собственную систему взглядов на соотношение права и нравственности с точки зрения их существования в условиях христианского государства. Позиции М. А. Рейснера в начале его научного пути были далеки от социалистических и более близки к идеалам правового государства. В условиях данного типа государства предопределяющим социальным регулятором выступает «нравственный закон»; формируется концепт «альтруизма личности» как теоретического начала осмысления гражданского общества; право объясняется через его свойства нравственной и примиряющей силы; «естественное состояние» личности интерпретируется в контексте невозможности влияния христианских догматов на субъективную сторону человеческой воли. Несмотря на то что профессор Рейснер считал недостижимым существование христианского государства в правовом, тем не менее ученый определил вопросы их совместного ведения. Выводы, ́ сделанные на основании исследования трудов М. А. Рейснера с апеллированием отдельных его воззрений к философско-правовой мысли других представителей русских юридических школ (Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев), позволяет установить общность и востребованность их нравственных идей в современный период времени.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Территориальное общественное самоуправление в последние годы используется в различных регионах в качестве действенного средства самостоятельного решения вопросов местного значения на определенной территории. Это обстоятельство обусловлено усиливающимся государственным воздействием, в том числе на правоотношения, связанные с решением вопросов местного значения, развитием управляющих компаний, постепенно расширяющих спектр своих услуг, существованием и функционированием с разной степенью эффективности товариществ собственников жилья и т.д. В городе федерального значения Севастополе в части создания и функционирования территориальных общественных самоуправлений сложилась уникальная для России ситуация. До вступления данного региона в состав Российской Федерации население активно участвовало в решении общественных вопросов, включая вопросы местного значения, используя те правовые конструкции, которые были установлены украинским законодательством. Оно, в свою очередь, предоставляло достаточно большой объем демократических свобод жителям города, к которым они привыкли. С началом интеграции Севастополя в российское правовое пространство некоторые условия реализации непосредственной демократии на муниципальном уровне изменились с учетом статуса региона — города федерального значения, в котором традиционно более существенное государственное влияние на решение многих вопросов, обусловленное целью сохранения единства городского хозяйства. Еще одним актуальным аспектом является то, что принятием решений, в том числе по вопросам местного значения, в Севастополе занимаются чиновники, в большинстве своем приехавшие из других регионов, жившие по законам современного российского государства с момента его основания, с привнесением своего ви́дения местной проблематики. Все это приводит к некоторого рода конфликтным ситуациям между гражданами, стремящимися реализовывать формы непосредственной демократии, и представителями публичной власти. Правоту каждой из сторон в отдельных случаях можно оценивать по-разному. Осмыслению одного из них в юридической практике и посвящена настоящая работа.
Статья посвящена анализу видов муниципальной службы и их классификации. На основе анализа законодательства и правовой доктрины автор приходит к выводу, что перечень принципов муниципальной службы, закрепленный в законодательстве, не является исчерпывающим. Предлагается выделять общеправовые, отраслевые и институциональные принципы муниципальной службы, различающиеся по сферам действия. К общеправовым принципам он предлагает относить: принципы приоритета прав и свобод человека и гражданина; законности; равенства; к отраслевым: принципы единства основных требований к муниципальной службе при учете исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы; самостоятельности органов местного самоуправления при регулировании муниципальной службы; дифференциации правового регулирования в зависимости от вида муниципального образования; сочетания частных и публичных начал в регулировании муниципальной службы; стабильности; открытости; к институциональным (специальным): профессионализма и компетентности; внепартийности; ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы.
В статье освещается деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по защите социальных прав граждан и их роль в механизме защиты этих прав. Приводятся примеры из судебной практики по вопросам их гарантированности, реализации и толкования. Уделяется внимание внепроцессуальной деятельности конституционных (уставных) судов и их вкладу в развитие и совершенствование теории социальных прав, социальных норм права, в том числе посредством публикуемых и оглашаемых посланий. Отмечается их позитивная роль в укреплении конституционной законности и принципов социального государства. Приводятся статистические данные рассмотрения дел, а именно соотнесение судебных решений по вопросам социальных прав с общим количеством вынесенных итоговых судебных актов (на примере конституционных судов субъектов Приволжского федерального округа). Освещается ряд ключевых проблем регионального конституционного судопроизводства, в том числе реализации (исполнимости) решений конституционных (уставных) судов, затрагивающих социальные права граждан.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
В статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с реализацией Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р, основной целью которой является интеграция в едином информационном пространстве информационно-аналитических систем общественной безопасности и безопасности среды обитания (мониторинга, прогнозирования, оповещения). Исследуется процесс реализации Концепции, возникающие при этом проблемы организационного характера, отмечается недостаточность правового регулирования и методического сопровождения вопросов создания и развития АПК «Безопасный город».
В процессе исследования были применены общенаучные и частнонаучные методы познания: аналитический, логический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой.
Основной вывод, сделанный по итогам исследования, заключается в том, что в целях оптимизации деятельности по созданию и развитию АПК «Безопасный город» на территории Российской Федерации требуется внесение существенных корректировок в российское законодательство, разработка достаточной организационно-методической базы, выработка механизмов создания комплекса на примере пилотного субъекта Российской Федерации.
Основным вкладом, который сделан автором в настоящей статье, является вывод о необходимости развития законодательства в области комплексной безопасности, сформулированные предложения по проведению организационно-правовых мероприятий в области развития АПК «Безопасный город», имеющие теоретическую и прикладную значимость. Результаты исследования могут быть применены уполномоченными органами как законодательной, так и исполнительной власти в своей практической деятельности.
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
В статье рассматриваются актуальные вопросы, возникающие в правоприменительной практике в связи с выплатой дивидендов российскими организациями в адрес своих иностранных участников. В начале статьи автор, опираясь на текущее законодательство, раскрывает понятие дивидендов с гражданско-правовой и налогово-правовой точек зрения, на основании чего приходит к выводу, что эти понятия совпадают не в полном объеме. Данное несовпадение вызвано тем, что понятие дивидендов с налогово-правовой точки зрения включает в себя, помимо распределения прибыли, иные выплаты в адрес иностранных организаций с целью удовлетворения фискальных интересов государства. Затем на основании краткого анализа конкретных судебных дел излагается содержание основных спорных вопросов налогообложения, возникающих на практике при выплатах российскими организациями дивидендов в адрес своих иностранных участников. По результатам проведенного анализа автор формулирует выводы касательно возможных изменений в российском законодательстве с целью избежания подобных споров между налоговыми агентами и налоговыми органами в будущем.
Статья посвящена исследованию теоретико-правовых аспектов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) как вида финансового контроля. Анализируется место ПОД/ФТ в системе финансового права, определяются характерные особенности, которые позволяют обособить ПОД/ФТ в самостоятельный вид финансового контроля, отмечаются основные направления ПОД/ФТ как вида финансового контроля. Автор приходит к выводу, что ПОД/ФТ является особым видом финансового контроля, которому присущи такие характерные особенности, как комплексный характер, широкий круг уполномоченных контрольно-надзорных субъектов, собственный инструментарий контрольно-надзорной деятельности.
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В статье рассмотрена взаимосвязь принципов платности и добросовестности при кредитовании заемщиков на примере уплаты заемщиками процентов и иных платежей по кредитному договору. Автором проанализирована специфика проявления принципа добросовестности при установлении, изменении и взыскании процентов за пользование кредитом и иных платежей по кредитному договору. В работе сделан вывод, что в законе отсутствуют специальные нормы, регулирующие поведение кредитора при установлении и изменении процентов за пользование кредитом и иных платежей, в связи с чем подлежат применению положения ГК РФ о недопустимости недобросовестного поведения сторон. Учитывая, что положения ГК РФ о добросовестности поведения сторон являются оценочными, автором на основе судебной практики выделены случаи недобросовестного поведения кредитора при установлении, изменении процентов за пользование кредитом и иных платежей. Также в статье определено влияние соотношения принципов платности и добросовестности на формы и способы защиты прав заемщика и совершенствование законодательства об уплате процентов и иных платежей.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Принципы только формирующегося законодательства об обработке генетической информации относятся к числу неформализованных правовых явлений. Выявление этих принципов — задача всей правовой науки и особенно информационного права.
С позиции информационного права в статье представлен новый авторский подход к построению системы принципов правового регулирования генетической информации, среди которых выделены: принцип ответственности перед будущими поколениями; принцип свободы научных исследований; принцип защиты человеческого достоинства; принцип неприкосновенности частной жизни.
Защита генома направлена не только на сохранение жизни и здоровья конкретного человека, но и на сохранение генома его потомков. Это позволяет рассматривать геном как достояние человечества.
Свобода научных исследований в области генетики подразумевает свободу изучения генетической информации, но не свободу ее использования. В отношении научных исследований генетической информации представителей определенной популяции предусматривается — в дополнение к индивидуальному согласию на обработку такой информации — согласие, выраженное через законных представителей соответствующих групп или народов.
Проанализированы идеи расширенного и открытого согласия лица на обработку генетической информации.
Сделан вывод о необходимости закрепления системы принципов правового регулирования в сфере обработки генетической информации в специальном законе «О генетической информации».
ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Статья посвящена изучению нового объекта гражданских прав — токену (цифровому праву). Исследуется вопрос о юридической природе, гражданско-правовом режиме цифровых прав. Анализируются нормы закона о понятии и содержании цифровых прав. Рассмотрение токена как цифрового способа фиксации имущественных прав дает возможность рассматривать его как некую имущественную ценность, правовой режим которой аналогичен «ценным правам» (Wertrechte), выделяемым в европейском континентальном праве германского типа. Сделан вывод, что токен выполняет в информационной системе несколько функций: 1) распознавание управомоченного лица; 2) цифровая единица цены доли участия лица в бизнес-проекте, в инвестировании строительства; 3) цифровая единица баланса актива имущества юридического лица; 4) цифровой аналог бездокументарных ценных бумаг; 5) исполнение денежного обязательства в цифровой форме; 6) цифровое средство платежа. Существуя в виде цифровой записи в регистре на блокчейн-платформе и выполняя разнообразные функции, токен как достаточно гибкий цифровой (прежде всего финансовый) инструмент дает возможность участникам цифрового гражданского оборота совершать в киберпространстве цифровые «сделки». Анализируется вопрос о возможности квалификации действий пользователей информационной системы по совершению трансакций с токенами в качестве гражданско-правовых сделок.
В статье рассматриваются проблемы применения коллизионного метода регулирования отношений, связанных с введением в оборот на территории Российской Федерации цифровых активов, ставших особенно актуальными в последнее время. Анализируется ряд законодательных инициатив, направленных на регулирование отношений по созданию и/или обмену цифровыми финансовыми активами. Автором формулируется определение цифровых прав — это цифровые коды или обозначения, существующие в децентрализованной информационной системе, которые удостоверяют права обладателя уникального доступа к ним на иные («реальные») объекты гражданских прав, за исключением нематериальных благ. Предлагается законодательное закрепление правил, согласно которым место проведения аукциона, конкурса или нахождения биржи в сети Интернет определяется местонахождением организатора такого аукциона, конкурса или биржи, а если это невозможно, то оно устанавливается на основании информации об их месте проведения или нахождения, указанной на соответствующем сайте, либо по доменному имени, обеспечивающему проведение такого аукциона, конкурса или доступа к электронной бирже.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО
В статье рассматриваются две основные концепции корпоративного управления (европейская и американская), разделение которых обусловлено различным отношением к учету интересов лиц, заинтересованных в деятельности юридических лиц (стейкхолдеров). Несмотря на сохранение консервативных подходов к корпоративному управлению в некоторых государствах (например, США), в настоящей работе выявляется общемировая тенденция развития и распространения стейкхолдерской (европейской) концепции, в рамках которой признается необходимость учета интересов различных заинтересованных лиц — наемных работников, кредиторов, публично-правовых образований и т.д. Автор описывает также подходы российских ученых к роли стейкхолдеров в корпоративном управлении и на основе развивающегося правового регулирования и формирующейся судебной практики делает вывод о приближении отечественного корпоративного управления к европейской концепции. Представляется, что исследование юридического лица через призму стейкхолдерской концепции принципиально меняет традиционную конструкцию данного субъекта права и позволяет системно решать задачи, связанные с корпоративной социальной ответственностью юридических лиц.
В статье исследуется правовая природа и особенности соглашений эскроу (условного депонирования) по российскому и зарубежному праву, а также порядок совершения сделок слияния и поглощения (M&A — mergers and acquisitions) по англосаксонскому и континентальному праву. Отмечается, что как российские предприниматели, так и иностранные инвесторы в подобных контрактах предпочитают зарубежное право российскому из-за неопределенности правовых институтов. Авторами анализируется возможность использования механизма условного депонирования не только для денежных средств, как это было ранее, но и для другого имущества, в частности бездокументарных ценных бумаг. В работе анализируются недавно вступившие в законную силу поправки к ГК РФ, вводящие в кодекс главу 47.1. На ее основании рассматривается потенциальная возможность применения договора эскроу к сделкам слияния и поглощения компаний. Авторы в целом оценивают эффект от нового регулирования как положительный, но также обращают внимание на недостаточность регулирования исследуемых институтов в российском правопорядке.
ПРАВОВАЯ ОХРАНА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вправе ли бюджетное учреждение в научной сфере и сфере образования самостоятельно, без согласия учредителя, распоряжаться принадлежащими ему исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности? Статус учреждения как «держателя» имущества учредителя заставляет задуматься о необходимости применения по аналогии закона положений, регулирующих право оперативного управления, к отношениям по поводу распоряжения учреждением своими исключительными правами. Тем более с учетом того, что предпосылки для введения согласия учредителя как необходимого условия для распоряжения ценным имуществом учреждения в равной мере применимы как к объектам вещных прав, так и к исключительным правам на результаты интеллектуальной деятельности. Однако автор обосновывает недопустимость применения по аналогии закона положений ГК РФ, ограничивающих полномочия бюджетного учреждения по распоряжению имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, указывая на отсутствие пробела в регулировании, который бы требовал восполнения. В этой связи автор приходит к выводу, что бюджетное учреждение по общему правилу вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащими ему исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности без согласия учредителя.
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
Статья раскрывает сущность «оснований» проведения оперативно-розыскных мероприятий — важнейшего гаранта обеспечения конституционных прав граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности. С учетом анализа юридической литературы выделяется наиболее приемлемый подход к делению оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий на «фактические» и «формальные» (юридические) основания. Отмечается, что в некоторых случаях оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться только при наличии фактических оснований, однако с обязательным оформлением юридических оснований в дальнейшем, после осуществления таких мероприятий. Обосновывается позиция о том, что определенные обстоятельства, которые выявлены опытным путем — оперативной и следственной практикой — и являются типичными обстоятельствами, предшествующими, сопутствующими или следующими за преступлением, могут рассматриваться в качестве оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Выделена авторская позиция о том, что следует понимать под «основаниями» для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
В статье автор рассматривает концептуальные вопросы выделения принципов криминалистики. Анализируя мнения различных ученых по рассматриваемому вопросу, автор оспаривает необходимость использования в криминалистике принципов только уголовного процесса. Предлагается разработанная трехзвенная система принципов данной науки, включающая: 1) общие (общенаучные) принципы, характерные как для иных наук, так и для практической деятельности; 2) частные, характерные для всей криминалистики в целом. Это собственно криминалистические принципы, характеризующие ее основу, направления деятельности, перспективы развития. Именно в рамках данной группы принципов можно выделить теоретический и практический аспект; 3) специальные принципы криминалистики: принципы, характерные только для отдельных частей криминалистики. Не вдаваясь в дискуссию о системе криминалистики, выделим принципы общей теории криминалистики; принципы криминалистической техники; принципы организации расследования и тактики следственных действий; принципы криминалистической методики. Разработка оптимальной системы принципов криминалистики позволяет повысить эффективность научных и практических разработок.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Процессы глобализации, развития информационно-коммуникативных технологий, сетевизации существенным образом меняют социум и, как следствие, его надстройку — право. Международное частное право в силу собственного предмета и особой методологии находится в авангарде соответствующих изменений.
В статье исследуются проблемы формулирования концепции территориального суверенитета во внетерриториальном информационном пространстве, имеющие серьезную значимость в отношении международного частного права, принципами которого являются общий принцип суверенного равенства государств, выступающий в качестве общего начала для международного частного права, и специальный принцип суверенного равенства национального права государств. Поставлена проблема реализации территориального характера коллизионных формул прикрепления и оснований международной подсудности в отношении определенного сегмента внетерриториального информационного пространства. Исследуется вопрос обусловленности адаптации принципов и методологии правового регулирования общественных отношений в условиях цифровых технологий необходимостью понимания условий и границ реализации суверенитета, юрисдикции государства в информационно-коммуникационном пространстве. Осмысливаемые в рамках науки международного частного права процессы в той или иной степени актуальны и для других отраслей права. В настоящей работе анализируются такие индикаторы происходящих изменений в правовой парадигме, как влияние информационно-телекоммуникационных технологий на развитие международного частного права, место и возрастающее значение норм негосударственного регулирования в процессе упорядочения трансграничных частноправовых отношений, развитие негосударственных систем разрешения трансграничных споров. Затрагиваются проблемы использования блокчейн-технологий и охраны интеллектуальной собственности в трансграничных частноправовых отношениях; частного адхократического нормотворчества, формирования различных социальных феноменов в ключе lex mercatoria, влияния международных коммерческих арбитражей, онлайн-платформ на формирование актуальных трендов в области разрешения трансграничных споров и др.
ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО
Статья посвящена рассмотрению отдельных аспектов правового сотрудничества по гражданским делам, связанных с определением подсудности, признанием и исполнением судебных решений, а также определением права, подлежащего применению при рассмотрении трансграничных дел в рамках ЕС. На уровне ЕС создана целая система унифицированных правовых норм, регламентирующих порядок рассмотрения трансграничных споров по гражданским делам внутри Союза. При этом цель ЕС заключается не в том, чтобы заменить союзными актами национальное процессуальное законодательство, а в том, чтобы в условиях тесной экономической интеграции облегчить доступ к правосудию по гражданским делам, имеющим трансграничный характер. Автор проанализировал понятие «правовое сотрудничество по гражданским делам», а также раскрыл его ключевые элементы. В статье выделены и подробно рассмотрены четыре режима рассмотрения трансграничных дел в рамках ЕС, отмечены их особенности, а также проанализирована судебная практика.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО
Статья посвящена выявлению особенностей нормотворчества в сфере земельного, градостроительного и природоресурсного права, в том числе основных новелл в сфере нормативного правового регулирования земельных, градостроительных и природоресурсных отношений, тенденций развития государственной политики в данной сфере, влияния документов государственного стратегического планирования на нормотворчество в сфере земельных, градостроительных и природоресурсных отношений, а также общих тенденций и перспектив развития современного российского земельного, градостроительного и природоресурсного законодательства. По итогам проведенного исследования авторы приходят к выводу о необходимости принятия базового документа, в котором будет заложена концептуальная основа для формирования цельной, непротиворечивой, системной, институциональной среды для экологического (в том числе природоресурсного), земельного и градостроительного правотворчества. Создание «институтов развития» нормотворчества, опирающихся на конкретные, достижимые, перспективные цели, задачи, средства и методы, является, пожалуй, самым сложным, но необходимым этапом перехода на новые характеристики нормотворчества в сфере земельного, градостроительного и природоресурсного права.
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Международные научные проекты, направленные на создание и эксплуатацию установок класса «мегасайенс», а соответственно, на получение прорывных, инновационных научных результатов, имеющих общемировое значение, именуются проектами класса «мегасайенс». В настоящее время в мире реализуется несколько крупномасштабных проектов класса «мегасайенс», каждый из которых направлен на решение глобального вызова, стоящего перед человечеством. Следующий качественный этап развития цивилизации невозможен без устранения препятствующих такому поступательному движению узких мест. Одними из наиболее актуальных проблем общемирового масштаба являются повышение энергоэффективности и выработка технологий по получению и использованию альтернативных возобновляемых источников электрической и тепловой энергии, а также получение новых знаний о строении материи и эволюции Вселенной от Большого взрыва до настоящего времени. Решить данные проблемы призваны мегасайенс-проекты ИТЭР и ФАИР, важную роль в финансировании и технической реализации которых играет Российская Федерация.
ISSN 2782-1862 (Online)