ТЕОРИЯ ПРАВА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Автор в статье сопоставляет концепцию вспомогательных органов государственной власти с институтом полномочных представителей Президента России в федеральных округах, предварительно раскрыв признаки вспомогательных органов. Автором сформировано самостоятельное определение понятия «вспомогательные органы государственной власти». Показано, что концепция вспомогательных органов в российской школе права зародилась более 100 лет назад и имеет продолжение в трудах видных ученых современности. В статье с опорой на нормативную базу делается предположение о первичности Администрации Президента России перед институтом полномочных представителей в федеральных округах. Делается вывод о том, что институт полномочных представителей в федеральных округах, а точнее — аппараты полномочных представителей Президента России в федеральных округах, не только в значительной мере вписываются в рассмотренную концепцию, но и имеют подлинно конституционно-правовой характер, поскольку создание данного института допускается Конституцией Российской Федерации (упоминание в гл. 4).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
В настоящее время объективно назрела необходимость реформирования системы нормативно-правового регулирования генной инженерии. Принципиально важной является разработка федерального закона, который будет способствовать развитию, внедрению и применению генетически модифицированных продуктов, а не создавать им препятствия, в том числе и для развития экономики в РФ. Одним из направлений совершенствования законодательства в области генной инженерии и дальнейшего эффективного регулирования является закрепление основных его принципов как руководящих идей при реализации органами своих полномочий в рассматриваемой области. В работе выделены основные принципы регулирования в области генно-инженерной деятельности, раскрыто их содержание и приведены примеры реализации в указанной области. Так, в качестве основных принципов государственного регулирования выделены принципы разделения властей, федерализма, законности, соблюдения прав человека и гражданина, гласности, ответственности. Однако данные принципы не нашли отражения в Федеральном законе от 5 июля 1996 г. № 86‑ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности. В связи с этим предлагается совершенствование нормативно-правового регулирования и включение ряда принципов в качестве руководящих идей в указанный Федеральный закон.
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Госзакупки — это мейнстрим настоящего времени. Мы можем наблюдать, как научная сфера госзакупок продолжает расширяться по мере того, как ученые в области права, государственного управления, финансов, менеджмента и информационных технологий начинают применять свои знания для изучения госзакупок. Прогресс в области госзакупок столь же очевиден и в политической и экономической областях, где госзакупки тесно связаны с проблемами социальной интеграции, экономического роста и экологической устойчивости. В связи с этим возникают важные вопросы, касающиеся того, каким образом и с использованием каких методов мы должны проводить исследование указанной сферы. По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что применение действующих теорий к практическим вызовам имеет большой потенциал для генерирования новых возможных способов решения проблем в сфере госзакупок, в то же время усилия ученых помогут генерировать данные для выработки новых идей, концепций и даже конкретных теорий в сфере госзакупок.
ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
ПРАВОВАЯ ОХРАНА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается проблематика использования технологий искусственного интеллекта при создании объектов интеллектуальной собственности, в частности вакцин, в условиях борьбы с пандемией. Подчеркивается, что технологии искусственного интеллекта позволяют оперативно преодолевать подобные вызовы как на национальном, так и на международном уровне и не допустить их повторения в будущем. Автор отмечает, что важнейшие требования о соблюдении конституционных прав и свобод граждан и о невозможности их ограничения при применении технологий искусственного интеллекта, которые устанавливаются в нормативных правовых актах, должны быть дополнены четкими правилами о правовом режиме результатов деятельности искусственного интеллекта, в том числе интеллектуальной деятельности, а также положениями об ответственности разработчиков, пользователей искусственного интеллекта. При этом вопросы правосубъектности искусственного интеллекта также нуждаются в детальной проработке с ориентацией на соблюдение разумного баланса прав, обязанностей и ответственности между разработчиками, пользователями искусственного интеллекта, а также субъектами-адресатами, вступающими в правоотношения с участием искусственного интеллекта. Ключевым аспектом в контексте вопросов правового регулирования результатов интеллектуальной деятельности, полностью или частично созданных искусственным интеллектом, представляется соблюдение баланса между интересами правообладателей и общественными интересами. Установленные на международно-правовом уровне (п. 31 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 г.) возможные ограничения прав правообладателей должны быть приняты за гармонизирующую основу и должны восприниматься национальными правовыми системами при обязательном установлении соответствующих гарантий прав правообладателей (в частности, неисключительный характер использования интеллектуальных прав в контексте таких ограничений, выплата разумного вознаграждения и др.).
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО
КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Вопросы определения суммы ущерба, причиненного преступными деяниями экономической направленности, традиционно являются дискуссионными в российском праве. Особую остроту данная проблема приобретает в отраслях со специфичными условиями финансово-хозяйственной деятельности, например в агропромышленном комплексе. Статья содержит авторскую интерпретацию термина «ущерб» в соответствии со спецификой сельскохозяйственного производства. Предлагаемая методика исчисления ущерба дифференцирована по объектам преступного посягательства и опирается на использование первичных бухгалтерских документов, учетных регистров и форм специализированной отчетности, что ранее в научной литературе не исследовалось и не описывалось. В статье предложены способы оценки ущерба, причиненного преступлениями экономической направленности в агропромышленном комплексе в условиях запущенности или отсутствия бухгалтерского учета. Представлена авторская позиция в отношении включения при оценке ущерба сумм упущенной выгоды и описаны возможные условия ее признания.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И СУДОУСТРОЙСТВО
Реализуемая в Российской Федерации судебная реформа и осуществляемое судебное строительство остаются важнейшими направлениями государственной политики. Статья содержит комплексный анализ организационных основ судебной власти, осмысление конституционных начал судебной системы и ее особенностей, а также включает исследование уголовно-процессуального законодательства на различных этапах формирования Российского государства. Методологическую основу исследования составила совокупность теоретических и эмпирических методов исследования. Сочетание аналитических и сравнительно-правового метода позволило сформировать представление об эволюции судебной системы и уголовно-процессуального законодательства, сопоставить правовые акты, регламентирующие судоустройство и судопроизводство, что позволило сделать выводы о достижениях и недостатках правового регулирования рассматриваемой сферы. В целом авторы приходят к выводу, что реформирование судоустройства носит положительный характер, поскольку позволит повысить доступность, эффективность и транспарентность правосудия — торжества справедливости, основанного на норме права.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
В статье рассматривается проблема милитаризации космического пространства, актуальность которой в последние годы значительно возросла в связи с прекращением действия ряда важных международных договоров в области сокращения вооружений. Проблема усугубляется отсутствием полного запрета на размещение оружия в космическом пространстве в международных договорах. В статье анализируются нормы международного космического права, нормы Договора об Антарктике 1959 г., доктринальные подходы к определению использования космического пространства в мирных целях. Автор приходит к выводу, что термины «использование в мирных целях» и «использование исключительно (только) в мирных целях» в отношении космического пространства имеют разные содержательные границы: первый отражает заинтересованность в использовании в мирных (невоенных) целях, не устанавливая полного запрета на использование космического пространства в военных целях, второй исключает любые цели, кроме мирных. В отношении космического пространства предлагается использовать второй термин, чтобы исключить использование космического пространства в военных целях. Использование военных средств в мирных целях разрешено в международном праве, поэтому предлагается установить правовые пределы такого использования в космическом пространстве, четко определив запрещенные виды деятельности. Автор отмечает, что в настоящее время принцип использования космического пространства в мирных целях является ориентиром, в котором отражено стремление международного сообщества к недопущению использования космического пространства в военных целях.
ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В 2019 г. в целях создания привлекательных условий для развития сферы Fintech в Сингапуре был принят Закон «О платежных услугах», который закрепил дефиницию криптовалюты (цифровых платежных токенов) и порядок ее оборота. Кроме того, в данном Законе были установлены критерии, позволяющие отличить платежные токены от иных виртуальных объектов — токенов ценных бумаг, утилитарных токенов, игровых валют. В статье авторами анализируется понятие цифровых платежных токенов как цифрового представления стоимости, рассматриваются правила совершения операций с ними. Сделан вывод, что использование такого подхода позволяет минимизировать трудности в регулировании оборота, например, биткоинов. На основании опыта Сингапура предложены рекомендации по модернизации отечественного законодательства. Основной трудностью видится то, что использование в отношении криптовалюты режима цифрового представления стоимости сопряжено с необходимостью либо установления экстерриториального режима регулирования в отношении криптовалютных бирж, либо принятия международного соглашения в данной сфере.
На современном этапе развития генная инженерия характеризуется неоднозначностью достижений. В этой связи для дальнейшего ее развития необходимо исследование законодательства, устанавливающего административную ответственность в указанной сфере общественных отношений. Анализ законодательства Германии в области генной инженерии позволил выявить особенности административной ответственности за совершение административных правонарушений. Обозначены особенности института административной ответственности в области генной инженерии Германии с точки зрения их развития и закрепления в законодательстве об административных правонарушениях. Рассмотрены основные виды административных правонарушений в области генной инженерии в Германии. Особое внимание уделено административным наказаниям, применяемым за нарушение законодательства о генной инженерии. В результате проведенного анализа нормативного регулирования административной ответственности в области генной инженерии обозначены возможные направления дальнейшего совершенствования административной ответственности в Германии. Многообразие нарушений в области генной инженерии позволяет сделать вывод о необходимости расширения и закрепления новых видов административных правонарушений в законодательстве об административной ответственности.
В статье автор анализирует законодательство Германии и Италии, регулирующее финансовые технологии, а также выделяет официальные позиции государственных органов этих стран, касающиеся цифровизации и ее элементов. Выделяются тенденции развития законодательства в цифровой сфере и его перспективы. Кроме того, исследуется немецкая и итальянская научная доктрина, которая, как отмечается, не предлагает единого подхода к финансовым технологиям, в частности к смарт-контракту, а содержит противоречащие друг другу позиции и точки зрения. На основании проведенного исследования делается вывод о необходимости законодательного регулирования финансовых технологий не только на национальном уровне, но и на международном. Подчеркивается, что законодательство должно найти компромисс между публичными интересами, экономическими потребностями и технологическими возможностями в целях наиболее эффективного использования цифровых технологий в различных сферах общественной жизни.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО
ПЕРСОНА
ISSN 2782-1862 (Online)