Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
Том 15, № 7 (2020)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ ПРАВА

11-21 1199
Аннотация
В статье предпринята попытка с общетеоретических позиций провести анализ подходов к пониманию сущности национальных интересов современного Российского государства. Обращается внимание на то обстоятельство, что в юридической науке внимание уделяется только политическим или экономическим аспектам национальных интересов. Однако рассмотрение в общетеоретическом ракурсе сущности и содержания национальных интересов пока остается в тени. В этих целях рассматриваются некоторые научные подходы к пониманию национальных интересов, представлены отдельные сущностные характеристики, выделены признаки таковых. По мнению авторов статьи, сущность национальных интересов проявляется через призму изучения их признаков, позволяющих также представить авторский вариант определения национальных интересов как содержательной части (наряду с угрозами) национальной безопасности страны. В число признаков национальных интересов включены такие, как: связь с интересами государства, социальная справедливость, обусловленность интересами государства и общества, демократический характер, системность и комплексность, осознанность и интеграция, а также детерминированность экономическим положением страны, ее духовно-культурной сферой. В результате представлено авторское определение национальных интересов.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

22-29 531
Аннотация

Автор в статье сопоставляет концепцию вспомогательных органов государственной власти с институтом полномочных представителей Президента России в федеральных округах, предварительно раскрыв признаки вспомогательных органов. Автором сформировано самостоятельное определение понятия «вспомогательные органы государственной власти». Показано, что концепция вспомогательных органов в российской школе права зародилась более 100 лет назад и имеет продолжение в трудах видных ученых современности. В статье с опорой на нормативную базу делается предположение о первичности Администрации Президента России перед институтом полномочных представителей в федеральных округах. Делается вывод о том, что институт полномочных представителей в федеральных округах, а точнее — аппараты полномочных представителей Президента России в федеральных округах, не только в значительной мере вписываются в рассмотренную концепцию, но и имеют подлинно конституционно-правовой характер, поскольку создание данного института допускается Конституцией Российской Федерации (упоминание в гл. 4).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

30-38 948
Аннотация

В настоящее время объективно назрела необходимость реформирования системы нормативно-правового регулирования генной инженерии. Принципиально важной является разработка федерального закона, который будет способствовать развитию, внедрению и применению генетически модифицированных продуктов, а не создавать им препятствия, в том числе и для развития экономики в РФ. Одним из направлений совершенствования законодательства в области генной инженерии и дальнейшего эффективного регулирования является закрепление основных его принципов как руководящих идей при реализации органами своих полномочий в рассматриваемой области. В работе выделены основные принципы регулирования в области генно-инженерной деятельности, раскрыто их содержание и приведены примеры реализации в указанной области. Так, в качестве основных принципов государственного регулирования выделены принципы разделения властей, федерализма, законности, соблюдения прав человека и гражданина, гласности, ответственности. Однако данные принципы не нашли отражения в Федеральном законе от 5 июля 1996 г. № 86‑ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности. В связи с этим предлагается совершенствование нормативно-правового регулирования и включение ряда принципов в качестве руководящих идей в указанный Федеральный закон.

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

39-48 495
Аннотация
В статье проведен анализ правового регулирования и практики выдачи цифровых банковских гарантий с использованием технологии блокчейн в России и Республике Беларусь. Автором сделан вывод о том, что использование блокчейн-технологии позволяет сократить время выдачи цифровых банковских гарантий по сравнению с выдачей гарантий в других формах, а также обеспечить безопасность за счет особых свойств самой технологии передачи информации, ее учета и хранения. В работе также рассматриваются характеристики технологии блокчейн, которые позволяют защитить участников от недобросовестных действий при выдаче гарантии, такие как шифрование информации, использование ключей и учет в цепочке блоков. В статье изучен опыт Национального банка Республики Беларусь в части регулирования использования технологии блокчейн при выдаче и учете банковских гарантий. Автором рассмотрены случаи выдачи российскими банками банковских гарантий с использованием технологии мастерчейн и перспективы развития использования цифровой формы для гарантий. Кроме того, в статье сделан вывод о том, что ведение реестра на базе технологии блокчейн для учета цифровых банковских гарантий позволит минимизировать недобросовестное поведение по их подделке.

 

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

49-59 454
Аннотация
С 1 января 2020 г. действуют новые правила компенсации добросовестному приобретателю (физическому лицу) за утрату им жилого помещения. Такая компенсация не обладает деликтной природой, но сопоставима с реальным ущербом или кадастровой стоимостью виндицированной квартиры. Размер компенсации теперь не ограничен суммой в 1 млн руб., а срок невозможности исполнительного производства в отношении виновных лиц сократился до 6 месяцев. При этом дата вступления в законную силу решения суда об истребовании жилого помещения и дата обращения добросовестного гражданина с требованием о компенсации применительно к 1 января 2020 г. влияют на условия компенсации, размер выплаты, статус ответчика и уровень бюджетных средств. С учетом позиции Конституционного Суда РФ по делу А. Н. Дубовца было бы справедливо риски несовершенства ЕГРН возложить на публично-правовое образование и предоставить гражданам абсолютную защиту от публичной виндикации или хотя бы определить возможность компенсации сразу же после виндикации без дополнительных судебных процессов. Однако с точки зрения экономической эффективности права законодатель выразил предпочтение в пользу юридической модели защиты первоначального собственника в целях стимулирования снижения уровня правонарушений в сфере гражданского оборота недвижимости. Развитие справедливой системы компенсационных мер при истребовании имущества становится общей тенденцией в правовом механизме защиты гражданских прав в России.
60-67 756
Аннотация

Госзакупки — это мейнстрим настоящего времени. Мы можем наблюдать, как научная сфера госзакупок продолжает расширяться по мере того, как ученые в области права, государственного управления, финансов, менеджмента и информационных технологий начинают применять свои знания для изучения госзакупок. Прогресс в области госзакупок столь же очевиден и в политической и экономической областях, где госзакупки тесно связаны с проблемами социальной интеграции, экономического роста и экологической устойчивости. В связи с этим возникают важные вопросы, касающиеся того, каким образом и с использованием каких методов мы должны проводить исследование указанной сферы. По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что применение действующих теорий к практическим вызовам имеет большой потенциал для генерирования новых возможных способов решения проблем в сфере госзакупок, в то же время усилия ученых помогут генерировать данные для выработки новых идей, концепций и даже конкретных теорий в сфере госзакупок.

ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

68-75 709
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы института группового иска. Тема является актуальной в свете масштабной реформы этого института в арбитражном процессе и появления групповых исков в гражданском процессе. Автор отмечает, что групповое производство не может рассматриваться как равная альтернатива процессуальному соучастию, поэтому, по мнению автора, для разграничения группового производства и процессуального соучастия, наряду с количественным критерием, следовало бы использовать и некоторые другие. Рассматривается вопрос конкуренции группового и индивидуального исков, который оказался по-разному решен в процессуальных кодексах. Отмечаются некоторые проблемы, связанные с основаниями и порядком замены истца-представителя. Принимая во внимание, что закон допускает рассмотрение в групповом производстве однородных требований, автор приходит к выводу, что следует более детально проработать нормы, которые касаются случая, когда групповой иск представляет собой совокупность индивидуальных требований каждого участника.

ПРАВОВАЯ ОХРАНА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

76-90 845
Аннотация

В статье рассматривается проблематика использования технологий искусственного интеллекта при создании объектов интеллектуальной собственности, в частности вакцин, в условиях борьбы с пандемией. Подчеркивается, что технологии искусственного интеллекта позволяют оперативно преодолевать подобные вызовы как на национальном, так и на международном уровне и не допустить их повторения в будущем. Автор отмечает, что важнейшие требования о соблюдении конституционных прав и свобод граждан и о невозможности их ограничения при применении технологий искусственного интеллекта, которые устанавливаются в нормативных правовых актах, должны быть дополнены четкими правилами о правовом режиме результатов деятельности искусственного интеллекта, в том числе интеллектуальной деятельности, а также положениями об ответственности разработчиков, пользователей искусственного интеллекта. При этом вопросы правосубъектности искусственного интеллекта также нуждаются в детальной проработке с ориентацией на соблюдение разумного баланса прав, обязанностей и ответственности между разработчиками, пользователями искусственного интеллекта, а также субъектами-адресатами, вступающими в правоотношения с участием искусственного интеллекта. Ключевым аспектом в контексте вопросов правового регулирования результатов интеллектуальной деятельности, полностью или частично созданных искусственным интеллектом, представляется соблюдение баланса между интересами правообладателей и общественными интересами. Установленные на международно-правовом уровне (п. 31 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 г.) возможные ограничения прав правообладателей должны быть приняты за гармонизирующую основу и должны восприниматься национальными правовыми системами при обязательном установлении соответствующих гарантий прав правообладателей (в частности, неисключительный характер использования интеллектуальных прав в контексте таких ограничений, выплата разумного вознаграждения и др.).

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

91-102 453
Аннотация
В статье анализируется устоявшаяся практика судов общей юрисдикции по трудовым спорам о взыскании выходных пособий, предусмотренных соглашением сторон о прекращении трудовых отношений. Выявлены ошибки применения норм трудового законодательства о гарантиях, допускаемые судами вследствие неправильного понимания правовой природы выходных пособий, предложена аргументация и критерии для определения размеров выходных пособий как адекватных и соразмерных, рассмотрены проблемы применения судами принципа защиты от дискриминации в сфере труда и общеправового принципа о недопустимости злоупотребления правом в трудовых отношениях. По мнению автора, практика ошибочного толкования судами норм ТК РФ, регулирующих вопросы выплаты выходных пособий, предусмотренных трудовым договором, подталкивает к необходимости разработки понятных и подробных критериев, на которые суды и стороны трудового спора смогут опираться при рассмотрении дел по искам о взыскании выходных пособий. Такие критерии могут быть выработаны в форме системы контрольных вопросов, ответив на которые суд и стороны судебного процесса могли бы прийти к взвешенному и аргументированному решению.

МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО

103-113 1007
Аннотация
Развивающиеся генетические технологии оказывают влияние на различные общественные отношения: по медицинской помощи, обеспечению биологической безопасности, борьбе с преступностью и др. Геномная регистрация, зародившаяся как часть криминалистической идентификации личности, активно развивается, в связи с чем появляется комплекс организационных, финансовых и правовых проблем, нуждающихся в разрешении. Действующее законодательство в части геномной регистрации ориентировано в основном на решение задач предупреждения и борьбы с преступностью, в связи с чем его потенциал практически исчерпан. Авторы предлагают развивать добровольную геномную регистрацию, позволяющую решать задачи не только криминалистики, но и биомедицины и других сфер жизни. В этой связи предлагается создание универсальной государственной базы геномной информации, а также ставится ряд вопросов в связи с генетической паспортизацией: обеспечения прав граждан, биологической и информационной безопасности. По мнению автора, расширение круга задач, которые способна решать геномная регистрация, может придать импульс развитию этого направления деятельности. Однако для этого необходимо своевременно решить комплекс взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых проблем, обеспечить баланс частных и публичных интересов, биологическую и информационную безопасность.

КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

114-120 476
Аннотация

Вопросы определения суммы ущерба, причиненного преступными деяниями экономической направленности, традиционно являются дискуссионными в российском праве. Особую остроту данная проблема приобретает в отраслях со специфичными условиями финансово-хозяйственной деятельности, например в агропромышленном комплексе. Статья содержит авторскую интерпретацию термина «ущерб» в соответствии со спецификой сельскохозяйственного производства. Предлагаемая методика исчисления ущерба дифференцирована по объектам преступного посягательства и опирается на использование первичных бухгалтерских документов, учетных регистров и форм специализированной отчетности, что ранее в научной литературе не исследовалось и не описывалось. В статье предложены способы оценки ущерба, причиненного преступлениями экономической направленности в агропромышленном комплексе в условиях запущенности или отсутствия бухгалтерского учета. Представлена авторская позиция в отношении включения при оценке ущерба сумм упущенной выгоды и описаны возможные условия ее признания.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И СУДОУСТРОЙСТВО

121-128 785
Аннотация

Реализуемая в Российской Федерации судебная реформа и осуществляемое судебное строительство остаются важнейшими направлениями государственной политики. Статья содержит комплексный анализ организационных основ судебной власти, осмысление конституционных начал судебной системы и ее особенностей, а также включает исследование уголовно-процессуального законодательства на различных этапах формирования Российского государства. Методологическую основу исследования составила совокупность теоретических и эмпирических методов исследования. Сочетание аналитических и сравнительно-правового метода позволило сформировать представление об эволюции судебной системы и уголовно-процессуального законодательства, сопоставить правовые акты, регламентирующие судоустройство и судопроизводство, что позволило сделать выводы о достижениях и недостатках правового регулирования рассматриваемой сферы. В целом авторы приходят к выводу, что реформирование судоустройства носит положительный характер, поскольку позволит повысить доступность, эффективность и транспарентность правосудия — торжества справедливости, основанного на норме права.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

129-144 1212
Аннотация

В статье рассматривается проблема милитаризации космического пространства, актуальность которой в последние годы значительно возросла в связи с прекращением действия ряда важных международных договоров в области сокращения вооружений. Проблема усугубляется отсутствием полного запрета на размещение оружия в космическом пространстве в международных договорах. В статье анализируются нормы международного космического права, нормы Договора об Антарктике 1959 г., доктринальные подходы к определению использования космического пространства в мирных целях. Автор приходит к выводу, что термины «использование в мирных целях» и «использование исключительно (только) в мирных целях» в отношении космического пространства имеют разные содержательные границы: первый отражает заинтересованность в использовании в мирных (невоенных) целях, не устанавливая полного запрета на использование космического пространства в военных целях, второй исключает любые цели, кроме мирных. В отношении космического пространства предлагается использовать второй термин, чтобы исключить использование космического пространства в военных целях. Использование военных средств в мирных целях разрешено в международном праве, поэтому предлагается установить правовые пределы такого использования в космическом пространстве, четко определив запрещенные виды деятельности. Автор отмечает, что в настоящее время принцип использования космического пространства в мирных целях является ориентиром, в котором отражено стремление международного сообщества к недопущению использования космического пространства в военных целях.

ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО

145-152 538
Аннотация
В статье исследуется процесс становления открытой науки как одна из наиболее отчетливых тенденций в области научных исследований в современном мире. Отмечается, что свобода науки пока не получила прямого закрепления в международно-правовых источниках в сфере защиты прав человека, однако упоминается в конституциях ряда государств. Сравнительный анализ состояния вопроса на европейском и африканском континентах показывает наличие существенного разрыва. В Европейском Союзе предпринимаются попытки перевести регулирование на наднациональный уровень (например, была учреждена должность Специального посланника Европейского Союза по вопросам открытой науки), в то время как свободный доступ к результатам научных исследований в Африке обеспечивается во многом силами неправительственных объединений и частных проектов (такими как СОХА, ЛИРАЖ, СИРАМ). Раскрывается история проблематики и текущее положение дел в Европейском Союзе и Африке, выделяются особенности и перспективы развития.
153-168 507
Аннотация
Финансирование инноваций в Европе сопряжено с необходимостью обеспечивать создание различных стимулов для привлечения потенциальных заказчиков и поставщиков в силу специфики области закупки и наличия определенных рисков для обеих сторон. Как правило, осуществление закупок в данной области сопряжено с риском неполучения конечного результата в силу объективных причин, которые на этапе формирования документации не могли быть выявлены сторонами. Европейское законодательство предусматривает целый ряд мер как административно-технического, так и правового характера, направленных на устранение бюрократических барьеров, создание оптимальных условий для функционирования конкурентной среды и дальнейшего развития инновационных продуктов и технологий. Данный законодательный и правоприменительный опыт ЕС и его государств-членов может быть использован при совершенствовании российской правовой базы.
169-179 503
Аннотация
В настоящее время в Европейском Союзе, помимо традиционных систем переводов денежных средств (банковские переводы, Western Union и т.д.), получили распространение неформальные (альтернативные) системы. Наиболее известной и распространенной является хавала́ (hawala), зародившаяся в Южной Азии много веков назад, задолго до появления банковской системы, и до сих пор являющаяся наиболее привычным и удобным механизмом переводов денежных средств в ряде регионов Северной Африки и Ближнего Востока. Хавала функционирует за пределами регулируемого банковского и финансового сектора преимущественно за счет сложной системы взаиморасчетов: фактический перевод денежных средств в рамках этой системы не осуществляется. В большинстве стран хавала не регулируется законом и не является предметом надзора со стороны государственных органов. Все эти факторы обуславливают повышенный риск легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (риск ОД/ФТ). В статье будут рассмотрены ключевые характеристики хавалы, ее виды, обстоятельства, послужившие причиной ее распространения, особенности функционирования системы, а также будет дан обзор основных мер Европейского Союза, направленных на снижение риска ОД/ФТ, характерного для хавалы.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

180-187 1087
Аннотация

В 2019 г. в целях создания привлекательных условий для развития сферы Fintech в Сингапуре был принят Закон «О платежных услугах», который закрепил дефиницию криптовалюты (цифровых платежных токенов) и порядок ее оборота. Кроме того, в данном Законе были установлены критерии, позволяющие отличить платежные токены от иных виртуальных объектов — токенов ценных бумаг, утилитарных токенов, игровых валют. В статье авторами анализируется понятие цифровых платежных токенов как цифрового представления стоимости, рассматриваются правила совершения операций с ними. Сделан вывод, что использование такого подхода позволяет минимизировать трудности в регулировании оборота, например, биткоинов. На основании опыта Сингапура предложены рекомендации по модернизации отечественного законодательства. Основной трудностью видится то, что использование в отношении криптовалюты режима цифрового представления стоимости сопряжено с необходимостью либо установления экстерриториального режима регулирования в отношении криптовалютных бирж, либо принятия международного соглашения в данной сфере.

188-196 506
Аннотация

На современном этапе развития генная инженерия характеризуется неоднозначностью достижений. В этой связи для дальнейшего ее развития необходимо исследование законодательства, устанавливающего административную ответственность в указанной сфере общественных отношений. Анализ законодательства Германии в области генной инженерии позволил выявить особенности административной ответственности за совершение административных правонарушений. Обозначены особенности института административной ответственности в области генной инженерии Германии с точки зрения их развития и закрепления в законодательстве об административных правонарушениях. Рассмотрены основные виды административных правонарушений в области генной инженерии в Германии. Особое внимание уделено административным наказаниям, применяемым за нарушение законодательства о генной инженерии. В результате проведенного анализа нормативного регулирования административной ответственности в области генной инженерии обозначены возможные направления дальнейшего совершенствования административной ответственности в Германии. Многообразие нарушений в области генной инженерии позволяет сделать вывод о необходимости расширения и закрепления новых видов административных правонарушений в законодательстве об административной ответственности.

197-206 972
Аннотация

В статье автор анализирует законодательство Германии и Италии, регулирующее финансовые технологии, а также выделяет официальные позиции государственных органов этих стран, касающиеся цифровизации и ее элементов. Выделяются тенденции развития законодательства в цифровой сфере и его перспективы. Кроме того, исследуется немецкая и итальянская научная доктрина, которая, как отмечается, не предлагает единого подхода к финансовым технологиям, в частности к смарт-контракту, а содержит противоречащие друг другу позиции и точки зрения. На основании проведенного исследования делается вывод о необходимости законодательного регулирования финансовых технологий не только на национальном уровне, но и на международном. Подчеркивается, что законодательство должно найти компромисс между публичными интересами, экономическими потребностями и технологическими возможностями в целях наиболее эффективного использования цифровых технологий в различных сферах общественной жизни.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО

207-217 594
Аннотация
В последние годы существенно увеличивается антропогенная нагрузка на окружающую среду, отмечаются аномалии приповерхностных температур земного шара. Одна из причин этого явления — наличие загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду от производственных объектов. Одной из функций государственного управления в области охраны окружающей среды является наделение хозяйствующих субъектов полномочиями проводить производственный экологический контроль за своей деятельностью, т.е. осуществлять самоконтроль. Производственный экологический контроль в основном регулируется экологическим и санитарно-эпидемиологическим законодательством. Поскольку в последние годы отмечается активная реализация крупных инвестиционных проектов, возникла необходимость провести анализ осуществления производственного экологического контроля на всех этапах реализации таких проектов с учетом последних изменений норм экологического законодательства и требований к производственному экологическому контролю.

ПЕРСОНА



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)