30-ЛЕТИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье исследуется обновленный в процессе конституционной реформы 2020 г. термин «взаимодействие». Анализируется конституционная модель реализации взаимодействия в Конституции России, федеральном законодательстве и конституционном (уставном) законодательстве субъектов федерации. На основании сравнительно-правового анализа выявлены особенности взаимодействия в единой системе органов публичной власти на различных уровнях, особенности целеполагания и видов, форм взаимодействия. Сделан вывод о том, что различное целеполагание взаимодействия в законодательстве субъектов, с одной стороны, позволяет учесть характерные особенности, с другой стороны, предполагает отличия в формах и процедурах его реализации, субъектах взаимодействия. Предложены системообразующие элементы единой системы органов публичной власти. Выявлено, что в исследуемых актах субъектов речь идет в основном о взаимодействии в системе государственной власти, тогда как конституционные формулировки федерального уровня касаются и органов местного самоуправления. По мнению автора, это сужение субъектов взаимодействия несет очевидные риски ненадлежащего исполнения федерального законодательства. Сделан вывод о том, что на уровне субъектов федерации более широко регулируется взаимодействие, закреплены цели и субъекты процесса, выявлены особенности взаимодействия и перспективные аспекты для инкорпорирования в законодательство субъектов федерации.
Выборы и референдум представляют собой основные способы свободного волеизъявления российских граждан по политическим и иным значимым для общества вопросам. Значимость указанных форм участия граждан в жизни российского социума предполагает наличие законодательных механизмов их регулирования. При этом особую важность приобретает внедрение современных технологий, позволяющих исключить возможность фальсификаций и иных нарушений процедур выборов и референдумов. Одной из цифровых технологий, позволяющих увеличить доверие граждан к указанным способам их свободного волеизъявления, является видеонаблюдение. Статья посвящена конституционно-правовому регулированию использования цифровых технологий при видеонаблюдении за выборами и референдумами. В работе подробно рассматривается комплекс нормативно-правовых источников, на основании которых осуществляется регулирование применения систем видеонаблюдения в помещениях для голосования на избирательных участках. Автор анализирует законодательные акты, раскрывающие особенности применения видеонаблюдения в ходе выборов и референдумов — преимущественно федеральные законы, а также постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В заключение дан важный вывод о перспективности и эффективности использования современных цифровых технологий при осуществлении видеонаблюдения за ходом выборов и референдумов.
В 2020 г. в результате реформы в Конституции Российской Федерации была закреплена норма о взаимном доверии государства и народа, при этом остается нераскрытым инструмент определения такого доверия, периодичность его оценки, а также вопросы регулирования и развития доверия. Проводя настоящее исследование, автор ставил целью: изучить процесс появления и развития феномена «доверие» с советского периода до сегодняшних дней; провести сравнительно-правовой анализ советского, зарубежного и современного российского законодательства; оценить влияние института обращений граждан на повышение доверия; определить роль обращений граждан в процессе формировании взаимного доверия и в обеспечении конституционного правопорядка. Роль обращений граждан в поддержании доверия к публичной власти и в обеспечении конституционного правопорядка сложно переоценить, анализ массива обращений граждан не только позволит заменить необходимые для оценки доверия общественные мнения, но и способен обеспечить их качественное и бесплатное замещение, с большим охватом граждан. Отмечены особая роль института обращений граждан в недопущении протестных настроений, взаимосвязь доверия с верой в Бога, а также способность доверия нивелировать несовершенство законодательства.
В преддверии 30-летнего юбилея Конституции России автор делает попытку оценить российский основной закон, содержание закрепленных в нем норм на предмет соответствия традиционным ценностям, т.е. присущей народам России духовности, соборности, цивилизационной идентичности. Наступление юбилейной даты дает возможность осмыслить значение традиционных ценностей, их отражение в основных законах российского государства, принятых в разные исторические периоды. Исследуются подходы к понятию конституционных (конституционно значимых, охраняемых Конституцией) ценностей, выраженные в правовых позициях Конституционного Суда РФ. Рассматриваются различные трактовки понятия «конституционные ценности» в трудах современных ученых, показано соотношение с понятием «традиционные ценности». Обосновывается вывод, что только те цели, принципы и приоритеты, которые основываются на традиционных ценностях, будут обеспечиваться народной поддержкой и смогут стать реальными перспективами конституционного развития.
В статье на основе анализа научных трудов известных современных и дореволюционных ученых-конституционалистов, философов, а также положений Конституции России, действующего законодательства и правоприменительной практики показаны проблемы устойчивого развития России, вытекающие из чрезмерного упования человечества на состояние экологии и глобальной интенсификации социально-экономического развития. Сформулированы новые перспективы их разрешения на основе реализации положений поправки, включенной в Конституцию РФ в 2020 г.: об идеалах наших предков и вере в Бога как основе устойчивого развития, которые основаны на духовно-нравственных ценностях, проверенных на практике нашими предками в течение многих веков существования отечественной государственности. Особое внимание уделено исследованию взаимодействия и взаимосвязи норм религии, нравственности и права в создании качественной основы устойчивого развития посредством соборности и социальной солидарности человека, государственных институтов и гражданского общества в обеспечении преемственности государственности России.
В статье анализируются мнения ученых о понятии и видах функций Конституции РФ, об их особенностях. Излагается авторский подход к классификации функций Конституции. Рассматривается содержательное наполнение функций Конституции, их динамизм с учетом смены идеалов и приоритетов в государстве и обществе. Особое внимание уделено специфической функции конституции — учредительной. Автор ставит вопрос о том, можно ли утверждать, что нормы-принципы конституции обладают собственными функциями, поскольку они определяют идеальную базовую модель отношений, которая реализуется через конкретные действия. Делается вывод, что регулятивная и охранительная функции будут раскрываться через конкретизирующие и детализирующие эти принципы нормативные акты. Характеризуется идеологическая функция конституции, определяющая нравственно-ценностные образцы поведения человека, деятельности органов власти. Все конституционно закрепленные ценности находят выражение в идеологической функции конституции.
В статье рассматриваются актуальные вопросы правового регулирования статуса Президента РФ как стороны конституционного судебного процесса, дается подробный анализ его конституционно-процессуальной правосубъектности. Показано, что Президент РФ может быть как стороной-заявителем, так и может выступать на стороне органа, конституционность акта которого оспаривается. Актуальность исследования процессуального положения Президента РФ в рамках конституционного судопроизводства обусловлена существенной трансформацией статуса главы государства в результате конституционной реформы 2020 г. Анализируются новеллы законодательства, существенно расширившие процессуальные права главы государства посредством включения новых полномочий, связанных с обращением в Конституционный Суд РФ. При оценке роли Президента РФ как стороны конституционного судебного процесса сделан вывод о том, что присутствует смещение баланса в системе разделения властей в пользу главы государства. Особенно это прослеживается при анализе его процессуального положения в делах предварительного нормоконтроля.
В статье анализируется актуальное содержание междисциплинарного понятия «научно-образовательное пространство Российской Федерации», так как происходящие изменения в образовательной сфере российского государства, обусловленные новыми реалиями внешней и внутренней политики страны, требуют научного обоснования и осмысления. Определены тенденции развития образовательной системы российского государства. В результате исследования выявлено, что единство общества, его уровень взаимодействия с государством, идеология и культура, являясь сторонами общественно-политического становления, находятся в прямой зависимости от уровня внутренней научно-образовательной политики каждой цивилизованной страны. Сделан вывод о необходимости и в дальнейшем использовать весь потенциал научно-образовательного пространства для объединения общества, сохранения единства общекультурного пространства государства, недопущения национально-этнических конфликтов и социальной напряженности, взяв за безальтернативную основу приоритет прав личности, минимизацию социального неравенства, — в целях упрочения национальной безопасности суверенного российского государства. Актуальной составляющей энергичного развития российского гражданского общества должна быть государственная политика в молодежной сфере, базирующаяся на создании условий для широкой реализации потенциала молодых граждан в генерировании своего будущего и будущего суверенного российского государства.
В статье анализируются конституционные реформы последних лет в России, Беларуси, Киргизии, Казахстане, Узбекистане. Конституционная реформа, состоявшаяся в Российской Федерации в 2020 г., ознаменовала начало таких реформ в некоторых странах Содружества Независимых Государств. Отмечено, что в основном поправки к конституциям перечисленных государств касались политико-территориального устройства и исторического развития государств; духовно-культурной сферы; перераспределения полномочий между органами государственной власти; правового статуса личности. Сделан вывод о том, что векторы конституционных реформ в рассмотренных государствах в целом имеют сходные направления. Этот факт можно связать с Концепцией дальнейшего развития СНГ, в которой закреплена цель планомерного сближения национальных законодательств государств — участников Содружества во многих сферах сотрудничества. Таким образом, без единого направления совершенствования конституций достигнуть таких целей невозможно.
В статье исследуется значение Конституции Российской Федерации в становлении и развитии политико-правовой сущности местного самоуправления и заложенных в ней стимулов укрепления муниципальной власти как вида публичной власти, обеспечивающей на территории муниципальных образований реализацию некоторых законов и муниципальных нормативных правовых актов. Автор считает, что только после принятия в 1993 г. Конституции РФ местное самоуправление приобрело конституционный потенциал для его формирования как властного канала выражения воли народа как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. В статье показана роль Конституционного Суда РФ в реализации конституционной идеи о властной сущности местного самоуправления и ее закреплении в действующем законодательстве. В то же время, по мнению автора, нет достаточных оснований для вывода о полной реализации в законодательстве идеи о властной сущности местного самоуправления. Полагая необходимым дальнейшее укрепление муниципальной власти, автор высказывает предложения, реализация которых будет способствовать решению этой актуальной проблемы.
В статье анализируются основные правовые позиции Конституционного Суда РФ с 1990-х гг. по 2023 г. по вопросам организации и функционирования публичной власти в России в контексте теории «живой» Конституции России. Для раскрытия темы дается понимание правовых позиций органа конституционного контроля как разъяснения норм Конституции России, которое влияет на правотворческий процесс и правоприменительную практику. На основе анализа судебных актов определяются основные конституционные характеристики публичной власти: вхождение в ее состав муниципальной власти (наличие организационной обособленности органов местного самоуправлении при них функциональном единстве с государственной властью); непрерывное функционирование и историческое правопреемство публичной власти; осуществление публичной власти на уровне Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований с недопустимостью нарушения этими уровнями компетенции друг друга. Отмечается, что основной задачей государственного строительства может являться сближение деятельности публичной власти с формами народовластия, а также развитие их прямых связей посредством общественных обсуждений между публичной властью и народом, обществом, гражданами.
ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
Статья посвящена одному из самых эффективных, но малоприменяемых на практике специальных способов защиты нарушенных прав субъекта персональных данных применительно к садоводам, направленному на восстановление нарушенных прав и свобод через обжалование действий и/или бездействия непубличного оператора. Задача статьи заключается в том, чтобы через анализ положений ст. 17 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» с применением формально-юридического метода и использованием языкового (грамматического) способа толкования не только дать общую характеристику указанного специального способа защиты, но и сформулировать условия для реализации садоводом права на судебное обжалование действий/бездействия непубличного оператора с позиций объективного и субъективного состава нормы права. Статья будет полезна в первую очередь для практикующих юристов и адвокатов, занимающихся вопросами защиты нарушенных прав садоводов — субъектов персональных данных, чьи садовые земельные участки находятся на территории закрытых дачных поселков, образованных на базе земельных участков, возникших из земельных долей.
ПРАВОВАЯ ОХРАНА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современных условиях развития инноваций и технологий представители профессорско-преподавательского состава, включая научных сотрудников образовательных учреждений высшего образования, равно как и научные сотрудники научно-исследовательских учреждений, играют ключевую роль в создании интеллектуальной собственности, поскольку результаты интеллектуальной деятельности создаются именно человеком, а представители профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, научные сотрудники научно-исследовательских учреждений являются в обозначенном контексте специальными субъектами, вовлеченными в процессы создания интеллектуальной собственности преимущественно на постоянной основе. Представители профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений и научные сотрудники образовательных, научно-исследовательских учреждений в определенном смысле представляются слабой стороной. Зачастую образовательные и научно-исследовательские учреждения в трудовых договорах, в локальных нормативных правовых актах устанавливают условия о том, что правообладателями исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные преподавателями, научными сотрудниками, автоматически являются соответствующие учреждения. Издательства, публикующие научные произведения преподавателей и научных сотрудников, часто навязывают передачу исключительных прав на безвозмездной основе, не выплачивая авторам вознаграждение с продаж. В обозначенном контексте в статье предлагаются меры по выработке моделей охраны интеллектуальных прав представителей профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, а также решение ряда проблем, связанных с обеспечением прав и интересов обозначенной категории авторов.
В работе предпринята попытка исследовать совокупность патентно-правовых сроков как отдельную группу сроков в гражданском праве сквозь призму составляющих данную совокупность элементов. Классификация осуществлена в два этапа. На первом этапе с учетом разработанных в науке гражданского права подходов рассмотрены семь оснований деления и особенности их применения к патентно-правовым срокам. На втором этапе предложены пять дополнительных оснований деления патентно-правовых сроков на группы. Анализ выявленных в результате проведенной классификации элементов позволил сформулировать выводы об особенностях срочного регулирования патентно-правовых отношений: о высокой степени определенности и одновременно гибкости временной регламентации; об отсутствии некоторых сроков и о наличии специфических групп сроков в связи с особенностями предмета регулирования патентного права и направленности патентного законодательства на формирование благоприятных условий для научной, научно-технической и иных видов творческой деятельности.
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
В статье рассматриваются англосаксонский и континентальный подходы к пониманию принципа презумпции невиновности, на этой основе делается вывод о том, что в России данный принцип учрежден и реализуется в духе континентальной правовой логики. Исследуется действие презумпции невиновности и вытекающих из нее положений (принцип in dubio pro reo, правило о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, и др.) при рассмотрении уголовного дела российским судом с участием присяжных заседателей. Рассматриваются особенности доказывания в данной форме судопроизводства, соотношение презумпции невиновности с правом присяжных заседателей признать подсудимого невиновным при полной доказанности совершения им преступного деяния (нуллификация уголовного закона). Обосновывается вывод, согласно которому именно в суде с участием присяжных заседателей наиболее полно воплощается в жизнь презумпция невиновности, здесь содержатся дополнительные гарантии ее неукоснительного соблюдения.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Рассматривается проблема перехода к более экологичному арбитражу, предполагающему сокращение углеродного следа, оставляемого арбитражным разбирательством, за счет принятия трех основных мер: 1) использования возобновляемой энергии; 2) сокращения или отказа от совершения поездок и авиаперелетов на дальние расстояния для целей арбитражного разбирательства; 3) сокращения отходов и отказа от использования документов на бумажных носителях. Важную роль в достижении указанной цели играют: зеленые протоколы, содержащие конкретные практические меры по обеспечению устойчивости и защите экологии, адресованные определенным участникам арбитражного сообщества (арбитрам, юридическим фирмам, поставщикам услуг и арбитражным центрам), а также инициативы самих арбитражных центров. Однако, учитывая рекомендательный характер принятых в рамках Кампании за более экологичный арбитраж зеленых протоколов, а также возможность отступления от положений арбитражных регламентов, предусматривающих переход на электронный документооборот и онлайн-слушания, сторонам, заботящимся о защите окружающей среды, рекомендуется включать в свой контракт (или арбитражное соглашение) специальные зеленые оговорки.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО
Статья посвящена исследованию правового регулирования улавливания и захоронения CO2 в пласты горных пород. Технология улавливания и захоронения CO2 на сегодняшний день является чрезвычайно актуальной в рамках борьбы с изменением климата. Автор статьи исследует различия в правовом регулировании технологий улавливания и хранения углерода и улавливания, использования и хранения углерода на примере зарубежных стран, а также представляет возможную модель для имплементирования в законодательство Российской Федерации. Автор в данном исследовании анализирует условия, при которых происходит лицензирование подземного хранения СО2.
ISSN 2782-1862 (Online)