№ 1 (2018)
ТЕОРИЯ ПРАВА
11-16 366
Аннотация
В настоящей статье предпринята попытка обобщить мнение практикующих юристов о социальной ценности права. В ходе исследования автором были проанализированы результаты анкетирования судей, прокуроров, следователей, адвокатов, юрисконсультов, нотариусов и судебных приставов. Мнение юристов о социальной ценности права обобщено в зависимости от их стажа, возраста и гендерной принадлежности. По мнению автора, эта проблема нуждается в глубоком и всестороннем исследовании с использованием возможностей социологической науки, и настоящая статья может считаться приглашением к научной дискуссии.
ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА ПРАВА
17-25 471
Аннотация
В статье разбираются взгляды на государство и право одного из главных теоретиков русского анархизма начала XX в. - А. А. Борового. В первой части раскрываются парадигмальные основания формирования концепции анархо-гуманизма. При анализе содержания этого специфического учения акцентируется внимание на обращении Борового к категории нравственности, которая определяет конституцию личности, а также к моральной составляющей, с помощью которой Боровому, при всем присущем ему индивидуализме, удается отмежеваться от абсолютного «эгоизма». Во второй части статьи представлена критика А. А. Боровым «системы государственного устройства» и институциональных политических форм, преодолению которых, по мнению теоретика, может способствовать фактор технического прогресса. В статье также анализируется роль, суть и основания права в системе взглядов Борового, подчеркивается социально-психологическое правопонимание анархо-гуманизма, которое противопоставляется государственному легизму.
26-34 374
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы соотношения образования и нравственности. Анализируются философские концепции понимания нравственности, в частности взгляды Канта и Гегеля. В условиях формирования мирового сообщества можно говорить о новой форме объективной нравственности, ключом к которой является система академического признания. Последняя, таком образом, является механизмом развития нравственной основы в мировом сообществе.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
35-40 1771
Аннотация
Предметом исследования являются вопросы правового регулирования ответственности правительства перед парламентом в России. Объектом исследования являются вопросы ответственности исполнительной власти перед законодательной властью. Автором проведен анализ правового регулирования конституционно-правовой ответственности правительства перед парламентом в настоящее время, определены основные проблемы организационно-правового характера в указанной сфере. Анализ литературы по теме исследования позволил выявить основные недостатки правового регулирования парламентской ответственности в российском законодательстве. Основное внимание в статье уделяется разработке подходов в законодательстве, усиливающих контрольные полномочия законодательной власти. Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что законодательство, регулирующее деятельность парламентской ответственности Правительства РФ, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Новизна статьи заключается в разработке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в аспекте обеспечения эффективного парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти на федеральном уровне: автором внесены предложения по введению возможных оснований наступления такой ответственности, внедрению института индивидуальной парламентской ответственности, изменению некоторых конституционных норм.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
41-46 308
Аннотация
Статья посвящена практике применения ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях», ограничивающей право некоммерческих организаций использовать в наименовании общественного объединения наименований органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, или наименований, сходных с указанными наименованиями до степени смешения. Исследование позволяет заключить, что общественные организации нередко используют в своих наименованиях составные части наименований органов и институтов публичной власти (комитет, агентство, служба, инспекция, управление, департамент и т. п.), употребляют слова и выражения, созвучные функциям и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления («контроль», «надзор», «госбезопасность», «городской совет» и др.). Подобная практика приводит к тому, что у граждан возникает стойкая ассоциация с участием государства в деятельности данных организаций либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах, возникает недопустимое восприятие организации в обществе. В связи с этим автор предлагает запретить включать в наименование общественных объединений обозначения, противоречащие общественным интересам, приводящие к недопустимому восприятию организации за счет использования слов, вызывающих у граждан стойкую ассоциацию с участием государства в деятельности данной организации.
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
47-53 1041
Аннотация
Статья посвящена «нулевому чтению», которое практикуется в сфере бюджетной деятельности. В работе исследуется сущность «нулевого чтения», его значение и целесообразность использования в бюджетном процессе Российской Федерации. Отмечается, что нулевое чтение - это процедура, не предусмотренная Бюджетным кодексом Российской Федерации, которая предполагает предварительные консультации Правительства РФ с Государственной Думой РФ еще до официального внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, направленная на предварительное согласование позиций правительства с нижней палатой парламента. По результатам исследования делается вывод, что процедура «нулевого чтения» противоречит принципу последовательного вступления в бюджетный процесс законодательной и исполнительной власти как одному из основных принципов бюджетного процесса, обосновывается необходимость законодательного закрепления «нулевого чтения» в Бюджетном кодексе РФ.
54-59 323
Аннотация
Увеличение количества налоговых споров, связанных с удержанием налогов с доходов, выплачиваемых российскими организациями своим иностранным контрагентам, поставило в судебной практике вопрос о привлечении в судебный процесс представителей налогоплательщика - иностранной организации в качестве третьих лиц. Неоднозначное разрешение судами вопросов о необходимости привлечения в дело таких представителей приводит к нарушению конституционного права на судебную защиту, поскольку иным образом иностранная организация-налогоплательщик не может защитить свои имущественные права в отношениях с Российской Федерацией.
ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
60-68 606
Аннотация
В статье раскрыты причины наблюдавшейся до недавнего времени низкой степени востребованности института аналогии в правореализационной деятельности и слабой отраженности случаев применения аналогии закона и аналогии права в текстах судебных актов. Отмечена нехватка внимания к институту аналогии в современной учебной литературе по гражданскому праву. Показана недостаточность уровня научных исследований феномена аналогии в гражданском праве. В немногочисленных цивилистических работах диссертационного уровня обнаружено использование узкого, преимущественно теоретического подхода к аналогии как к одному из частных средств в системе способов преодоления гражданско-правовых пробелов. С учетом заметного изменения позиции законодателя в отношении аналогии и появления новейших правоприменительных подходов к осуществлению аналогии закона и аналогии права, в том числе на уровне высших судебных инстанций, обоснована необходимость интенсификации комплексного изучения аналогии не как абстрактной правовой конструкции, а как элемента современной юридической техники, средства осуществления и защиты гражданских прав, стадии применения права и фактора развития гражданского законодательства.
69-76 434
Аннотация
Статья посвящена вопросу субсидиарной ответственности собственников имущества унитарных предприятий по обязательствам последних перед кредиторами в случае, если не принимаются действенные меры по восстановлению размера чистых активов предприятия. Актуальность темы обусловлена, с одной стороны, отсутствием четкого указания в законодательстве на данное обстоятельство как на основание ответственности, с другой стороны, остротой проблемы ввиду большого количества процедур несостоятельности (банкротства) унитарных предприятий и значительного количества обращений кредиторов и арбитражных управляющих с заявлениями о привлечении публичных образований к субсидиарной ответственности. В статье анализируется понятие чистых активов, значение данного финансового показателя, выявленное Конституционным Судом РФ, экономическая и правовая суть российских унитарных предприятий, из которой исходит Европейский Суд по правам человека в большинстве дел. Системный анализ законодательства, регулирующего деятельность унитарных предприятий, а также банкротного законодательства позволяет сделать вывод, что уже в настоящее время имеются основания для привлечения публичных образований к субсидиарной ответственности, если они допускают убыточность деятельности созданных ими предприятий и не принимают мер по поддержанию положительного значения чистых активов.
77-87 504
Аннотация
В данной статье предпринята попытка рассмотреть алиментные правоотношения через призму баланса интересов. Выделены особенности баланса интересов в семейных правоотношениях, прежде всего связанные с принципом необходимости обеспечения интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Сделан вывод о том, что под балансом интересов следует понимать такое состояние семейного правоотношения, в котором права и обязанности сторон соразмерны и защищены права и законные интересы несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Баланс интересов в алиментных правоотношениях рассмотрен на трех уровнях: законодательном, правоприменительном и индивидуальном (уровне соглашений субъектов семейного права), а также на трех этапах существования алиментного правоотношения: формализации алиментного обязательства, его исполнения, а также изменения и прекращения. На стадии формализации в целях обеспечения баланса интересов необходимо прежде всего установить надлежащих субъектов и размер алиментных обязательств. При этом злоупотребления могут быть с обеих сторон; слабая сторона правоотношения также может злоупотреблять своим правом на получение алиментов. Обеспечение баланса интересов на стадии исполнения алиментных обязательств направлено прежде всего на сохранение достойного уровня жизни для всех участников алиментных правоотношений. При изменении и прекращении алиментных обязательств важную роль играет ситуационный метод регулирования семейных отношений, в частности при изменении размера подлежащих уплате алиментов. Значительную роль в обеспечении баланса интересов в алиментных отношениях играют разъяснения Конституционного Суда РФ.
ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
88-94 360
Аннотация
Статья посвящена применению обеспечительной меры в виде приостановления взыскания по оспариваемому исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке. Автор выявляет дискуссионные вопросы ее применения по отдельным категориям дел на основе материалов судебной практики: неоднозначность понимания участниками арбитражного процесса, заявляющими соответствующие ходатайства, вопроса о разграничении и взаимосвязи разных видов обеспечительных мер; неправильная трактовка правовых норм, выражающаяся в ошибке слияния двух самостоятельных обеспечительных мер в одну, и другие проблемы. Неоднородность судебной практики свидетельствует о необходимости выработки единообразного подхода к решению спорных вопросов. Представляется, что разработка проекта нового единого Кодекса гражданского судопроизводства, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РФ внесли бы ясность в решение рассмотренных проблем.
СПОРТИВНОЕ ПРАВО
95-102 394
Аннотация
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью внедрения неюрисдикционных методов разбирательства в гражданско-правовых спорах, трудовых спорах, позволяющих достичь разрешения спора на принципах добровольности и добросовестности, без угрозы применения принудительного исполнения. Цель исследования состоит в анализе проблем и перспектив института спортивной медиации при разбирательстве спортивных споров. Для достижения указанной цели автором поставлены задачи по исследованию понятия «спортивные споры», исследованию деятельности комитетов по разрешению споров при спортивных федерациях, возможности применения к такой деятельности понятия «медиация» в толковании действующего Закона о медиации. Методологическую основу исследования составили общенаучный метод познания действительности - диалектический, а также специальные и частноправовые методы изучения правовых явлений: системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический и др. В работе были исследованы труды таких специалистов в области спортивного права, как: С. В. Алексеев, А. М. Бриллиантова, Ф. де Вегер, Ю. В. Зайцев, С. А. Ищенко, В. В. Кузин, И. С. Кузнецов, М. Е. Кутепов, М. А. Лебедева, Е. В. Орлова, Е. В. Погосян, М. А. Прокопец, Д. И. Рогачев, В. В. Чубаров. В результате исследования современных работ в области спортивного права было установлено, что институт спортивной медиации в настоящее время рассматривается в основном на примерах деятельности комитетов по разрешению споров при спортивных федерациях. По мнению автора, данный подход является неверным, поскольку эти комитеты находятся в отношениях подчиненности к спортивным федерациям, которые, в свою очередь, выступают в качестве работодателей для многих участников спортивных споров. Поэтому такие комитеты нельзя назвать независимыми от сторон спора, что противоречит требованиям, предъявляемым Законом о медиации к медиаторам. В качестве решения автором предлагается создание независимой палаты по разрешению спортивных споров, в чью компетенцию входила бы только медиативная деятельность, без принятия обязательных к исполнению решений.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
103-110 453
Аннотация
Транспортная безопасность, являясь частью национальной безопасности, призвана обеспечивать всестороннюю защищенность транспортного комплекса. Однако законодателем не учитываются новые в полной мере актуализировавшиеся угрозы транспортной безопасности, возникновение которых обусловлено современным развитием науки, техники и технологий. В повседневную жизнь начинают интенсивно внедряться беспилотные мобильные средства, между тем правовая регламентация их функционирования явно отстает от прогресса. В то же время множественность субъектов, принимающих участие в создании и обслуживании этих видов транспорта, а также их программного обеспечения, обусловливает сложность в определении виновного в создании угроз транспортной безопасности и причинении вреда вследствие их неправомерного использования. Открытым также остается вопрос о формах и степени ответственности. С учетом изложенного в статье исследуются актуальные проблемы правовой регламентации эксплуатации беспилотных мобильных устройств. Анализируется их определение, классификация, отличие от иных летательных аппаратов. Изучаются вопросы установления уголовной ответственности за противоправное использование беспилотников.
111-119 2910
Аннотация
Статья посвящена проблеме установления содержания термина «сфера предпринимательской деятельности» как конститутивного признака мошенничества, ответственность за которое наступает по ч. 5-7 ст. 159 УК РФ. Автором анализируются точки зрения ученых, положения закона и судебная практика. Обоснован вывод, что при толковании термина «сфера предпринимательской деятельности» правоприменителю следует отталкиваться от определения термина «предпринимательская деятельность», которое дано в п. 1 ст. 2 ГК РФ. Отмечается, что для повышения качества правоприменительной деятельности судебно-следственным органам необходимы дополнительные ориентиры, позволяющие разграничивать между собой общий состав мошенничества и мошенничество, совершаемое в сфере предпринимательской деятельности. На основе судебной практики применения норм об ответственности за предпринимательское мошенничество и доктрины уголовного права сформулированы критерии, влияющие на разрешение вопроса о наличии или об отсутствии признака «сфера предпринимательской деятельности» при квалификации мошеннического посягательства.
120-125 1463
Аннотация
Рассматриваются отдельные вопросы практики применения ст. 205.4 и 205.5, введенных в УК РФ в ноябре 2013 г. Проанализированы рекомендации по этим вопросам, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 03.11.2016 № 41. Указанным документом прежде всего внесена ясность в определении моментов окончания таких преступлений, как создание террористического сообщества или руководство им и участие в таком сообществе (ст. 205.4 УК РФ), а равно организация деятельности террористической организации и участие в ее деятельности (ст. 205.5 УК РФ). При этом Пленум Верховного Суда РФ устанавливает также примерный круг действий, охватываемых этими преступлениями. В статье рассматриваются материалы судебной практики применительно к данным разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, а также приводится авторский комментарий понятия «создание террористического сообщества».
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
126-132 320
Аннотация
В статье подвергаются системному анализу позиции участников дискуссии о современной российской апелляции. Авторами сделаны следующие выводы: действующая в настоящее время апелляция выполняет несвойственные ей кассационные функции; без жесткого ограничения пределов рассмотрения дела доводами апелляционных жалоб суды оказываются неспособны привести судебную практику в соответствие с существующими в обществе представлениями о справедливости; ограничения прав участников по доказыванию в суде апелляционной инстанции противоречат как сущности апелляции, так и закрепленным в гл. 2 УПК РФ принципам; установление правил о проверке дела в полном объеме независимо от доводов жалобы, а также о возвращении уголовных дел на новое рассмотрение влечет за собой повышение нагрузки на судебную систему и ухудшает качество ее работы; «квазикассационность» современного пересмотра приговора судом второй инстанции мешает выполнению исконно апелляционных функций по проверке обоснованности приговоров и устранению выявленных ошибок; единственным средством выхода из этой ситуации является возврат к проверенным временем классическим формам апелляции.
КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
133-141 366
Аннотация
В статье раскрывается проблема объективной оценки достоверности результатов судебной искусствоведческой экспертизы в психолого-правовом контексте. Выявляются формальные и неформальные критерии объективной оценки достоверности сведений эксперта. Особое внимание уделяется понятиям: «объективное», «объективно», «объективность», «объективировать», «объективация», соотносящихся с научными условиями. Исходя из особенностей экспертной деятельности, исследуются: структура объективной информации; организация научного экспертного знания; объективность мировоззренческих позиций субъектов экспертной деятельности, определяющих множественность значений и критерии объективности доказательств, их степень достоверности. Значение объективности раскрывается на основе изучения: условий объективности и стадий объективизации оценки. Устанавливается, что объективная оценка результатов экспертизы основывается на оптимальном (в рамках судопроизводства) взаимодействии субъектов экспертизы, которые являются носителями двойственных аксиологических понятий: профессиональных (специальных, юридических) знаний и нравственных чувств субъектов экспертной деятельности. Доказывается, что объективная оценка сведений зависит от поиска адекватных ситуации, соразмерных «разрешающих множителей», необходимых для сравнения; заключительным условием объективной оценки является выявление критериев оценки, вытекающих из объективных (процессуальных; исходящих из конкретного дела и научных) оснований, которые формируют показатели относительно заданного критерия, являющихся результатом объективности оценки достоверности сведений.
142-150 430
Аннотация
В статье дается криминалистическая характеристика личности нарушителя неприкосновенности частной жизни. Отмечено, что большую часть преступников в рассматриваемой сфере можно отнести к ситуативным - лицам, общественная опасность личности которых выражена в поведении незначительно, но имеется и проявляется в соответствующих ситуациях. Умысел на совершение преступлений часто формируется при возникновении личных неприязненных отношений между ранее близкими людьми и направлен на причинение моральных страданий потерпевшему путем распространения порочащей информации, обладание которой стало возможным в предшествующий период доверительных отношений. Корыстный умысел направлен на получение материального вознаграждения за предоставление заинтересованным лицам информации, составляющей тайну частной жизни потерпевшего, либо на получение «отступных» от потерпевшего за отказ от совершения действий, направленных на распространение конфиденциальной информации. Важным качеством нарушителей является отсутствие судимости и устойчивых связей с криминалитетом, что предопределяет позицию виновного, предполагающую сотрудничество с правоохранителями, содействие в расследовании преступлений и полное признание вины как обстоятельств, учитываемых при назначении наказания.
151-157 295
Аннотация
На формирование антинаркотической политики государства (АНП) в значительной степени повлиял феномен «моральных паник» начала 1990-х гг., что обусловило рестриктный формат существующей АНП с сильным правоохранительным уклоном. Однако современная наркоситуация претерпела значительные изменения, тогда как основные средства государственного и общественного взаимодействия с представителями наркокультуры остались прежними. Подобное положение дел приводит к росту латентности наркопотребления, инерционному характеру формирования АНП и нивелированию результатов, ожидаемых от реализации антинаркотических программ различного уровня. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо детально проанализировать современное состояние наркокультуры и обратить внимание на характеристики ее субъектов. На основе полученных сведений должен быть построен алгоритм вывода наркопотребителей с изнанки общественной жизни в рамках продуманной программы реинтеграции их в жизнь общества. Существенный вклад в данное направление могут внести лица, преодолевшие собственную наркотическую зависимость. Необходимо обратить пристальное внимание на их опыт и создать должные условия для их самореализации в качестве ценных специалистов формирования и реализации АНП.
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
158-165 1709
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению проблемных вопросов законодательной регламентации и практики применения условно-досрочного освобождения от наказания. На основе изучения статистики и правоприменительной практики делается вывод о снижении как общего количества ходатайств о предоставлении условно-досрочного освобождения, так и процента разрешенных в пользу осужденных ходатайств. По мнению авторов, данные тенденции обусловлены не только и не столько ужесточением законодательства об УДО, сколько изменением «качественного» состава осужденных. Проведенное исследование позволило авторам выделить три основные группы проблем, связанных с применением условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Первая группа включает в себя проблемы, связанные коллизиями между нормами различных отраслей российского законодательства, возникающие вследствие попытки одновременного решения проблем УДО сразу во всех правовых отраслях. Вторая группа проблем связана с применением рассматриваемого правового института к осужденным, которые в ходе рассмотрения и разрешения дела длительное время содержались под стражей. И, наконец, третья группа проблем обусловлена необходимостью повышения объективности принятия решений по предоставлению или отказу в предоставлении УДО. В статье предлагаются изменения, необходимые для повышения эффективности правового института условно-досрочного освобождения.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
166-179 307
Аннотация
Автор рассматривает современную европейскую цивилистическую мысль относительно условий приобретательной давности, сравнивая научные положения Модельных правил европейского частного права (DCFR) с юридическим прообразом узукапии, предлагаемым отечественными реформаторами в проекте закона о внесении изменений в ГК РФ. Для унификации и гармонизации понимания узукапии в гражданском праве стран Европы предлагается следующая комплексная юридическая конструкция: 1) срок приобретательной давности не зависит от доброй совести давностного владельца, так как из существа отношений он не может заблуждаться относительно титула завладения, поскольку должен осознавать необходимость непрерывного и открытого владения недвижимостью или регистрируемой движимой вещью; 2) при взаимной осведомленности владельца и собственника о личности друг друга узукапиенту следует владеть вещью в течение срока исковой давности, который начинается со дня, когда потерпевший узнал или должен был узнать о нарушении и ответчике, а спор о праве решается в исковом производстве; 3) при отсутствии взаимной осведомленности узукапиент обязан владеть вещью в течение объективной давности, которая исчисляется с момента завладения вещью и длится на протяжении 10-50 лет в зависимости от вида вещи, при этом титул оформляется в особом судебном производстве, кроме случаев установления факта преступного завладения или удержания имущества. По сравнению с юридическими диспозициями в национальных законах европейских стран, в которых, как правило, встречаются только основания перерыва и приостановления узукапии, в Модельных правилах европейского частного права в динамике срока непрерывного владения можно определить пять состояний: перерыв (признание владельцем титула собственника или утрата владения); приостановление (недееспособность собственника, объективное препятствие для виндикации, начало судебного или иного процесса); продление (удлинение срока после отпадения препятствий); восстановление (удовлетворение виндикационного притязания) и отложение (возникновение препятствия до начала срока узукапии).
ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)
ISSN 2782-1862 (Online)