Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
№ 12 (2018)
Скачать выпуск PDF

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

11-18 14
Аннотация

Статья посвящена формированию правового регулирования сферы обращения медицинских иммунобиологических препаратов. На примерах конкретных нормативных правовых актов Советской России показано становление государственной системы иммунопрофилактики инфекционных заболеваний. В целях своевременного оказания лекарственной помощи и предупреждения возникновения эпидемий создана система обращения биологических лекарственных препаратов, включающая производство, хранение, отпуск, просветительскую и исследовательскую деятельность, контроль и ввоз в РСФСР сывороток и вакцин. Контроль за качеством препаратов устанавливался при их производстве и отпуске. Стороны имели право контроля импортированных сывороток, проверки выполнения установленных правил: если некоторые образцы не отвечали нормам, использование всей серии, в состав которой они входят, запрещалось. Отпуск осуществлялся как платно, так и бесплатно. Классовый характер подразумевал первоочередное обеспечение необходимыми препаратами определенных групп граждан. Были созданы предпосылки для обязательной вакцинации.

19-25 5
Аннотация

В статье исследуется взаимодействие партийных и советских органов на территории Калининградской области в послевоенный период. Автор указывает, что еще до формирования конституционных органов государственной власти на территории Калининградской области партийные органы курировали деятельность временных органов управления, давали им прямые указания. Рассматриваются вопросы влияния органов ВКП(б) на выборы депутатов местных Советов. Выделены особенности партийного руководства областью. Так, в Калининградской области партийные органы решали в первую очередь задачи по восстановлению местного хозяйства, большое внимание уделялось пропагандистской работе, не на всех уровнях партийная работа была организована одинаково. Обращено внимание на контрольные полномочия партийных органов. Сделан вывод, что Коммунистическая партия не только направляла деятельность местных Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов, но и напрямую вмешивались в компетенцию органов государственной власти, дублируя их функции.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

26-38 16
Аннотация

В статье исследованы различные концепции понятия суверенитета государства, его содержания, включая современные теории, представители которых пишут о закате, сумерках, трансформации суверенитета в условиях глобализации. Глобализация может негативно влиять на социальную сферу, экономику и другие сферы деятельности государства, однако она не приводит к отмиранию основных функций государства, равно как и самого государства. Вступая в какое-то интеграционное объединение, становясь участником международного договора, государство не ограничивает свой суверенитет, а, наоборот, использует свои суверенные права. Особую значимость проблема государственного суверенитета приобрела сегодня в связи с процессом привлечения иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции, являясь благом для экономики принимающего государства, могут представлять угрозу для безопасности государства. Государства, будучи суверенными, сами вправе решать, допускать иностранных инвесторов на свою территорию или нет. Многие государства заключили международные инвестиционные договоры для поощрения и защиты иностранных инвестиций. Эти договоры предусматривают возможность обращения инвестора с иском к иностранному государству в международный арбитраж, несмотря на отсутствие отдельной арбитражной оговорки между инвестором и государством.

39-54 10
Аннотация

В статье рассматривается содержание и значение конституционного регулирования государственного пенсионного обеспечения в контексте изменения пенсионного возраста. Автор обобщает правовые позиции Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека и предлагает систему конституционных стандартов пенсионной реформы, основанную на принципе социального государства. Рассматриваются вопросы гендерной дифференциации пенсионного возраста, экономической обоснованности назначения пенсии; анализируется значение для пенсионной реформы принципов правовой определенности законодательной политики и стабильности правового положения гражданина. Приведена характеристика общественной дискуссии о возможности повышения пенсионного возраста, обозначены основные социально-экономические условия, влияющие на пенсионную систему. Автор делает вывод: изменение условий пенсионного обеспечения возможно при поддержании доверия граждан к закону и действиям государства, что требует сохранения разумной стабильности правового регулирования и повышения уровня благосостояния граждан, а также установления разумного периода адаптации.

55-63 8
Аннотация

В статье рассматривается место и значение демократии в системе элементов предмета конституционного права. Определяется связь демократии с личными правами и свободами человека и гражданина. Автором отмечается история становления демократии, что напрямую повлияло на изменение предмета конституционного права в России. Особое внимание в статье уделяется прямой демократии как гарантии обеспечения общественного согласия и гармонизации общественных отношений. На основании проведенного исследования определена особенность демократии в качестве основы конституционного права. Демократия, по мнению автора, имеет с предметом конституционного права диалектическую связь, являясь, с одной стороны, его составной частью, с другой стороны, порождая само конституционное право, определяя возможность его существования в целом. Решение проблем демократии, ее развитие качественно влияет на всю системы права, в том числе на личные права и свободы человека и гражданина.

64-69 7
Аннотация
В статье проведено сравнительное исследование конституционных основ регулирования права на мир, что позволило обозначить общее и особенное в конституционном регулировании права на мир в России и зарубежных странах. Показано, что в период возрастающей глобализации современного общества обостряются конфликты как внутри стран, так и между государствами, основанные на территориальных, религиозных, межэтнических, социально-экономических противоречиях. Обосновывается позиция о том, что право на мир — это право субъектов, участников правоотношений на мир как высшее благо. Указывается на обеспечение скоординированного во всемирном масштабе ответа на угрозы правам человека, которое может быть разрешено только совместными действиями на национальном и международном уровне. На основании сравнительно-правового анализа национальных конституций обосновывается позиция о необходимости конституционного закрепления в РФ права на мир в системе субъективных прав человека третьего поколения, гарантирующего состояние защищенности от угроз и вызовов жизни и здоровью каждому человеку.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

70-77 14
Аннотация

Современный этап развития федерального законодательства о лицензировании позволяет говорить о том, что сформирована его система. Автором рассматривается и характеризуется система федерального законодательства о лицензировании на примере Конституции РФ, федеральных законов, кодексов и подзаконных актов. Отмечается несовершенство законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и наличие ряда проблем правового регулирования. Определяется необходимость его дальнейшего совершенствования и реформирования. Поднимаются проблемы оптимизации количества лицензируемых видов деятельности путем их одновременного уменьшения и увеличения. Предлагается в отдельных случаях ужесточить лицензионные требования и условия. Констатируется отсутствие административных регламентов по осуществлению лицензирования у некоторых лицензирующих органов. Подчеркивается несовершенство механизмов административной процедуры лицензирования. В связи с этим в статье обозначены направления и перспективы дальнейшего развития федерального законодательства о лицензировании, заключающиеся в сокращении и унификации законодательства о лицензировании, во внесении изменений в действующее законодательство, а также в разработке и принятии новых нормативных правовых актов.

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

78-84 8
Аннотация

Статья посвящена теоретическому осмыслению новой модели гражданско-правового охранительного правоотношения — правоотношения по защите прав и охраняемых законом интересов участников недействительной сделки. Необходимость формулирования понятия, определения особенностей данного правоотношения приобрели актуальность в связи с изменением законодательного подхода к трактовке условий признания сделок недействительными. На сегодняшний день недействительность не связывается исключительно с дефектом в структуре сделки: легальное указание на необходимость нарушения чьих-либо прав и охраняемых законом интересов фактом совершения и (или) исполнения ничтожной или оспоримой сделки свидетельствует о новом подходе к недействительности сделок как к вредоносной правовой ситуации. Юридической формой защиты прав и охраняемых законом интересов, нарушенных такой сделкой, как раз и выступает правоотношение по защите участников недействительной сделки.
В статье анализируются особенности правоотношения по защите прав и охраняемых законом интересов участников недействительной сделки в части оснований возникновения, динамики с учетом нашедших отражение в гражданском законодательстве форм недействительности. Делаются выводы о нетождественности такого правоотношения реституционной правовой связи, об относительной самостоятельности последней. Обосновывается специфика субъектов, объекта, содержания правоотношения по защите участников недействительной сделки, формулируется его понятие.

85-95 6
Аннотация

В настоящее время в образовательных организациях для повышения качества образования используется сетевая форма реализации образовательных программ. Одним из основных документов, подтверждающих реализацию образовательных программ в образовательной организации посредством сетевой формы, является договор о сетевой форме. Использование образовательными организациями рассматриваемой формы обусловило появление новых проблем и вопросов, связанных не только с содержанием договора о сетевой форме реализации образовательных программ, но и с процессом образовательной деятельности в рамках сетевого взаимодействия. Автором изучены общественные отношения, связанные с оказанием образовательных услуг, возникающих с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, в частности их особенности с точки зрения гражданского законодательства. В статье рассмотрена юридическая сущность договора о сетевой форме реализации образовательных программ и выработана дефиниция понятия этого договора. Автором проанализирован субъектный состав договора о сетевой форме реализации образовательных программ, сделана попытка разграничить понятия: образовательная организация, организация, осуществляющая обучение, и организация, осуществляющая образовательную деятельность. В статье предлагается классификация договоров о сетевой форме. Автор останавливается и на вопросе использования имущества при сетевой форме реализации образовательных программ. Также автором рассматривается соотношение договора о сетевой форме и договора о взаимовыгодном сотрудничестве. Представлена судебная практика по спорам, возникающим из обязательных условий договоров о сетевой форме реализации образовательных программ. Проанализированы наиболее существенные проблемы правового регулирования, а также сформулированы предложения по изменению перечня обязательных условий договора о сетевой форме реализации образовательных программ.

96-103 10
Аннотация

В статье рассмотрены проблемы, связанные с взысканием алиментов на несовершеннолетних детей. Констатируется, что при всем разнообразии репрессивных мер, используемых в отношении неплательщика, проблема взыскания алиментов остается актуальной. В связи с этим следует поставить вопрос о формировании правовых механизмов, которые мотивировали бы родителей к исполнению обязанностей по содержанию ребенка, с которым они не проживают. Социологические исследования показывают, что сомнения плательщиков в том, что такие алименты используются по назначению, являются значимым препятствием для исполнения ими своих обязанностей. В связи с этим обосновывается предложение об установлении обязанности представлять отчет об использовании алиментов лицом, которое фактически их получает и должно их использовать в интересах ребенка. Алименты на несовершеннолетних детей имеют целевое назначение и используются лицом, фактически их получающим, в интересах иного лица. В связи с этим усматривается сходство с гражданскими правоотношениями, в рамках которых осуществляется использование чужих денежных средств, что предусматривает предоставление отчетов. Поскольку законопроект, содержащий подобные предложения, вносился в Государственную Думу, кратко представлена история его рассмотрения, сделан вывод, что при наличии у законопроекта определенных недостатков мотивы отклонения не были достаточно обоснованными. Предлагая данный правовой механизм, автор оговаривает случаи, когда его применение недопустимо исходя из особенностей субъектного состава. Обозначаются правовые последствия неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязанностей по предоставлению отчетов, как существующие, так и те, которые могли бы быть установлены в последующем. Введение системы отчетности расходования средств на несовершеннолетнего ребенка не только повысит культуру постразводных отношений, но и обеспечит реализацию интересов самого ребенка.

ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

104-115 7
Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты унификации правил гражданского и административного судопроизводства на примере норм об отказе в принятии заявления. С доктринальных позиций исследуется проблема соотношения этих норм с задачами и базовыми, исходными началами цивилистического процесса. Анализируется судебная практика об отказе в принятии заявления ввиду неподведомственности дела. В рамках исследуемой темы дана оценка некоторым положениям законопроекта Верховного Суда РФ о внесении изменений в ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ. Автором высказаны предложения, реализация которых повысит эффективность судебной защиты заинтересованных лиц, обеспечит доступность правосудия по гражданским и административным делам и будет способствовать процессуальной экономии.

ПРАВОВАЯ ОХРАНА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

116-122 11
Аннотация

Проблема совершенствования законодательства в сфере защиты авторских прав — одна из актуальных проблем, стоящих перед современным российским законодательством. Обусловлена она тем, что в связи с резким развитием информационных и коммуникационных технологий у недобросовестных пользователей появляется возможность размещать фрагменты чужих произведений на своих сайтах без ссылки на автора и источник заимствования, без раскрытия информации о владельцах сайта. В ходе исследования особенностей правового регулирования защиты авторских прав в сети «Интернет» были выявлены проблемы, связанные с защитой авторских прав, а именно наличие анонимных сайтов, публикующих фрагменты чужих работ без ссылки на автора и источник заимствования. При этом автор практически лишен всяких средств защиты авторских прав, так как сервис «Антиплагиат» показывает наличие заимствований в работе автора, а потенциальный автор не может защитить свои права, поскольку неизвестно, к кому предъявлять иск. Предлагается ввести в российское законодательство институт публично-правового иска. В случае удовлетворения указанного иска и установления факта неправомерного заимствования чужого текста судом Роскомнадзор блокирует данный ресурс.

123-130 6
Аннотация

Статус учреждения как «держателя» имущества учредителя заставляет задуматься о необходимости применения по аналогии закона положений, регулирующих право оперативного управления, к отношениям по поводу распоряжения учреждением своими исключительными правами. Тем более с учетом того, что предпосылки для введения согласия учредителя как необходимого условия для распоряжения ценным имуществом учреждения в равной мере применимы как к объектам вещных прав, так и к исключительным правам на результаты интеллектуальной деятельности. Однако автор обосновывает недопустимость применения по аналогии закона положений ГК РФ, ограничивающих полномочия бюджетного учреждения по распоряжению имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, указывая на отсутствие пробела в регулировании, который бы требовал восполнения. В этой связи автор приходит к выводу, что бюджетное учреждение по общему правилу вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащими ему исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности без согласия учредителя.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

131-141 7
Аннотация

В статье рассматривается значение интересов субъектов отношений для установления объекта преступления. Концепция «объект преступления — общественные отношения» универсальна, но имеет недостаток: как явление, общественные отношения неосязаемы, а как понятие — абстрактны. Это представляет сложности для правоприменителя. По мнению автора, одним из способов конкретизации объекта преступления является рассмотрение его через интересы субъектов, как возможности действовать или пребывать в определенном состоянии. Уголовный закон, абстрагируясь от конкретных, частных случаев, устанавливает охрану потенциальных возможностей граждан, реализация которых способствует развитию общества. Общественные отношения и интересы нет смысла противопоставлять, поскольку отношения возникают и развиваются для реализации субъектом своих интересов. Особое значение приобретает интерес при установлении социального вреда общественным отношениям, которые выражаются в деятельности их субъектов, например отношениям в сфере экономической деятельности. Негативные последствия при воздействии на эти отношения проявляются не сразу, а через определенное время, что затрудняет установление осознания общественной опасности. По мнению автора, для конкретизации предмета предвидения правоприменителю следует устанавливать осознание субъектом не общественной опасности, а общественной значимости своих действий и предвидение наступления не общественно опасных последствий, а возможности причинения вреда интересам личности, общества и государства.

142-149 7
Аннотация

Авторы рассматривают особенности толкования понятий «применение насилия» и «использование беспомощного состояния потерпевшего лица» как альтернативно предусмотренных конструктивных признаков составов изнасилования и насильственных действий сексуального характера. В статье изучается возможность одновременного вменения названных признаков при квалификации единого (единичного) насильственного полового посягательства. С этой целью авторами анализируются предлагаемые теорией права пути решения данной проблемы, исследуются отдельные положения актов Верховного и Конституционного Судов РФ, приговоры и иные документы судов общей юрисдикции. В результате проведенного исследования обосновывается необходимость совместного вменения признаков «применение насилия» и «использование беспомощного состояния потерпевшего лица» при их наличии в деяниях виновного, совершившего преступление, предусмотренное ст. 131 или 132 УК РФ. Кроме того, делается вывод, что совместное использование названных признаков в необходимых ситуациях обеспечивает более точную оценку совершенного насильственного полового преступления, что, в свою очередь, влияет на назначение справедливого наказания.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

150-165 6
Аннотация

Настоящая статья посвящена рассмотрению протокола задержания подозреваемого как уголовно-процессуального акта, фиксирующего решение следователя о краткосрочном ограничении конституционного права человека на свободу и личную неприкосновенность. Методологически отталкиваясь от подлинного назначения задержания подозреваемого в общей системе правоограничительных механизмов в сфере выявления, раскрытия и расследования преступлений, автор приходит к выводу об отсутствии в процессуальном решении о его осуществлении (протоколе задержания) того «высокого» правового смысла, который вкладывается в иные резолютивные акты предварительного расследования. Автор полагает, что, несмотря на уголовно-процессуальную формализацию, задержание подозреваемого, по сути, остается превентивной «полицейской» мерой, применяемой в целях «внешнего», «допроцессуального» обеспечения благоприятного режима досудебного производства по уголовному делу. В этой связи предлагается исключить протокол задержания из сферы уголовно-процессуального регулирования с передачей в административное ведение полиции и ́ иных «силовых» ведомств, осуществляющих фактическое задержание и доставление потенциальных подозреваемых.

КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

166-174 13
Аннотация

Изучение практики производства портретных экспертиз экспертными учреждениями России показывает, что исследование видеоизображений приобретает комплексный характер и требует совместного участия экспертов различных специальностей. Актуальной становится проблема установления подлинности видеодокумента, направляемого на исследование, решением которой занимаются специалисты в области фото-, видеотехнической экспертизы. Без установления факта целостности исходной записи вывод специалиста в области портретной экспертизы будет недостоверен. На решении идентификационных задач по признакам внешности человека специализируются эксперты в области габитоскопии. Совместное участие перечисленных специалистов способствует установлению последовательности действий участников происшествия, а также степени влияния технических факторов на изменение внешности человека в процессе видеозаписи. Накопление эмпирической базы производства комплексных экспертиз в дальнейшем позволит создать алгоритм высокотехнологичных исследований.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

175-186 12
Аннотация

Статья посвящена анализу взаимных связей между Россией и странами ЕС в области науки, техники и инноваций с позиций анализа современного состояния принципов и форм сотрудничества, проводимого с учетом произошедшей их эволюции и усвоения предшествующего опыта Советского Союза по осуществлению международного научно-технического сотрудничества (НТС) с государствами неодинакового уровня экономического развития. При сопоставлении форм сотрудничества, присущих международному взаимодействию в области науки и техники на разных исторических этапах, в настоящее время выявляется присутствие аналогов или тех же самых форм, которые были известны ранее межгосударственным связям в затронутой сфере. Так, сохраняет свое значение сочетание договорных и институционных инструментов реализации международных отношений по научно-техническому сотрудничеству. Вместе с тем обнаруживаются и новые средства, порожденные потребностями совершенствования оформления договорных связей в области НТС и адаптации правового регулирования в этой части к реальностям жизни. В институциональном плане продолжают практиковаться совместные исследования и создание в этих целях на постоянной или временной основе международных двусторонних или многосторонних исследовательских коллективов, лабораторий, центров, равно как и обмен патентами, технологиями, учеными и специалистами, в свою очередь основывающийся на международных договорах, но добавляются ранее не использовавшиеся формы совместного исследовательского процесса — такие как коллаборации.

ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО

187-195 9
Аннотация

Автором статьи представлен анализ состояния и развития российского юридического образования на национальном и евразийском пространстве. Выделены основные недостатки российского юридического образования. Изучен российский опыт в сфере международного образовательного сотрудничества в евразийском пространстве. На основе проведенного исследования автор выделяет проблему подготовки юридических кадров, способных работать в условиях международной интеграции, уделяя особое внимание реализации совместных проектов в соответствующих областях сотрудничества. Особое внимание уделяется роли Ассоциации юридических вузов и Евразийской ассоциации университетов в развитии российского высшего образования. Обозначена необходимость создания правового сетевого университета, приоритетным направлением которого станет возможность получения качественного юридического образования, что позволит осуществлять подготовку профессиональных юристов для реализации совместных проектов на евразийском пространстве.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

196-202 7
Аннотация

В статье проанализирован институт патронатного воспитания. Проведен сравнительно-правовой анализ установления, регулирования и функционирования данного института в России, США, Англии, Франции, Германии через сравнение их законодательства, выявление правовой природы и сущности патроната, качества взаимодействия государственных органов и некоммерческих организаций как единого механизма реализации государственной политики в сфере фостерного воспитания, приведение данных официальной статистики темпа роста/снижения числа патронатных семей в указанных странах. Результатом сравнения является выведение элементов, влияющих на эффективность фостеринга: степень правовой урегулированности вопроса, уровень организации и доступности для населения механизма осуществления патроната, осведомленность граждан о правовых, социальных и психологических преимуществах патронатного воспитания по отношению к иным формам опеки и попечительства (раскрывается роль и влияние некоммерческих организаций в популяризации и оказании различных видов помощи в сфере фостерного воспитания). Делается вывод, что в России патронат не является популярной и распространенной формой опеки и попечительства.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

203-210 9
Аннотация

Статья посвящена вопросу социального обеспечения сотрудников Следственного комитета РФ. Создание эффективной системы социального обеспечения и гарантирования прав граждан признается в качестве актуальной проблемы в настоящее время и имеет важное теоретическое и практическое значение. В связи с тем что сотрудники Следственного комитета РФ обладают специальным правовым статусом, а следовательно, наделены особыми обязанностями, выраженными в выполнении некоторых значимых государственных функций, а также их деятельность сопряжена с различного рода ограничениями и запретами, специфическими требованиями к профессиональным и личным качествам, оправданными необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности, они имеют право на надлежащее социальное обеспечение, гарантируемое государством. На основании анализа действующих нормативных правовых актов, судебной и иной правоприменительной практики авторы отмечают достоинства и недостатки социального обеспечения данной категории граждан и выделяют основные направления совершенствования социального обеспечения сотрудников Следственного комитета РФ.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

211-217 7
Аннотация

В статье рассматривается проблема целостности научных взглядов на общепризнанные конституционные нормы в контексте социального регулирования. Многие ученыеконституционалисты исследуют социальные нормы отдельно друг от друга, а не в едином целом комплексе, что является недопустимым. Авторы акцентируют внимание на том, что нравственность имеет нормативный характер и тесно связана с такими нормативными социальными регуляторами, как религия и право. Именно поэтому нормы религии в вузах должны изучаться и в последующем адекватно отражаться в нормотворческой и правоприменительной деятельности. Выделяются критерии разграничения права и морали. Анализируется проблема отделения права от морали в контексте правового регулирования. Авторы также приходят к выводу, что принципы международного права, на которых построена система прав человека на международном уровне, и национальное законодательство могут ограничивать права человека лишь для обеспечения прав других людей.

218-224 6
Аннотация

В статье рассмотрены особенности преподавания предмета «Конституционное право» в рамках профиля «Юрист в сфере бизнес-права» для студентов, которые в последующем будут осуществлять свою профессиональную деятельность в области реализации предпринимательской деятельности. В настоящий момент практико-ориентированная направленность высшего образования, необходимость достижения прикладного характера для результатов освоения образовательной программы предполагают использование междисциплинарного подхода как в науке, так и в разработке рабочих программ по учебным дисциплинам, изучаемым в рамках такой специальности, как «Юриспруденция». Помимо того что конституционное право является базовой отраслью права и создает основы многих других отраслей права, также и современные реалии подтверждают востребованность развития юридических профилей разного направления. Все это способствует некоторой эволюции в подходе к преподаванию предметов отраслей права, в частности конституционного, исходя из специфики основной профильной кафедры, в данном случае корпоративного и предпринимательского права.

225-231 6
Аннотация

В статье обосновывается позитивный характер изменений, внесенных в федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) в части отнесения дисциплины «Семейное право» к базовой части. На основе анализа существующих подходов к преподаванию дисциплины «Семейное право» в ведущих образовательных организациях страны формулируются отдельные выводы о ее структуре, содержании и об особенностях реализации в системе подготовки юристов. Обращается внимание на высокую значимость общей части в структуре программы дисциплины. Делается акцент на необходимости исследования вопросов истории семейного права, теории осуществления и защиты семейных прав, а также вопросов семейно-правовой ответственности. Существенное значение в современных условиях придается также вопросам трансграничного существования семейных правоотношений. Предлагаются конкретные рекомендации по организации и содержанию аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся. Оценивается влияние изучения вопросов семейного права на формирование знаний, умений и навыков будущего юриста.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)