СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
В статье рассматривается возможность учреждения в России после 1917 г. президентской республики. Исследуется правовая позиция консервативно-либерального и либерально-демократического лагеря в отношении применимости американской конституционной модели по организации высшей исполнительной власти. Основная часть работы посвящена анализу проекта «Конституции Российского государства", составленного чешским государственным деятелем Карелом Крамаржем. Проводится разборка норм «Конституции Российского государства», посвященных правовому статусу и правомочиям главы государства. Методология исследования включает общенаучные методы, такие как анализ, сравнение, приемы логики и др. Частноправовые методы позволили раскрыть и объяснить смысл «Конституции Российского государства» (метод юридической герменевтики), а также сопоставить юридические категории и институты, которые использовались Карелом Крамаржем для формирования президентской республики в России (сравнительно-правовой метод). Авторы приходят к выводу о том, что проект «Конституции Российского государства» стал одним из специфических отражений белого конституционализма.
ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА ПРАВА
В статье рассматриваются основные проблемы, обусловленные развитием этической регламентации в различных сферах профессиональной деятельности. Особо остро, на взгляд автора, проблема этического регулирования стоит в области науки и инноваций, что требует развития такого направления, как этика высоких технологий. Развитие этики требует: выработки общих подходов к этической регламентации, этической ответственности, производству этических экспертиз; ревизии, систематизации законодательства по этике; подготовки научно обоснованных рекомендаций по этике; своевременного реагирования на этические проблемы, обусловленные появлением и внедрением высоких технологий. В связи с масштабом задач, нуждающихся в решении, по мнению автора, необходимо приступить к выработке и реализации Этической концепции Российской Федерации. Такую работу может провести Совет при Президенте Российской Федерации по этике, созданный одноименным Указом Президента РФ. По мнению автора, возможными задачами Совета при Президенте РФ по этике, требующими самостоятельного обсуждения, могли бы стать: разрешение вопросов, связанных с разрешением отдельных этических конфликтов (например, в сфере высоких технологий и иных сферах, где только формируются этические нормы); обжалование привлечения отдельных категорий лиц к этической ответственности (высшая этическая инстанция).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Двухуровневая система власти считается в современной теории государства и права непременным признаком федеративных государств. Интерпретация этой организационной особенности государственной власти зависит от того, как трактуется суверенитет федеративного государства, характер федеративных отношений, сама федеративная форма устройства. Цель работы — выявление сущностных особенностей двухуровневого построения системы власти в федерации, характеристика обоих уровней государственной власти и их взаимоотношений между собой. В результате исследования уточнено понятие двухуровневого построения государственной власти, описаны причины этой структурной особенности властной системы, показана внутренняя логика отношений федерального и регионального уровней государственной власти в общем контексте федеративной модели государственного устройства. Исследование особенностей устройства государственной власти в федерации позволило взглянуть на сущность федерализма «изнутри», с точки зрения системно-структурной организации властного аппарата. Двухуровневая система власти предстает как внутренне согласованный способ организации государственного механизма, каждый из уровней которого имеет единственные, присущие только ему функции и характеристики, которые в их взаимодействии раскрывают главный смысл федеративного устройства — сохранение государственной целостности.
С момента принятия действующей Конституции России, закрепившей конституционные начала осуществления государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, прошло уже более 25 лет. Этот период был насыщенным с точки зрения формирования правового каркаса общественно-политических и социально-экономических отношений в нашей стране. Проведенный анализ свидетельствует, что местное самоуправление составляет одну из базовых характеристик российской модели демократии. С другой стороны, в последние годы нельзя не отметить тенденции по наращиванию усилий федеральных органов власти, и в первую очередь главы государства, по максимальному вовлечению местного самоуправления в единое политическое и правовое поле государства. Во многом это оправдано необходимостью обеспечить каждому жителю страны равные возможности для комфортной и безопасной жизни. В работе формулируется авторский взгляд на происходящие изменения и одновременно предлагается продолжить научные дискуссии по вопросу развития в нашей стране столь необходимого для каждого из нас института современного цивилизованного демократического государства — местного самоуправления.
В статье рассматривается вопрос о правовых основаниях введения ограничительных мер в целях защиты населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Выполняя предписания, содержащиеся в указах Президента РФ, высшие должностные лица субъектов РФ оформили решения о введении режима повышенной готовности, в том числе установили запреты на осуществление отдельных видов экономической деятельности, свободное передвижение граждан и транспортных средств, проведение массовых мероприятий. Несмотря на принятие соответствующих изменений, федеральное законодательство в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а также иные федеральные законы не определили условия, сроки и объем возможных ограничений, в связи с чем реализация конституционных прав человека и гражданина была поставлена в зависимость от содержания подзаконных актов. Анализ ст. 55 и 56 Конституции РФ позволяет сформулировать основные требования к системе ограничительных мер по борьбе с распространением инфекции и выявить ее недостатки.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
В статье представлено авторское ви́дение проблемы взаимодействия международного и национального административного права и предпринята попытка определить место Конвенции о защите прав человека и основных свобод в российской правовой системе и административно-деликтном законодательстве страны. На основе анализа различных точек зрения сформулирован вывод о том, что международные договоры, ратифицированные РФ, вливаются в общий массив административного законодательства и становятся источником административного права в той части, в которой они содержат правовые положения, определяющие административно-правовой статус граждан, а также гарантии его реализации, в том числе гарантии справедливого правосудия по делам, возникающим из публично-правовых отношений, и административно-деликтным делам. С этой точки зрения дана оценка положений ст. 1.1 КоАП РФ, определяющей место и роль общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в системе источников административно-деликтного права, в числе которых важное место автор отводит Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В статье данная Конвенция рассматривается в качестве международного договора РФ, который не только регулирует межгосударственные отношения, но и активно вторгается в регулирование процессуальных отношений административной ответственности, т.к. устанавливает общие параметры справедливого судебного разбирательства по административно-деликтным делам. В статье также уделено внимание реализации в проектах КоАП РФ и Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях конституционного принципа о международно-правовых нормах в правовой системе РФ.
В статье проанализированы основные нормативно-правовые и теоретические положения относительно понятия, содержания и ключевых особенностей антикоррупционного просвещения, а также антикоррупционной пропаганды в области функционирования образовательных учреждений высшего образования Российской Федерации. Актуальность статьи обусловлена концентрацией государственной политики на борьбе с коррупцией во всех сферах жизни общества, в том числе и в образовательной сфере. Исследованы федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, подзаконные правовые акты о противодействии коррупции. В статье рассмотрен опыт российских образовательных учреждений высшего образования по предупреждению и профилактике коррупционных отношений. Авторы акцентируют внимание на положительном опыте Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) по антикоррупционной деятельности. Авторами сделаны обоснованные выводы и предложения о совершенствовании работы по противодействию коррупции в образовательных учреждениях, которые могут быть использованы на практике.
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
В статье рассматриваются вопросы определения понятий национальных проектов, финансирования, на основе анализа отечественной и зарубежной литературы даются авторские дефиниции. Национальные проекты понимаются как относительно новые инструменты программно-целевого управления. Охарактеризована современная система финансирования национальных проектов и некоторые современные тенденции ее развития. Показано соотношение понятий «финансирование», «кредитование», «инвестирование». Делается вывод о необходимости комплексного использования данных экономико-правовых институтов при финансировании национальных проектов. Обосновывается социально полезный эффект национальных проектов, который должен быть выше, чем затраты на их реализацию. Показаны дифференцированные подходы к финансированию отдельных национальных проектов в зависимости от источников финансовых средств. Проанализирована структура источников финансирования, выделены принципиальные основы соответствующей деятельности, продемонстрирована степень надежности и устойчивости основных источников. Показаны некоторые механизмы обеспечения гибкости и мобильности финансирования национальных проектов.
ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Статья посвящена вопросам, связанным с признанием долгового обязательства, оформленного на имя одного из супругов в период брака, общим обязательством супругов. За основу взяты материалы обобщенной судебной практики, свидетельствующей о неоднородности применения п. 2 ст. 45 Семейного кодекса Российской Федерации. Автор критически анализирует подходы, выработанные судебной практикой при решении вопроса о признании долга совместным, в частности в качестве одного из таких подходов рассматривается приобретение за счет кредитных (заемных) денежных средств общего имущества супругов. Аргументируются недостатки распространения судами презумпции общности имущества на долговые обязательства. Обосновано, что суды должны в совокупности учитывать доказательства получения согласия супруга и доказательства расходования кредитных (заемных) денежных средств на нужды семьи. Делается вывод о необходимости формирования правовых механизмов, способствующих единообразному применению п. 2 ст. 45 СК РФ.
ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
В работе автор, реализуя направленность исследования к специализации гражданского процессуального права в российской правовой системе как проявляемой закономерности его развития, исходя из неизбежного дуализма и взаимодействия материального и процессуального права, осмысливает с учетом российских законодательных реформ в последние десятилетия текущее его состояние на примере отдельных основных процессуально-правовых институтов, среди них — институт права на обращение в суд, институт защиты прав и интересов других лиц, институт подсудности и др. Использование автором известных и предлагаемых правовых конструкций, категорий и понятий в их авторском объединении и (или) прочтении делает насущным для исследования в целях понимания и осмысления ключевой обусловленности специализации гражданского процессуального права в системе российского права как обеспечение им осуществления правосудия и защиты прав по гражданским делам в широко сложившемся их понимании, когда право на судебную защиту в системе конституционных прав и свобод есть гарантия всех их. Данная публикация — первая в серии из трех работ автора, посвященных проблеме права на обращение в суд как важнейшему вопросу дуализма и взаимодействия материального и гражданского процессуального права.
ПРАВОВАЯ ОХРАНА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Существующие сегодня в некоторых государствах варианты регулирования допуска третьих лиц к использованию сиротских произведений не унифицированы и тяготеют к правовым презумпциям opt-in (правообладатель по умолчанию не согласен) или opt-out (правообладатель по умолчанию согласен). Вместе с тем присутствуют отдельные общие для государств направления развития регулирования, касающиеся таких вопросов, как ключевое понимание сиротского произведения, предварительный поиск правообладателя, предоставление правообладателю возможности в течение определенного срока восстановить свои права и получить компенсацию за использование произведения, ограничение компенсации за использование сиротского произведения. В отдельных государствах просматриваются также тенденции развития регулирования доступа к бесхозным произведениям именно для трансграничных отношений: создание объединенных банков-хранилищ и сотрудничество таких банков (ЕС); признание статуса сиротского произведения, установленного в одном государстве, другими (договаривающимися) государствами (ЕС); восприятие (в установленном случае) национальными судами выданных в иностранной юрисдикции подтверждающих документов о проведенном поиске правообладателя в качестве доказательств сиротства произведения (США); установление коллизионного регулирования для поиска права, применимого к отношениям с произведениями, восстановленными в авторско-правовой охране (США). В силу того, что деятельность государств по регулированию доступа к произведениям с неизвестным правообладателем противоречит концепции исключительности авторских прав и императивности срока их действия, создание правового режима охраны сиротских произведений должно инициироваться на конвенционном (унифицирующем) уровне.
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В статье анализируются вопросы, связанные с ненормированным рабочим днем, которые возникают в связи с отсутствием должного правового регулирования данной правовой категории. При этом акцентируется внимание на том, что трудовая функция работника является главным и определяющим фактором для включения в трудовой договор работника условия о ненормированном рабочем дне, поскольку его установление обусловлено именно той трудовой функцией, которую выполняет работник, т.к. выполнить ее в пределах нормальной продолжительности рабочего времени не всегда возможно. Помимо этого, в статье уделяется внимание проблеме допустимости установления ненормированного рабочего дня беременным женщинам и лицам, для которых установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, и делается вывод о том, что распространение нормы, касающейся возможности провести параллель между ограничениями, предусмотренными ст. 99 и 101 ТК РФ, в настоящее время не имеет под собой правового обоснования. В связи с этим предпринимается попытка найти пути разрешения данной проблемы. Выявляются спорные и неоднозначно решаемые в правоприменительной деятельности вопросы, возникающие при разрешении трудовых споров, связанных с расторжением трудового договора с работником, находящимся на работе в состоянии алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения, за пределами установленной продолжительности рабочего времени. В целях единообразного применения действующего законодательства следует исходить из того, что для работников с ненормированным рабочим днем все время нахождения на работе считается рабочим.
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
В статье исследуются основные теоретические и практические проблемы, которые возникают при избрании такой специальной меры пресечения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, как присмотр. Авторы подчеркивают, что вследствие законодательных пробелов и отсутствия четкого алгоритма действий при ее избрании данная мера пресечения редко применяется на практике. В статье затрагивается тема участия взрослых лиц в осуществлении присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым. В частности, авторами сделан вывод о невозможности участия опекуна в данных уголовно-процессуальных отношениях. Изучение и анализ научной литературы позволил разработать критерии, по которым можно определить, возможно ли допустить то или иное взрослое лицо к осуществлению присмотра за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым. Констатируется, что в целях увеличения числа избрания присмотра в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых по сравнению с другими мерами пресечения необходима законодательная доработка положений уголовно-процессуального закона и рекомендаций, дающихся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, в том числе с использованием норм зарубежного законодательства.
УПК РФ в ст. 389.15 содержит закрытый перечень оснований отмены или изменения приговоров. Односторонность и неполнота исследования фактических обстоятельств уголовного дела не указана в качестве одного из таких оснований. Допущенное в ходе производства по уголовному делу нарушение, связанное с односторонним или неполным исследованием фактических обстоятельств дела, способно влиять на правосудность приговора. Такой вывод следует из анализа сформировавшейся после реформы 2013 г. судебной практики. Одной из целей данной реформы являлось получение по завершении апелляционного производства «окончательного приговора». Несмотря на это, в ходе реализации реформы статья 389.15 УПК РФ, закрепляющая перечень оснований отмены или изменения приговоров, не была приведена в соответствие с задачами реформы. Неправильное исследование судом фактических обстоятельств уголовного дела в качестве такого основания в законе не предусмотрено — вопреки многочисленным фактам выявления данного нарушения судами проверочных инстанций.
КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
В статье рассматриваются криминалистические средства и методы, используемые при расследовании контрабанды, совершаемой на железнодорожном транспорте. Роль данных криминалистических средств и методов достаточно высока, поскольку они позволяют своевременно выявить и пресечь совершение рассматриваемого преступления, определить виновных в его совершении и предотвратить распространение на территории нашей страны наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров. Рассматриваются также особенности применения специальных методов криминалистики при расследовании контрабанды, совершаемой на железнодорожном транспорте. Одним из основных предметов контрабанды на сегодняшний день выступают наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры или аналоги, растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их части, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструменты или оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, при этом уголовная ответственность за данное преступление предусмотрена в ст. 229.1 УК РФ.
АДВОКАТУРА И НОТАРИАТ
В работе автор подчеркивает, что межличностная солидарность предполагает возможность преодоления различных кризисных явлений с использованием потенциала коллективизма, присущего свободным ассоциациям. На основе этого делается вывод о том, что необходимость существования адвокатуры обусловлена не столько правом, сколько самой природой человека как существа общественного. Адвокатура как общественный институт имеет две цели: обеспечить публичную функцию по защите прав и свобод страждущих при отправлении государством правосудия и обеспечить существование сословия посредством реализации принципа корпоративности, закрепленного в законе. Принцип корпоративности предполагает организационное единство, корпоративную солидарность и взаимопомощь. В статье исследована история возникновения внутрикорпоративных институтов адвокатской солидарности на примере «организации касс взаимопомощи» С.-Петербурского и Московского советов присяжных поверенных, а также проведен анализ современного российского законодательства на предмет наличия организационных форм, которые могут быть положены в основу организации современных институтов взаимопомощи адвокатов.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И СУДОУСТРОЙСТВО
В статье дается характеристика основным историческим периодам развития института участия прокурора в административных делах в судах. Из исторического анализа полномочий прокурора автором делается вывод, что административное судопроизводство, в котором принимал активное участие прокурор, существовало всегда, но принимало разные формы. Анализ законодательства и мнений ученых периода Российской империи в сравнении с современным законодательством и правовыми концепциями позволяет выделить лучшее из прошлого и переместить на современное правовое поле. Полномочия прокурора в административном производстве в настоящее время включают положения законодательства Российской империи и советского периода, однако требуют дополнительного осмысления с учетом исторического опыта. В итоге автор приходит к выводу, что без учета исторического прошлого в части института участия прокурора в административных делах в судах невозможно в настоящее время развивать и совершенствовать полномочия прокуроров в судах по административным делам.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена исследованию вопросов, вытекающих из применения в организации и деятельности прокуратуры норм Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», которые отличаются своей неопределенностью и противоречивостью. Анализируются ситуации, при которых существующие приемы толкования правовых норм не позволяют найти правильное решение в реализации функций органов прокуратуры. В исследовании отмечается несогласованность отдельных норм Федерального закона с конституционными основами регулирования организации и деятельности прокуратуры. Обращено внимание на необоснованное расширение пределов ведомственного правового регулирования организации прокурорского надзора. Критическому анализу подвергнуты нормы закона, регулирующие полномочия прокуроров, объекты прокурорского надзора и функцию прокуратуры по возбуждению дел об административных правонарушениях и административного расследования. По итогам исследования автор приходит к выводу о необходимости существенного изменения и дополнения действующего Закона.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
В статье рассматриваются изменения, внесенные в Конституцию Российской Федерации, через призму актуальной проблемы толкования международными и национальными судами норм права, поскольку подходы к толкованию любого юридического текста обладают фундаментальной важностью. Уже давно вопросы толкования перестали носить технический характер. От различных подходов к толкованию зависит, что́ понимается под демократией и народовластием, каково соотношение права и политики, каково место страны в международной системе координат. Особое внимание в статье уделяется термину и проблеме «истолкования» — одной из новелл российской Конституции. Автор обращается к вопросу о том, что́ понимается под «истолкованием, противоречащим Конституции»? Именно разное понимание судами одних и тех же норм, использование разных подходов к толкованию юридических текстов способно привести к коллизиям и даже конфликтам юрисдикций, приводящим к серьезным последствиям. В статье критически оценивается применение так называемого эволютивного, расширительного толкования Европейского Суда по правам человека, который побуждает государства вырабатывать в национальных правовых системах механизмы защиты от произвольных решений международного суда. Помимо эволютивного, в статье рассматриваются и иные современные подходы к толкованию: консеквентализм, текстуализм, оригинализм. Проблемы толкования рассмотрены на основе анализа практики Европейского Суда по правам человека, Суда Европейского Союза, американской и европейской юридической доктрины.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО
Статья продолжает существующую в юридической литературе дискуссию о правовой природе договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения. Автор приводит различные взгляды на правовую природу договора о подключении, встречающиеся в доктрине и судебной практике. Для раскрытия сущности рассматриваемого договора автор обращается к категории «мощность» — понятию, используемому в законодательстве для обозначения обязательственных правоотношений по наделению потребителя правом требования к энергоснабжающей организации по поддержанию энергетического оборудования в состоянии постоянной готовности к производству и передаче энергии. В ходе проведенного исследования правовой природы мощности делается вывод, что мощность не является объектом гражданских правоотношений. К такому объекту может быть отнесено право требования, возникающее из указанного обязательства. Передача данного права требования потребителю производится энергоснабжающей организацией в результате технологического присоединения. На основании этого автор аргументированно приходит к выводу, что по своей правовой природе договор технологического присоединения является договором возмездного оказания услуг.
РЕЦЕНЗИИ
В статье представлен детальный анализ книги «Прием граждан и рассмотрение обращений в следственных органах». Акцентируются такие вопросы, затронутые в книге, как: трактовка термина «обращение гражданина», система законодательства об обращениях граждан, система обращений граждан и система их рассмотрения. Отдельное внимание уделяется: праву руководителей Следственного комитета РФ, МВД РФ и ФСБ РФ регулировать вопросы, связанные с обращениям граждан; разграничению обращений граждан исходя из базового интереса заявителя; функциональной подсистеме рассмотрения обращений граждан; течению сроков при рассмотрении обращений граждан; прекращению переписки (в том числе приоритетности юридического факта поступления обращения конечному адресату, а не юридического факта направления обращения); правилам организации личного приема (в том числе психологическим рекомендациям) и анализу судебной практики. Критикуются: авторское определение категории «обращение гражданина»; отнесение права на обращение к числу политических; отнесение запросов органов власти и их должностных лиц к числу обращений; избыточность подхода реагирования на электронные обращения. Предлагается продолжить исследование в части: установления понятия и признаков организации, осуществляющей публичные функции (в качестве адресата обращений граждан); совершенствования ведомственного порядка регистрации обращений и сообщений о преступлениях; совершенствования законодательства об электронных и о коллективных обращениях.
ISSN 2782-1862 (Online)