Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
Том 16, № 4 (2021)
Скачать выпуск PDF

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 

11-22 348
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы реализации принципов гласности и доступности в нормативных актах, регулирующих процедуру научной аттестации в России. Выделяются характерные свойства юридических принципов доступности и гласности. Исследуется проявление принципов гласности и доступности в федеральном законодательстве и локальных нормативных актах организаций, обладающих правом самостоятельного присуждения ученых степеней. Выявляются локальные нормативные акты, подлежащие обязательному официальному опубликованию для реализации принципа гласности. Приводятся примеры нарушений требований действующего законодательства в локальных нормативных актах по вопросам самостоятельного присуждения ученых степеней. Делается вывод о необходимости дополнительной проработки локального регулирования на предмет устранения противоречий и приведения в соответствие принципам гласности и доступности.

23-32 612
Аннотация

Статья посвящена одному из наиболее дискуссионных вопросов современной конституционной аксиологии — определению природы, сущности и роли ценностей. Автор последовательно раскрывает значение категории «ценность» в философском дискурсе, в общей аксиологии права и в контексте конституционного права. Категория «ценность» для конституционной аксиологии предстает как многогранный феномен, в отношении которого сегодня не существует единого понимания. В статье приводятся различные варианты решения философами права и конституционалистами этой непростой задачи — дать оптимальное определение категории «конституционная ценность». Ученые детерминируют конституционные ценности через категории «цель», «приоритет», «принцип», «идеал», «идея», «установка» и иные. На основе оценки существующих подходов автор формулирует позицию в отношении содержания конституционных ценностей и предлагает собственное определение этой базовой категории через отношение к ценностям конституционного порядка как к идеальным моделям развития человека, общества и государства, выступающим в качестве критериев, используемых при реализации и интерпретации Конституции для достижения сбалансированной конституционной защиты человека, его прав и свобод, основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов всех членов общества, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 

33-38 788
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, возникающие у судей судов общей юрисдикции в процессе подготовки к рассмотрению дел об административных правонарушениях. Выделяется содержательная и формальная стороны процессуальной деятельности судьи суда общей юрисдикции на этом этапе. Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях, в отличие от иных процессуальных кодексов, осуществляет фрагментарное нормативное правовое регулирование данного вопроса. КоАП РФ не содержит положений о возможности обжалования (опротестования) определения судьи о передаче по подсудности дела об административном правонарушении. Автором на основе конституционных положений, практики Конституционного Суда РФ аргументируется позиция о том, что определения о передаче по подведомственности (подсудности) дел об административных правонарушениях подлежат самостоятельному обжалованию (опротестованию). Предлагается дополнить ст. 29.4 КоАП РФ положениями, предоставляющими возможность заинтересованным лицам обжаловать (опротестовывать) определения о передаче по подведомственности (подсудности) дел об административных правонарушениях.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО 

39-46 232
Аннотация

Статья посвящена финансовому контролю за реализацией научных проектов класса «мегасайенс». Государство в целях создания инновационной экономики продолжает развивать научные исследования и разработки, в частности создание уникальных проектов класса «мегасайенс». Финансирование таких исследований осуществляется, как правило, за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, в рамках приоритетных национальных проектов или федеральных программ. Поэтому важное значение приобретает государственный финансовый контроль за эффективным и целевым использованием денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В статье рассматривается современное состояние государственного финансового контроля за реализацией научных проектов класса «мегасайенс», определен перечень субъектов, обладающих полномочиями как внутреннего, так и внешнего государственного финансового контроля, выделены их отличия и характерные признаки. Проведен анализ мониторинга как одного из направлений деятельности Счетной палаты Российской Федерации, где сделан акцент на бюджетном мониторинге. Анализируются проблемы и недостатки при осуществлении государственного финансового контроля за реализацией научных проектов. Выявлены особенности современного состояния государственного финансового контроля и определены тенденции его развития и совершенствования.

47-54 259
Аннотация

В статье раскрывается категория «государственные расходы», проводится ее сравнительный анализ с категорией «бюджетные расходы» в доктринальном понимании и согласно законодательному определению. На основе относительных и абсолютных данных отмечается тенденция к увеличению доли расходов на финансирование национальных проектов в общей структуре государственных расходов, а также тенденция к ежегодному увеличению объема прямых расходов из федерального бюджета. Сделан вывод о необходимости закрепления тезиса о приоритетности финансирования национальных проектов при распределении бюджетных средств на уровне федерального закона. Проанализировано место ассигнований на реализацию национальных проектов в обновленной Бюджетной классификации, выделен ряд особенностей бюджетного финансирования нацпроектов. На основе законодательства выявлены правовые механизмы корректировки финансирования национальных проектов, отмечена модернизация финансовых инструментов в сфере госзакупок, тенденции в сфере распределения межбюджетных трансфертов при софинансировании. Отмечено значение ретроспективного анализа информации об исполнении бюджетных ассигнований главными распорядителями средств федерального бюджета в предыдущем финансовом году в целях перспективного планирования. Делается вывод об актуализации встраивания формата национальных проектов в систему стратегического планирования со среднесрочной и долгосрочной перспективой.

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 

55-65 742
Аннотация

Цифровизация в последние годы является одним из основных драйверов изменения финансовой сферы и в мире в целом, и в России. Сначала развитие — вне государственного контроля и скорее при весьма критическом отношении по стороны официальных регуляторов — получило явление, названное «криптовалюта» (по существу, то, что экономисты называют «частными деньгами»). Однако позднее к цифровым экспериментам подключились государства и центральные банки. Так появился феномен «цифровой валюты центрального банка» — Central Bank digital currencies (CBDC). В новом инструменте центральные банки увидели новые возможности, прежде всего в части отказа от бумажного (наличного) оборота и контроля. В настоящее время многие центральные банки в мире проводят соответствующие исследования, а некоторые вышли на уровень тестирования соответствующих решений. Не остался в стороне и Центральный Банк Российской Федерации: в 2019 г. был подготовлен первый доклад — исследование о перспективах цифровых валют центральных банков, а в 2020 г. был опубликован доклад для общественных консультаций «Цифровой рубль». Введение такого финансового инструмента сопряжено со значительными изменениями в правовой сфере. Статья посвящена анализу таких изменений, а также основных недостатков доклада.

66-75 477
Аннотация

Статья посвящена анализу и оценке законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов суррогатного материнства», направленного на совершенствование законодательства в сфере вспомогательных репродуктивных технологий. Авторы отмечают положения законопроекта, заслуживающие поддержки ввиду их направленности на обеспечение интересов ребенка, и обосновывают целесообразность их закрепления в нормах российского права, в частности установление возрастных ограничений для потенциальных родителей, запрет коммерческого посредничества в сфере искусственной репродукции и др. В то же время выявляются положения, нуждающиеся в изменении в целях обеспечения баланса интересов всех участников складывающихся общественных отношений, и приводится соответствующая аргументация. Критическому анализу подвергнуты положения об ограничении доступа одиноких граждан к технологиям суррогатного материнства ввиду их необоснованности, противоречия положениям Конституции РФ и концептуальным подходам к пониманию семьи, материнства и детства.

76-93 689
Аннотация

В статье рассматриваются объекты гражданских прав с целью установления их возможности быть объектом виндикации. Проведен анализ таких объектов, как вещи, «бестелесные вещи», безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, объекты интеллектуальной собственности, доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, цифровые права, криптовалюта и др. Выявлена правовая природа указанных объектов с учетом теории права и правовых позиций судов. Как следствие, приведена аргументация относительности возможности или невозможности их виндикации по правилам ст. 301 Гражданского кодекса РФ. Рассмотрены также вопросы наличия специальных механизмов защиты прав правообладателей бездокументарных ценных бумаг и долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью на предмет их соотношения с виндикацией. Проведен анализ судебной практики по вопросу истребования объектов гражданского права из чужого незаконного владения. Сделаны выводы относительно того, какие объекты могут быть объектом виндикации непосредственно на основании ст. 301 ГК РФ, какие объекты могут быть истребованы по аналогии закона и какие объекты являются невиндицируемыми.

94-100 591
Аннотация

В статье рассматривается проблема толкования исключительного права, которое вопреки закреплению в качестве единой категории формулируется дифференцированно применительно к различным объектам интеллектуальных прав; выделяемые в нем правомочия, составляющие (хотя и не исчерпывающие) его содержание, также не совпадают в разных результатах интеллектуальной деятельности и средствах индивидуализации. Применение метода телеологического толкования позволяет рассмотреть исключительное право как в рамках «конфликтного права», так и в рамках «права сотрудничества»; как в статике, так и в динамике правоотношения. Целями, для которых нормативно сформулировано исключительное право, является определение: прав лица на собственные действия; действий, составляющих правонарушение; предмета договора о предоставлении права использования результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Указанные основные цели могут содержать еще дополнительные, например определение объема правонарушения. Нормативное оформление содержания исключительного права является многослойным и многовариантным, но внешние противоречия снимаются благодаря телеологическому толкованию, учитывающему цели правового регулирования.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

101-119 424
Аннотация

Появлению понятия аннулирования трудового договора в тексте Трудового кодекса РФ предшествовала разработка данного понятия в науке трудового права начиная с советского периода нашей истории. Уже тогда были выявлены сущностные различия между процедурой расторжения трудового договора, в рамках которого возникли трудовые отношения, и аннулированием трудового договора, не перешедшего в стадию практической реализации. Нормы об аннулировании дважды корректировались законодателем: устранялись юридико-технические недостатки, уточнялась действительная воля законодателя. Однако и сейчас имеется насущная потребность в модернизации ст. 61 ТК РФ. Кроме того, на основании изучения работы кадровых служб, судебной практики, научной литературы, телеологического толкования исследуемых норм права в этой работе дан ответ на ряд ранее не рассматривавшихся вопросов и вопросов, разрешение которых является предметом дискуссии. В частности, исследованы: 1) вопросы обоснованности распространения норм об аннулировании на все случаи заключения трудовых договоров; 2) проблемы нормативного регулирования обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая; 3) документальное оформление и порядок действий работодателя в процессе аннулирования трудового договора; 4) последствия аннулирования трудового договора в случае правомерного и неправомерного недопуска работника к работе; 5) последствия отказа работодателя от аннулирования трудового договора с работником. В результате исследования заявленных проблем и систематизации подходов к пониманию процедуры аннулирования трудового договора автором представлен собственный вариант толкования спорных положений, а также предложен путь преодоления противоречия норм анализируемой статьи ТК РФ и норм Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании...» через корректировку положений ТК РФ, регулирующих процедуру аннулирования трудового договора.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО 

120-132 390
Аннотация

Вопросы специфики причинной связи между дорожно-транспортными происшествиями и наступившими негативными последствиями (тяжкий вред здоровью, смерть человека) на протяжении длительного времени остаются дискуссионными. Доктринальные подходы к раскрытию причинности в транспортных преступлениях представляются в некоторых случаях излишне теоретизированными либо являются фрагментарными частными случаями, не входящими в определенную систему. Подобная ситуация обусловлена объективными причинами, разнообразием видов происшествий на транспорте, связанных с нарушением правил дорожного движения. Повышенный интерес представляют нарушения требований безопасности несколькими лицами. Правоприменитель нуждается в понятных и применимых правилах оценки причинности ДТП. Анализ правоприменительной практики позволил дать оценку поведению участников дорожного движения с момента возникновения опасности до наступления аварийной обстановки, определить объективные и субъективные параметры движения, находящиеся в причинной связи с наступившими последствиями, влекущими наступление ответственности в рамках ст. 264 УК РФ. При квалификации деяния по данной норме анализу подлежат действия не только субъектов, создавших опасность для движения, но и лиц, проигнорировавших юридическую обязанность предотвратить наступление негативных последствий.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 

133-141 422
Аннотация

Действующий УПК РФ допускает возможность привлечения юридического лица в качестве гражданского ответчика лишь в случае, если оно в соответствии с ГК РФ несет ответственность за вред, причиненный преступлением, что не позволяет привлечь его в уголовный процесс во всех необходимых случаях, в частности по налоговым преступлениям. Обусловлено это тем, что в уголовном процессе имущественный вред, причиненный налоговыми преступлениями, составляют налоги, сборы, страховые взносы, которые не являются имущественным вредом в гражданском праве в силу различных объектов правоотношений, поэтому не подлежат возмещению в порядке ГК РФ, а взыскиваются в порядке НК РФ и АПК РФ. При этом юридические лица, являющиеся налогоплательщиками, не уплатившими налоги, обязаны возместить причиненный налоговым преступлением вред, составляющий неуплаченную сумму налогов, сборов, страховых взносов, но не в соответствии с ГК РФ, а в соответствии с НК РФ и АПК РФ. В связи с отсутствием предусмотренных законом оснований для вовлечения юридического лица в уголовный процесс в качестве гражданского ответчика на практике вместо него часто привлекается физическое лицо, в отношении которого осуществляется уголовное судопроизводство, что в последующем приводит к отменам приговоров в части возложения гражданско-правовой ответственности на ненадлежащее лицо вместо налогоплательщика-организации. В статье обосновывается необходимость включения в УПК РФ нового основания для привлечения юридического лица в качестве гражданского ответчика — наличие обязанности в соответствии с НК РФ и АПК РФ уплатить налоги, сборы, страховые взносы. Это позволит исключить существующее в правоприменительной практике взыскание имущественного вреда по налоговым преступлениям с наемных работников организации, в отношении которых осуществляется уголовное судопроизводство, при наличии платежеспособного юридического лица — налогоплательщика.

142-151 456
Аннотация

Цель научной статьи — на основе закономерностей формирования древовидных иерархических структур провести системное исследование внутреннего устройства и функций уголовно-процессуальной деятельности, определить цели и задачи уголовного судопроизводства на разных уровнях системной иерархии. В рамках исследования уголовный процесс рассматривается в качестве системы со сложными межэлементными взаимосвязями и собственным взаимовлиянием на свои структурные элементы. На основе разграничения категорий «назначение», «цель», «результат» автор делает вывод, что цель уголовного процесса — разрешить по существу в соответствии с требованиями уголовно-процессуального права находящиеся в производстве органов предварительного расследования и суда материалы, обеспечивая при этом применение уголовного закона. В ходе исследования устанавливается возможность достижения цели уголовного процесса на любой его стадии в случае одновременного выполнения двух условий — выявления объективных уголовно-процессуальных оснований завершения уголовного процесса с применением уголовного закона и обеспечения реализации принципов уголовного судопроизводства. Через цель и принципы уголовно-процессуальной деятельности автор определяет задачи и основные функции уголовного судопроизводства, выделяет общую цель и задачи органов дознания, предварительного следствия и суда. Делает вывод, что установление объективных уголовно-процессуальных оснований для разрешения находящихся в производстве материалов с применением уголовного закона обеспечивается в результате предварительной проверки материала, предварительного расследования или реализации функций судебной власти посредством решения стоящих перед органами дознания, следствия и суда задач. В результате исследования устанавливаются действительное назначение и цели уголовного преследования, защиты, судебного и ведомственного контроля, прокурорского и судебного надзора.

КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА 

152-159 231
Аннотация

В статье рассматриваются неоднозначно трактуемые в теории уголовно-процессуального доказывания вопросы использования экспертного заключения. Особое внимание уделено исследованию обстоятельств, влияющих на формирование выводов эксперта. Показано, что существующие правовые механизмы в недостаточной мере регулируют отдельные вопросы судебно-экспертной деятельности. Анализируя судебно-экспертную практику, автор обращает внимание на соблюдение условий, при которых экспертное заключение приобретает доказательственное значение. Выявлено, что на неопровержимость экспертных выводов влияет не только компетентность судебного эксперта, но и научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности. Критикуется позиция, согласно которой эксперт может привлекать специалиста при формулировании выводов экспертизы. Предлагаются направления по совершенствованию всесторонности и объективности проводимых экспертных исследований, обеспечению полноты, а также обоснованности и достоверности сделанных экспертом выводов. С учетом современных достижений судебной экспертизы обосновывается необходимость применения унифицированного подхода к подготовке судебных экспертов разных специализаций, а также методическому обеспечению данной сферы деятельности.

160-173 553
Аннотация

В статье представлен оригинальный анализ состояния современной секс-индустрии как крупнейшего теневого сегмента российской экономики. Актуальность исследования состоит в выявлении и описании новых криминальных маркетинговых схем поддержания спроса на сексуальные услуги, способствующих среди прочего увеличению показателей сексуальной эксплуатации и тяжких преступлений против личности. Предметом исследования является секс-индустрия как социальный феномен, а его целью — описание новых тенденций ее функционирования. Базируясь на зарубежных и российских криминологических источниках, автор разработал понятие секс-индустрии, выделил ее структуру, классифицировал формы сексуальной деятельности и субъектов. Новизна исследования определяется тем, что впервые дана криминологическая характеристика новых направлений развития секс-индустрии как экономически значимого сегмента теневого рынка. В этой связи прогнозируются криминологические риски девиантного сексуального поведения, развитие которых может привести к всплеску латентного криминального насилия, мошеннических действий и др. На основании прогностических оценок в целях минимизации последствий массового использования интернет-платформ, содействующих виртуальным сделкам по продаже девственности, сексуальных услуг и детской порнографии, их создатели и администраторы должны привлекаться к административной ответственности. В практическом плане к результатам исследования можно отнести предложения об уголовно-правовых критериях разграничения этих составов преступлений и аргументацию квалификационных решений.

174-183 335
Аннотация

В статье рассмотрены проблемы осуществления контроля над преступностью в морских просторах, противоречия и пробелы нормативных актов, определяющих порядок рассмотрения сообщений о преступлениях, проведения оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступных деяний за пределами Российской Федерации. Существующие правовые режимы в морских просторах не учитывают специфику оперативно-розыскной деятельности и поэтому неприменимы для выявления, пресечения и раскрытия преступлений, а также принятия решений по поступившим сообщениям и заявлениям. Автором формулируются рекомендации для правоприменителей, а также вносятся предложения по совершенствованию международного инструментария и ведомственных нормативных актов, направленные на решение проблемы, связанной с обеспечением соблюдения норм права в морских просторах. Важно отметить, что улучшение и расширение возможностей правоохранительной деятельности может быть при принятии эффективных мер, сочетающих внесение соответствующих положений в национальные законодательства, а также международное сотрудничество многих государств.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО 

184-192 332
Аннотация

Исследование содержит пошаговый алгоритм определения права, применимого к частным трансграничным правоотношениям. Алгоритм разработан на основе законодательства, правоприменительной практики и доктрины. Исходным правилом последовательного выполнения этапов (шагов) алгоритма является механизм, при котором определение применимого к правоотношению права на одном из этапов исключает последующие этапы алгоритма. Интересы публичного порядка диктуют правила определения права, подлежащего применению к частноправовым отношениям, осложненным иностранным элементом. Этот процесс в Российской Федерации регулируется на основе установления законодателем и правоприменителем наиболее тесной связи интересов коллидирующих публичных порядков (правопорядков) с элементами трансграничного правоотношения. На первом, втором и третьем этапах алгоритма доминируют интересы отечественного публичного порядка (правопорядка). На четвертом этапе алгоритма публичные интересы в части, не урегулированной сверхимперативными нормами, соотносятся с соглашением сторон о выборе применимого права. На пятом — восьмом этапах алгоритма правоприменитель руководствуется правилами, установленными законодателем на основе учета коллидирующих в трансграничных правоотношениях интересов публичных порядков. На последнем, девятом этапе алгоритма применимое право устанавливается судьей на основе наиболее тесной связи интересов публичных порядков (правопорядков) с элементами трансграничного правоотношения.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО 

193-205 311
Аннотация

Предметом исследования является правовая проблема выявления места и значения лесного права в российской правовой системе. Анализируются вопросы самостоятельности лесного права как отрасли правовой системы в контексте его взаимосвязи с другими отраслями права, в первую очередь — с экологическим правом, а также с земельным правом и гражданским правом. Исследуются предмет, метод, источники, система и принципы лесного права. Подчеркивается сложность и многоструктурность лесных отношений. Формируется вывод о междисциплинарном характере правового регулирования лесных отношений нормами лесного права, экологического права и смежных отраслей — земельного, гражданского, конституционного и административного права. Выявляется тенденция формирования международного лесного права.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)