ТЕОРИЯ ПРАВА 
Анализ многочисленных случаев применения приема синонимического сравнения слов и терминов в юридической литературе позволил выявить, что нередко эти сравнения производятся не на уровне слов и терминов, а на уровне понятий и категорий, что недопустимо с точки зрения учения о синонимии. На конкретных примерах сравнения слова «интерес» со словосочетаниями, в которых это слово также присутствует, обоснована недопустимость таких сравнений. Показаны перспективы более активного использования в правоведении отдельных понятий из терминологического аппарата лингвистики, в частности терминов «квазисиноним» и «энгионим». Проанализирована ситуация с многолетним употреблением отечественным законодателем терминов «законный интерес» и «охраняемый законом интерес». Показано, что это вызвано необходимостью более точно обозначить реальное явление, а для этого более всего подходят именно те значения, которыми эти слова и словосочетания и различаются. Высказано предположение, что правоведческий подход к определению значений таких слов и словосочетаний не может заканчиваться на «объявлении» их синонимами, а должен сосредотачиваться на поиске тех существенных различий между ними, которые и дают основания законодателю использовать эти квазисинонимы.
Эффективное противодействие злоупотреблению правом в юридическом процессе невозможно без уяснения причин и условий встречающихся на практике форм злоупотребления правом, которые представляют собой способы его внешнего выражения. Рассмотрение доктрины и судебной практики гражданского, арбитражного, административного, уголовного процессов сквозь призму состязательного начала, свойственного всем представленным видам юридического процесса, способствовало выявлению общих закономерностей, обуславливающих злоупотребление процессуальным правом. В ходе исследования были рассмотрены формы злоупотребления правом (дискреционными полномочиями), связанные с осуществлением доказательственной деятельности сторон процесса, избыточное обжалование действий сторон, многочисленная подача заявлений, ходатайств, отводов. Автором сделаны выводы о том, что причиной данного негативного явления выступает стремление лица к удовлетворению противоправным способом своих интересов, стремлений, эмоций. К условиям злоупотребления процессуальным правом, вытекающего из издержек принципа состязательности, следует отнести вульгарное толкование принципа состязательности, коллизию интересов сторон процесса, субъективизм правоприменителя, его попустительское отношение к наличию злоупотребления правом. Поводом к злоупотреблению правом в некоторых ситуациях может служить непреднамеренное провоцирование его стороной-оппонентом.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 
В статье рассмотрены проблемы, касающиеся юридической природы, нормативного регулирования и порядка реализации в Российской Федерации правоограничений в условиях действия режима повышенной готовности, призванного воспрепятствовать распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019). Соответствующие правоограничения вводились весной 2020 г. нормативными правовыми актами субъектов РФ при отсутствии в тот период в федеральном законодательстве норм, которые детально регламентировали бы пределы соответствующих полномочий региональных органов власти. Показано содержание правовых позиций Конституционного Суда РФ, касающихся вопросов о компетенции органов государственной власти субъектов РФ по установлению подобных правоограничений, о конституционных критериях оценки их допустимости, соразмерности и пропорциональности. Особое внимание уделено анализу ограничений конституционной свободы передвижения, которые, как указал Конституционный Суд РФ, не тождественны ограничению личной свободы. Раскрыта цель вводимых временных правоограничений, которая состоит в обеспечении самоорганизации общества при возникновении общей угрозы.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 
Автором статьи предпринимается попытка определения проблем развития института государственной службы в Российской Федерации на примере прокурорской службы. Цель статьи состоит в исследовании особенностей служебных отношений в органах прокуратуры на предмет их соответствия современным тенденциям развития государства и общества, обуславливающим потребность в принципиально новых личностных и профессиональных характеристиках прокурорских работников. Отмечается несовершенство действующего административно-правового регулирования отдельных элементов служебных отношений. На основе результатов исследования выдвигаются предложения по внедрению качественно иных подходов к отбору, подготовке, переподготовке и расстановке кадров, направленных на повышение профессиональной квалификации и конкурентоспособности работников, соблюдение высоких нравственных и морально-этических требований, предъявляемых к данной категории служащих, обеспечение открытости и прозрачности работы органов прокуратуры и их служащих. В частности, предлагается нормативно закрепить квалификационные требования для всех должностей в системе прокуратуры и к лицам, претендующим на занятие таких должностей; разработать и внедрить системы ключевых показателей эффективности службы и рейтинговой оценки кандидатов для постановки в кадровый резерв, общегосударственную базу претендентов для замещения руководящих должностей; активизировать работу по проведению мероприятий патриотической направленности, усилить статус и значимость процедуры принятия присяги. В целях дальнейшей демократизации государственно-служебных отношений в органах прокуратуры резюмируется необходимость пересмотра целого ряда законодательных положений.
Российская государственная система обеспечения авиационной безопасности основана на законодательстве, определяющем цели, задачи, принципы и правовой статус участников транспортных правоотношений. Целью исследования стало определение международно-правовых оснований и условий, способствующих развитию российского законодательства в области транспортной безопасности, изучение международного опыта борьбы с терроризмом на транспорте и основных положений конвенционных решений, закрепляющих обязательные требования для стран-участников. В статье представлены результаты анализа международного, российского законодательства и мнения ученых, практических работников относительно формирования устойчивой российской системы транспортной безопасности, ее интеграции в международную систему безопасности. Выявлены различные конвенционные толкования понятий «воздушное судно, находящееся в полете», «незаконные акты на борту воздушного судна», различные подходы к определению юрисдикции государств. Внесены предложения по дополнению ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» КоАП РФ частью, предусматривающей ответственность за мелкое хулиганство, совершенное на борту воздушного судна: «Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, которое угрожает или может угрожать безопасности воздушного судна».
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО 
Статья посвящена исследованию понятия «зеленых» финансов. На основе анализа имеющихся по данному вопросу точек зрения автором сделан вывод о том, что «зеленые» финансы могут быть рассмотрены с позиции узкого подхода (как облигации, кредиты и иные финансовые инструменты, направленные на финансирование мероприятий по обеспечению устойчивого развития окружающей среды) и широкого подхода (как весь комплекс экономических отношений, связанных с финансированием мероприятий по охране окружающей среды, борьбе с изменением климата). В работе также определены виды общественных отношений, составляющих «зеленые» финансы, входящие в предмет финансового права, проведена классификация обязательных платежей, связанных с экологией и окружающей средой, сделан вывод о том, какие платежи могут быть отнесены к числу «зеленых», выделены климатические риски финансовых организаций и виды «зеленых» финансовых инструментов, сформулированы предложения по дальнейшему совершенствованию механизма управления климатическими рисками на финансовом рынке.
Рассматриваются изменения законодательства о патентной системе налогообложения, произошедшие с 1 января 2021 г., позволяющие поставить вопрос о конституционности данного специального режима налогообложения в целом. Законодатель исключил ограничения для региональных органов законодательной власти, устанавливающие предельный размер потенциально возможного к получению дохода индивидуального предпринимателя, а через него — и размер налога по патентной системе налогообложения. Тем самым федеральный законодатель фактически устранился от реальных ограничений полномочий региональных законодательных органов, регламентирующих патентную систему налогообложения. При этом Конституционный Суд Российской Федерации еще с 1990‑х гг. многократно выражал правовые позиции, в соответствии с которыми отсутствие таких ограничений недопустимо. Сделаны предложения о возможных путях решения проблемы. Не исключено, что Конституционный Суд РФ мог бы признать исключение ограничений федеральным законодателем неконституционным. Но с учетом предшествующего опыта возможно, что со стороны заинтересованных лиц вообще не будет никакой реакции на введенные в законодательство, по существу, неконституционные изменения.
Статья посвящена рассмотрению роли принципов регулирования платежных систем в снижении правового риска их деятельности. Актуальность изучаемого вопроса связана с тем, что в законодательство о платежных системах поправки вносятся довольно часто, что повышает вероятность реализации правового риска. Целью исследования является оценка значения принципов регулирования платежных систем для обеспечения их надлежащего функционирования. Раскрывается система принципов, позволяющих снизить правовой риск, анализируются источники правового риска, а также предлагается их классификация в зависимости от механизма влияния на платежную систему. Применение принципов позволяет управлять правовым риском путем прямого и косвенного влияния на деятельность платежной системы и субъектов, обеспечивающих ее функционирование. Рассматривается правовая модель внедрения принципов в действующее регулирование платежных систем. В частности, предлагается усовершенствовать механизм мониторинга за счет внедрения качественных и количественных показателей реализации принципов в деятельности платежных систем.
ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 
Вопросы разграничения оснований и условий ограничения и лишения родительских прав являются весьма актуальными как на доктринальном, так и на практическом уровне. Затруднения выбора меры семейно-правовой защиты продемонстрированы на примерах из судебной практики. Проанализирована также правоприменительная проблема сложности выявления и учета трудной жизненной ситуации (стечения тяжелых обстоятельств), в которой оказался родитель. Трудная жизненная ситуация исключает виновное опасное родительское поведение, но суды не могут ее учесть в случае предъявления иска о лишении родительских прав, так как суды не вправе по данной категории дел осуществить выход за пределы заявленных требований. Автор приходит к выводу, что необходимо наделить суд правом выхода за пределы инициированных истцом требований для вынесения решения о лишении родительских прав, если предъявлен иск об ограничении родительских прав и судом обнаружены основания для лишения родительских прав. Суд также должен быть наделен правом принимать решение по незаявленным требованиям в противоположной ситуации, когда истец требует лишить ответчика родительских прав в связи с наличием опасности нахождения ребенка в родительском окружении, но судом не выявлены основания для лишения родительских прав.
Процесс становления и развития оценочных понятий в гражданском праве имеет длительную историю и связан с развитием права, совершенствованием законодательной техники за счет постепенного отказа от казуистичного способа регулирования правоотношений и увеличения абстрактности правовых предписаний. Данный прием юридической техники имел место уже в праве древних государств. Цель научной статьи заключается в выяснении особенностей становления и развития оценочных понятий в гражданском праве через изучение исторического опыта их использования в источниках гражданского права, которые в определенной степени стали основой современного российского гражданского права. Актуальным является также установление причин роста тенденции к применению более гибких методов регулирования гражданскоправовых отношений. В результате сравнительно-правового исследования, анализа исторических источников права и современного законодательства сделан вывод о том, что гражданско-правовые нормы, содержащие оценочные понятия, известны всем правовым системам с самых ранних этапов развития права. Данные правовые конструкции являются неотъемлемой частью правового регулирования. В работе проводится анализ и обосновывается историческая обусловленность устойчивой тенденции к возрастанию в гражданском законодательстве количества норм, содержащих оценочные понятия, преемственность этого процесса. Причиной тому служит совершенствование и развитие законодательной техники, применение более гибких диспозитивных методов регулирования гражданских правоотношений. При этом отмечаются попытки законодателя закрепить основные признаки и содержание, приблизительные критерии отдельных оценочных понятий в нормах права в целях единообразного их применения и ограничения свободы усмотрения правоприменителя.
ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО 
В статье в результате анализа правоотношений, складывающихся в приказном производстве и примирительных процедурах, обосновывается вывод о том, что они не входят в предмет гражданского процессуального права. Показывается их качественное отличие от отраслеобразующих отношений, возникающих при осуществлении правосудия, и невозможность объединения их в предмете отрасли. Дается оценка эффективности изменений гражданского процессуального законодательства, направленных на снижение судебной нагрузки. Указывается на недопустимость отказа от процессуальных гарантий правосудия. Выражается согласие с существующей в научной литературе позицией об исключении приказного производства из ве́дения судов с целью оптимизации нагрузки на судей. Обращается внимание на необходимость совершенствования процедуры вынесения судебных приказов, предлагаются некоторые меры для этого. Из-за отсутствия связи между отношениями, складывающимися в примирительных процедурах, и предметом отрасли критикуется включение регулирующих их норм в тексты цивилистических процессуальных кодексов.
ПРАВОВАЯ ОХРАНА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
С развитием компьютерных технологий и использованием социальных сетей не только для личных, но и для коммерческих целей возросла необходимость правового регулирования отношений в части использования результатов творческого труда в социальных сетях, а также вопросов наследования этих результатов в случае смерти автора аккаунта. Судебной практике уже известны случаи правовых споров относительно социальных сетей, за рубежом вырабатываются отдельные правовые подходы к определению правовой природы аккаунтов в социальных сетях и к результатам творческого труда, которые размещаются на таких аккаунтах. В статье автор анализирует российский и зарубежный опыт и приходит к выводу о том, каким образом регулируются отношения по наследованию аккаунтов в отечественной и зарубежной судебной практике. Автор анализирует правовое регулирование отношений по поводу аккаунтов в социальных сетях и вопросы их наследования с учетом создания новой виртуальной реальности и раскрывает возможные пути правовой охраны результатов творческого труда, созданных с помощью технологий виртуальной и дополненной реальности.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО 
В статье обосновывается, что понятие соучастия в уголовном праве требует корректировки: односторонней субъективной связи должно быть достаточно для соучастия. Практика квалификации деяний, совершенных с участием лиц невменяемых и малолетних, не в полной мере отвечает принципам уголовного права и целям уголовной политики. Судебная практика, признав возможность квалификации участия в преступлении невменяемого или малолетнего в качестве группы лиц, прибегла к расширительному толкованию закона. В итоге отсутствуют препятствия для понимания такого участия и в качестве группы лиц по предварительному сговору, что в сложившейся практике тем не менее не поддерживается. Квалификация в качестве действий исполнителя использования при совершении преступления невменяемого или малолетнего не решает проблему, например, в случае совершения преступления со специальным субъектом, признанным невменяемым. Проблема требует законодательного решения. Предложено новое определение соучастия как умышленного участия лица в совершении умышленного преступления другим лицом, а также в совершении деяния, запрещенного уголовным законом, лицом, не подлежащим уголовной ответственности в силу его возраста, невменяемости или иных обстоятельств.
ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО 
Статья посвящена проблемам разграничения в праве Европейского Союза категорий «персональные данные» и «неперсональные данные» в условиях развития информационно-коммуникационных технологий. Рассмотрены определения указанных понятий, их соотношение и взаимосвязь в контексте применения в праве ЕС концепции дихотомического разделения информации. Проанализированы критерии разграничения персональных и неперсональных данных, основанные на сущностных характеристиках и относимости обрабатываемой информации, а также на особенностях субъекта данных и возможности его идентификации. Обозначено место псевдонимизированных и анонимизированных данных при классификации информации. Сформулирован используемый в ЕС алгоритм определения категории данных, имеющий релятивистскую природу и основанный на оценке риска идентификации физического лица в сочетании с применением концепции «разумной вероятности». Рассмотрен подход к правовому регулированию в Европейском Союзе обработки смешанных наборов данных, часто встречающихся на практике и включающих как персональные, так и неперсональные данные.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО 
Статья посвящена выявлению, анализу и оценке потенциальных угроз и рисков, связанных с реализацией Федерального закона от 02.07.2021 № 296‑ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов». По результатам исследования положений Федерального закона (в частности, норм, касающихся реализации климатических проектов, создания правовых механизмов и рынка торговли углеродными единицами, системы мониторинга, стимулирования сокращения выбросов парниковых газов и др.) выявляются наиболее спорные и дискуссионные вопросы и проблемы, которые потенциально могут повлиять на эффективность реализации рассматриваемого Закона. Обосновывается также роль национального климатического закона в обеспечении «энергетического перехода», в связи с чем доказывается необходимость принятия специального Климатического закона РФ, а также внесения в связи с этим ряда корректирующих изменений в нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере экологии, экономики, технологий, медицины, транспорта, строительства, инфраструктуры и коммуникаций.
В статье на основе анализа федерального и регионального законодательства, практики их применения органами власти, судебной практики, федеральных законодательных инициатив и подходов в научной литературе исследуются вопросы изменения границ, преобразования и ликвидации особо охраняемых природных территорий. Все рассмотренные аспекты указанной проблемы свидетельствуют о необходимости ее законодательного решения на федеральном уровне путем четкого определения данных понятий, критериев и оснований принятия решения, последовательности процедур и сроков принятия решений. До принятия такого решения на федеральном уровне региональная и муниципальная практика должна быть подвергнута ревизии. В статье делается вывод, что при решении вопросов развития сети особо охраняемых природных территорий следует исходить из приоритета сохранения природных и историкокультурных комплексов и объектов на территории особо охраняемых природных территорий над иными задачами, а также научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных подходов для принятия управленческих решений, системного и комплексного решения задач в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. Такие принципы могут быть обеспечены только на основе комплексного перспективного взгляда на развитие сети таких территорий, который следует закрепить в концепции развития особо охраняемых природных территорий.
Статья посвящена проблемам прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства на воздушном, железнодорожном, водном, автомобильном и трубопроводном транспорте. Проанализированы особенности правового регулирования перевозки особо опасных грузов на примере большегрузного автомобильного и водного транспорта; законодательства, устанавливающего экологические требования к хозяйственной деятельности на транспорте; названы основные международные соглашения, заключенные в данной сфере. Дан краткий анализ состояния законности в сфере соблюдения экологических требований на транспорте: проанализированы динамика экологической преступности на транспорте и число выявляемых транспортными прокурорами нарушений; отмечены наиболее приоритетные направления надзора, типичные нарушения, выявляемые прокурорами, и факторы, способствующие нарушениям; принимаемые прокурорами меры реагирования. Предложены меры, направленные на повышение эффективности прокурорского надзора на рассматриваемом участке надзора.
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА 
Авторами исследован ряд проектов и концепций, направленных на повышение интереса к системе российского образования среди иностранных студентов, рассмотрены функции государственных структур, задействованных в их реализации. Анализируя реализуемые программы, авторы уделяют особое внимание деятельности Россотрудничества. В заключение предлагается ряд мер, направленных на развитие координации работы государственных структур и образовательных учреждений по привлечению иностранных студентов. В условиях глобализации и активного внедрения цифровых технологий во все сферы жизни общества институт сотрудничества образовательных организаций высшего образования и органов государственной власти, специализированных государственных организаций в области привлечения иностранных граждан для обучения в российских вузах также зависит от особенностей дистанционной работы и процессов цифровизации. В статье анализируются основные направления использования отдельных цифровых технологий в данных отношениях, наращивания присутствия российских образовательных организаций в глобальном интернет-пространстве и повышения эффективности маркетинговых цифровых стратегий.
В публикации рассматривается биоправо как новый феномен. В связи с динамикой развития ряда групп общественных отношений (в областях науки, биомедицины, биофармацевтики, биобезопасности и др.), в основе формирования и развития которых лежат современные биологические и иные технологии (например, информационные, управленческие), модифицируются имеющиеся, а также возникают новые отношения. Их регулирование осуществляется на основе накопленных правовой доктриной фактов, идей, концепций, с учетом опыта решения новых задач в рамках традиционных отраслей отечественного права, а также юридической инноватики, системного, синергетического, межотраслевого и междисциплинарного подходов. Предложены авторское ви́дение биоправа и стратегия развития этого нового образования в России. Биоправо уже в ближайшие годы способно обеспечить присущим праву инструментарием реализацию Проекта по обеспечению биологической безопасности, Биомедицинского проекта, Биологического проекта.
ISSN 2782-1862 (Online)