Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
Том 17, № 9 (2022)
Скачать выпуск PDF

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

11-21 348
Аннотация

В статье аргументирована необходимость системного подхода к совокупности исполнительных органов разного уровня. Определена неизбежность распространения на них постулатов общей теории систем, в частности системных принципов конъюгации, ингрессии и моноцентризма. Проанализированы нормы российского законодательства, способствующие реализации этих принципов и направленные на достижение единства исполнительных органов. Особое внимание в статье уделено анализу конституционного положения о том, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти. Отмечается, что это положение обусловило появление новой архитектоники системы государственного управления, включающей в том числе промежуточное звено между государственными органами и территориальными образованиями страны, их населением. Утверждается, что формирование такого промежуточного звена — местного самоуправления — с позиций теории систем является не чем иным, как реализацией системных принципов в практике государственного управления. Рассмотрено развитие моноцентризма в государственном управлении, следствием чего явилось усиление тенденций к общей централизации исполнительной системы в Российской Федерации под руководством Президента РФ, и доказано, что это способствует дальнейшему укреплению единства исполнительных органов. Сделан вывод, что действующее российское законодательство в целом обеспечивает достижение достаточного уровня единства этих органов.

22-33 433
Аннотация

Актуальность обращения к исследуемой проблематике обусловлена: большим количеством изменений в законодательстве об административных правонарушениях, которые становятся одним из факторов появления в нем противоречий; преимущественно отрицательными оценками юридическим сообществом состояния действующего законодательства об административных правонарушениях; идущим в настоящее время процессом реформирования законодательства об административных правонарушениях. Цель исследования — определение видов и характера системных связей норм законодательства об административных правонарушениях. Объект исследования — система законодательства об административных правонарушениях. Предметом исследования являются находящиеся во взаимосвязях нормы права, виды, характер и дефекты некоторых взаимосвязей. В исследовании применялась совокупность общенаучных, специальных и частнонаучных методов познания правовых явлений, особая роль отведена системному подходу. В ходе исследования отмечается, что нарушения взаимосвязей норм законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях (дефекты) порождают неопределенность правового регулирования административной ответственности и способствуют появлению ошибок в практике реализации норм права. Дана классификация взаимосвязей норм и рассмотрены дефекты в них (коллизии, неоправданная конкуренция и дублирование норм, правовые пробелы), предложены возможные пути устранения некоторых дефектов. В заключении работы сделан вывод о том, что внесение изменений (дополнений) в административно-деликтное законодательство, разработка и принятие нового требуют анализа и учета характера взаимосвязи его нормативного содержания.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

34-41 488
Аннотация

В статье рассматривается «зеленое» финансирование, его терминология. Анализируются цель и задачи «зеленых» проектов, исторические аспекты их становления и развития, приводятся их разновидности в Российской Федерации. «Озеленение» российской экономики и финансовой системы рассматривается как одно из важнейших направлений государственной политики до 2025 г. Выделены финансовые инструменты «зеленых» финансов. Отмечено, что в 2019 г. Российская Федерация впервые была выделена среди стран, которые выпустили «зеленые» облигации. Рассматривается «зеленое» бюджетирование в бюджетном процессе и выделены аналитические документы и методическое руководство для составления «зеленого» бюджета. Приведен опыт «зеленого» бюджета во Франции. 2021 год для Франции стал первым годом исполнения «зеленого» бюджета, где доходы и расходы бюджета были оценены с учетом воздействия на окружающую среду. Отмечено, что «зеленый» бюджет во Франции представляет собой, по сути, новую классификацию бюджетных расходов, в основе которой лежит критерий воздействия на окружающую среду, а также определение государственных ресурсов экологического развития. Выделено несколько аспектов воздействия на «зеленый» государственный бюджет, к которым отнесены борьба с изменениями климата; предотвращение природных рисков; эффективное управление водными ресурсами; борьба с загрязнением окружающей среды, а также охрана природных, лесных и сельскохозяйственных территорий. В Российской Федерации «зеленые» финансы находятся лишь на этапе своего становления и необходима государственная поддержка «зеленого» инвестирования.

42-48 516
Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития правового регулирования обязанности организаций и физических лиц по постановке на учет в налоговых органах, обусловленные цифровой трансформацией налогового администрирования. Отмечается, что основными принципами оказания услуги по постановке на учет в налоговом органе в электронном виде являются доступность, информационная открытость, а также ее конкурентоспособность. Подчеркивается необходимость развития законодательства о налогах и сборах по пути обеспечения возможности предоставления для частных субъектов налогового права услуги по постановке на учет в налоговых органах полностью в формате электронного взаимодействия, а также ценность становления цифрового формата отношений налогоплательщиков и налоговых органов по осуществлению учета. Особое внимание уделено вопросам исполнения обязанности по постановке на учет самозанятых лиц, в том числе являющихся плательщиками налога на профессиональный доход, использующих для постановки на учет мобильное приложение «Мой налог».

49-62 625
Аннотация

Статья посвящена анализу вопросов, связанных с правовым регулированием налога на профессиональный доход в России, также часто именуемого налогом на самозанятых. Отмечается, что одной из проблем действующего законодательства является отсутствие легально закрепленного понятия «самозанятый». На основе проведенного исследования делается вывод, что налог на профессиональный доход – единственный специальный налоговый режим, который могут применять физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Особенность налога на профессиональный доход проявляется в наличии таких факультативных элементов юридического состава, как уполномоченный субъект (оператор электронной площадки и (или) кредитная организация), цифровая подсистема (мобильное приложение «Мой налог»), и особого вида налоговых льгот — налогового бонуса. Кроме того, в рамках рассматриваемого специального налогового режима происходит трансформация правового статуса налогового органа: ему делегируется часть прав и обязанностей налогоплательщика, в частности право на направление в банк поручения на списание и перечисление средств с банковского счета налогоплательщика в счет уплаты налога, а также право на уменьшение суммы причитающегося к уплате налога на сумму налогового бонуса.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

63-72 989
Аннотация

Системы искусственного интеллекта являются важнейшим инструментом преодоления современных вызовов, которые стоят перед обществом, в том числе и на международном уровне. С помощью искусственного интеллекта упрощается решение ряда социальных, экономических и других проблем, с которыми сталкиваются различные государства. Системное использование искусственного интеллекта в конкретных видах деятельности порождает ряд специфических правовых проблем. Рассматриваются проблемы реализации различных отношений с использованием искусственного интеллекта, в том числе при обеспечении прав граждан, создании результатов интеллектуальной деятельности, NFT-токенов. Особое внимание акцентируется на необходимости принятия гармонизирующих актов, таких как Модельная конвенция о робототехнике и об искусственном интеллекте, основной целью которых является формулирование подходов к регулированию отношений с использованием искусственного интеллекта и принятие в последующем единого унифицированного на международном уровне акта. Анализируется проблематика правосубъектности искусственного интеллекта и современное законодательство России и ЕС в рассматриваемой сфере отношений. Отрицая самостоятельную правосубъектность ИИ, автор отмечает, что особую форму организации деятельности ИИ можно воспринять в законодательстве при наличии обособленного имущества, фондов денежных средств с обязательным обозначением лиц, контролирующих деятельность ИИ, в соответствии с установленным законодательством, в том числе посредством предложения новой особой организационно-правовой формы юридического лица — общества, организующего деятельность системы искусственного интеллекта, или общества, ответственного за деятельность системы искусственного интеллекта.

73-82 296
Аннотация

В инфополе высокотехнологичных проектов могут совершаться следующие речевые действия, образующие объективную сторону правонарушений (преступлений): диффамация (диффамационные речевые действия), фейкинг (фейкинговые речевые акты), словесный экстремизм (экстремистские речевые действия). Обосновано, что диффамационные и фейкинговые информационные атаки возможны и в связи с «толкованием» размещаемой в открытом доступе «зеленой» информации об организации: ее заявлений и ESG-стратегии, нефинансовой отчетности и т.д. — на предмет соответствия 1) запланированных сущностей – отраженным в нефинансовой отчетности сущностям; 2) отраженных в заявлениях, стратегии, нефинансовой отчетности сущностей — фактическим данным. В связи с тем, что в складывающейся судебной практике ESG-споров внимание судов уделяется форме высказываний, при рассмотрении подобных споров предложено использовать наработанный в рамках судебной лингвистики инструментарий выявления значения (смысла) единиц различных уровней, определения значения / формы выражения значения и отнесения его к определенному классу (утверждение, мнение, оценка, предположение), установления наличия/отсутствия в тексте информации определенного содержания и т.д. Доказано, что обеспечение медиабезопасности выступает неотъемлемой частью устойчивого развития, и предложена дефиниция медиабезопасности организации (проекта), охватывающая в том числе репутационную безопасность. Предложена модель риск-менеджмента медиабезопасности организации (проекта). Обосновано, что с точки зрения проектного менеджмента риск-менеджмент медиабезопасности претендует на самостоятельную группу процессов в рамках управления проектом. Риск-менеджмент медиабезопасности опирается на инструментарий, заложенный в методологию права устойчивого развития: на системный анализ и теорию принятия решений.

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

83-93 577
Аннотация

Виндикационный иск — один из классических способов защиты права собственности. Поскольку, согласно конструкции виндикационного иска, имущество истребуется из чужого незаконного владения, с владением связывается пассивная легитимация по иску. Вместе с тем вопрос о том, кто́ владелец вещи, для целей истребования является спорным. В юридической литературе утвердилось мнение о применимости к владению в институте виндикационного иска теории владения (possessio civilis), что дает основания считать, что пассивно легитимированным по иску является не только фактический владелец вещи как непосредственный владелец вещи, но и лицо, передавшее вещь во временное владение, как опосредованный владелец. Такой подход следует подвергнуть критике, поскольку под владением в институте виндикационного иска следует понимать фактическое обладание вещью, в связи с чем теория непосредственного и опосредованного не применима. Пассивно легитимированным по виндикационному иску является только фактический владелец вещи как лицо, которое не исполняет субъективную обязанность по отношению к собственнику.

94-101 488
Аннотация

Статья посвящена вопросам установления признаков слабой стороны в гражданском правоотношении. Цель исследования — предложить научно обоснованную систему признаков слабой стороны, учитывающую современные экономико-правовые условия. В качестве предмета исследования выступили нормы российского и зарубежного законодательства, судебная практика России и других стран. Основу исследования составил сравнительно-правовой метод. Вместе с тем использовались и другие методы (формально-логический, метод построения систем и др.). Автором критически анализируется традиционное представление о категории «слабая сторона» (потребитель, гражданин, обладающий определенными характеристиками, и пр.). Далее рассматриваются современные тенденции теории и судебной практики в определении признаков слабой стороны. В завершение работы указано, что определение слабой стороны возможно двумя способами: прямым и косвенным. При этом предлагается научно обоснованная система признаков слабой стороны в гражданском правоотношении, которая может быть использована в законодательной деятельности в целях выбора наиболее эффективного подхода к определению в нормах права слабой стороны, а также в судебной практике для обоснования необходимости защиты такого субъекта.

ПРАВОВАЯ ОХРАНА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

102-111 277
Аннотация

В последние годы все чаще в научной юридической литературе находят обоснованную поддержку (в том числе со стороны автора статьи) предложения об исключении способов диагностики и лечения людей и животных из перечня результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых может применяться патентная защита. Данные предложения основаны на положениях Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашения ТРИПС), опыте стран с развитыми правовыми системами и доводах о практической нецелесообразности патентования данных результатов интеллектуальной деятельности, а также о морально-этической стороне вопроса. В случае законодательной поддержки данных инициатив для сохранения поощрения новаторства и отражения вклада разработчиков в медицинскую науку в области создания новых и развития существующих способов диагностики и лечения в статье предлагается обратиться к опыту СССР по выдаче авторских свидетельств на данный вид изобретений и возродить подобные юридические механизмы в российской правовой системе.

112-124 1034
Аннотация

Статья посвящена видам и вопросам охраны нетрадиционных товарных знаков. Для того чтобы понять причины возникновения такой категории товарных знаков, как нетрадиционные, была изучена история развития товарных знаков. Автором проанализированы положения основных международных договоров, предусматривающих охрану товарных знаков. Большое внимание уделено Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а также Сингапурскому договору о законах по товарным знакам 2006 г., который является первым международным договором, прямо распространившим сферу своего действия на нетрадиционные товарные знаки. В статье рассмотрена одна из основных проблем, возникающих при регистрации нетрадиционных товарных знаков, связанная с формой их представления для регистрации. Сделан вывод о необходимости совершенствования международно-правового регулирования для унификации подходов к нетрадиционным товарным знакам и обеспечения их охраны в мире.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

125-135 460
Аннотация

Актуальность темы исследования обуславливается изменениями положений ст. 2 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми к предмету гражданско-правового регулирования отнесены отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения). Работа посвящена исследованию правовой природы отношений участия в корпоративной организации и управления ею, определению места данных отношений в системе корпоративных отношений. Авторы приходят к выводу, что отношения участия и управления являются организационно-предпосылочными, носят общерегулятивный характер. Содержанием данных правоотношений является специальная корпоративная правосубъектность как субъективное право и противостоящая ему обязанность иных лиц признавать управомоченное лицо участником корпоративных отношений, учитывать особую связанность корпорации и участника. Общерегулятивные отношения участия и управления являются предпосылкой возникновения конкретных корпоративных отношений, определяют их содержание и динамику развития.

136-143 320
Аннотация

Статья посвящена такому экономико-правовому явлению, как бизнес-акселератор. Несмотря на то что бизнес-акселераторы широко распространены в России, мало что известно об их правовом статусе и регулировании: какова правовая дефиниция акселерационных программ, в чем разница между акселераторами, инкубаторами, бизнес-ангелами и просто средой для совместной работы. На актуальность исследования также влияет заинтересованность государственного сектора в участии в подобных программах. Программа бизнес-акселератора позволяет научить начинающего предпринимателя формировать эффективную бизнес-модель, поддержать ее реализацию финансово с привлечением инвестиционных денежных средств. Современные тенденции в развитии стартапов сводятся к тому, что бизнес-акселераторы скоро будут доступны для всех проектов с коммерческой эффективностью. Поэтому определение правового статуса бизнес-акселераторов, их роли в развитии бизнеса, степени и форм участия государства в деятельности акселераторов так актуально для современной науки. Ответам на вышеперечисленные вопросы уделено внимание в этой статье.

144-153 441
Аннотация

Анализируется компетенция органов управления автономной некоммерческой организации в стадии добровольной ликвидации организации, с учетом действующего законодательства и судебной практики разграничиваются полномочия ликвидационной комиссии и иных (доликвидационных) органов управления организации. На практике пришлось столкнуться с сомнениями членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организации в отношении правомочности принятия решений по вопросам предусмотренной уставом компетенции данного органа управления, за исключением тех вопросов, принятие решений по которым коллегиальным высшим органом управления автономной некоммерческой организации в период добровольной ликвидации прямо предусмотрено законом (например, утверждение ликвидационного баланса). При этом в качестве основания таких сомнений указывается на переход полномочий по управлению делами юридического лица к ликвидационной комиссии с момента ее назначения (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Делаются выводы о том, что учредители и коллегиальный высший орган управления автономной некоммерческой организации, помимо предусмотренных законом полномочий по ликвидации организации, сохраняют значительную часть своей компетенции, закрепленной законом и уставом, с учетом объема право- и дееспособности организации в период ее ликвидации. Выводы имеют практическое значение не только для юристов некоммерческих организаций, но и для широкого круга юристов хозяйственных обществ в плане подхода к оценке компетенции органов управления юридического лица в период его ликвидации.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

154-163 576
Аннотация

В статье раскрывается значение термина «законный владелец» применительно к вещественным доказательствам в виде имущества, полученного в результате совершения преступления, и доходам от этого имущества. Отмечается, что отсутствие содержания указанного понятия в уголовно-процессуальном законе вызывает трудности в его толковании у правоприменительных органов. Определяются сущность, правовая природа, механизм реализации реституции в российском уголовно-процессуальном праве. Рассматриваются проблемные ситуации и возможные решения применения уголовно-процессуальной реституции, когда в качестве законного владельца на вещественные доказательства одновременно претендуют и потерпевший от преступления, и добросовестный приобретатель имущества, добытого преступным путем. Анализируется возможность применения в уголовном процессе норм гражданского законодательства о запрете истребования отдельных объектов гражданских прав у добросовестных приобретателей. Обосновывается вывод о том, что под законным владельцем, указанным в п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК РФ, следует понимать собственника имущества, утраченного в результате совершения преступления, а также иное лицо, которое на законных основаниях владело им на момент совершения преступления.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

164-173 409
Аннотация

В статье описываются актуальные регулятивные положения в области краудфандинга, применимые на территории Великобритании; отмечаются особенности локального правового регулирования данного явления, а также исторические аспекты его формирования и возможные перспективы и тенденции развития. В публикации определяются регулируемые формы краудфандинга, а также нормативный порядок, которому должны соответствовать краудфандинговые платформы; освещается порядок проведения процедуры допуска участников краудфандинговых компаний к осуществлению деятельности на базе краудфандинговых платформ; излагаются основные требования, которым обязаны соответствовать потенциальные поставщики краудфандинговых услуг. В работе подчеркивается важная роль Управления по финансовому регулированию и надзору (FCA) в развитии краудфандингового законодательства Великобритании, анализируются меры, предпринимаемые Управлением в данном направлении, а также приоритетные направления деятельности Управления в условиях разработки новых норм специальных правил, актов и положений.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

174-186 321
Аннотация

Необходимость защиты прав и законных интересов субъектов, пострадавших в результате антиконкурентных действий, возмещения причиненных им убытков, а также пресечения незаконного поведения в отношении широкого круга лиц предполагает поиск государствами различных мер противодействия такому злоупотреблению компаниями своей рыночной властью. Одной из возможных мер являются групповые иски, применяемые в настоящее время в США и Великобритании в качестве эффективного механизма защиты предпринимательских структур и потребителей от антиконкурентного поведения. С учетом того, что процедура группового судопроизводства получила развитие в современном российском законодательстве, опыт реализации соответствующих норм в других странах представляет несомненный интерес для изучения. В работе автором анализируются положения о групповых исках, содержащиеся в законодательстве США и Великобритании, практика их применения в сфере защиты конкуренции, а также перспективы группового судопроизводства в России. Делается вывод о недостаточности законодательно закрепленных экономических стимулов для предъявления групповых исков, что, возможно, будет препятствовать широкому применению данного института в российской практике, в том числе и по антимонопольным спорам.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО

187-196 281
Аннотация

Автором статьи проводится анализ предмета договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности. Отмечается, что договор оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности является едва ли не единственным договором в сфере теплоснабжения, дефиниция которого отсутствует в законодательстве. При этом в юридической литературе данная проблема освещена мало. Для раскрытия предмета исследуемого договора автор обращается к таким правовым категориям, как «мощность», «тепловая мощность», «резервирование (бронирование)», «резервная тепловая мощность». В статье приводятся положения доктрины и судебной практики о природе мощности в энергетике, предлагается собственное убеждение автора о сущности бронирования (резервирования) как правовой категории. На основе проведенного исследования автор формулирует отсутствующую в законодательстве дефиницию рассматриваемого договора и определяет его место в системе гражданско-правовых договоров в качестве непоименованного договора.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)