ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Нормам о налогообложении контролируемых иностранных компаний развитых и развивающихся государств присуща антиуклонительная регулирующая функция, реализуемая за счет переквалификации прибыли таких компаний.
Указанные отношения требуют координации не только на национальном, но и на международном уровне (действия Плана BEPS, рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития). Российская Федерация и Федеративная Республика Бразилия, являясь государствами — членами БРИКС, активно совершенствуют национальное законодательство, между тем сравнительно-правовые исследования по теме налоговой переквалификации этих юрисдикций на комплексном уровне до настоящего времени не проводились.
На примере подходов России и Бразилии автор исследует проблематику совершенствования механизмов налоговой переквалификации с учетом общих стандартов противодействия уходу от налогообложения и размыванию налоговых баз (Плана BEPS).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Качество юридико-технической проработки поправок к Конституции Российской Федерации, одобренных на общероссийском голосовании 1 июля 2020 г., не соответствует уровню Основного Закона. Как ни странно, конституционным законодателем проигнорирован ряд основных технических средств, правил и приемов юридической техники. Так, конституционные поправки составлены без учета требований структурной организации правового акта: многие новые нормы включены в неподходящие статьи, переходная норма об «обнулении сроков» продублирована в основном тексте Конституции. Авторы поправок отказались от экономичности и компактности законодательных норм, включив идентичный набор ограничений в девять статей Конституции — применительно к различным категориям должностных лиц. Не соблюдены требования единообразия правового регулирования, правовых конструкций, единства, простоты и лаконичности терминологии: объем конституционных ограничений для различных категорий должностных лиц несколько различается без каких-либо объективных причин; отсутствует единообразие в вопросе о возможности установления законами дополнительных требований к должностным лицам; наблюдается «раздвоение» наименования сенаторов (которые в гл. 9 Конституции по-прежнему именуются членами Совета Федерации). Недостаточное внимание к требованию непротиворечивости правовых норм привело к созданию нового противоречия между ст. 71 и 72 Конституции РФ. Поправки имеют и ряд других юридико-технических дефектов. Столь серьезные и многочисленные дефекты юридической техники поправок к Конституции РФ стали закономерным итогом продолжающегося длительное время неуклонного снижения качества федерального законодательства. Конституционные поправки ярко демонстрируют недостаточный уровень правовой культуры в нашей стране, что остро ставит вопрос о необходимости кардинального повышения качества юридической техники, и законодательной техники в частности.
ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Статья представляет собой сравнительно-правовое исследование некоторых аспектов субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц и ее зарубежных аналогов. Учитывая опыт зарубежных стран в регулировании указанных отношений, автор проводит параллели между различными подходами к данному правовому феномену с использованием иностранной литературы и судебной практики. Ключевым аспектом проблематики ответственности лиц, контролирующих должника, является существование двух противоположных правовых принципов: организационно-имущественной обособленности юридического лица и недопустимости злоупотребления правом. Привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности дает возможность стереть границы обособленности юридического лица и отождествить его имущество с имуществом контролирующих его лиц для целей удовлетворения требований кредиторов. Таким образом, кредиторы юридического лица имеют возможность восстановить нарушенное право за счет имущества де-факто третьего лица, не являющегося стороной первоначальных обязательств. В зарубежных правопорядках изучение данного соотношения происходит в течение длительного периода. За это время сформировалось определенное теоретическое осмысление, а также выработалась правоприменительная практика в названной сфере.
Сегодня крупные компании все чаще используют спорные стратегии, связанные с нарушением прав покупателя на ремонт товара как во время, так и после истечения гарантийного срока. Это проявляется, в первую очередь, в ограничении доступа к необходимой информации по устранению неисправностей продукта, препятствовании работе независимых сервисных организаций, искусственном усложнении деталей при проектировании, необоснованно высокой степени интеграции блоков, отсутствии достаточного количества запчастей на рынке и др. Зачастую такие действия искажают принципы добросовестности и транспарентности, что, в свою очередь, влечет возникновение рисков потребительской и экологической безопасности. Особую актуальность этот вопрос приобретает в условиях пандемии COVID-19, когда продавцы медицинской техники ограничивают возможность ее восстановления независимыми специалистами, а также препятствуют распространению необходимого программного обеспечения. По результатам работы делается вывод о целесообразности установления границ поведения участников рынка для стимулирования производства долговечных и ремонтопригодных товаров в целях перехода к экономике замкнутого цикла.
ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
В статье с позиций доктрины и судебной практики дан анализ отдельных положений цивилистического процессуального законодательства в аспекте их эффективности как средств установления судом действительных обстоятельств гражданских дел. Рассмотрено соотношение представления и раскрытия доказательств, сделан вывод об их тесной взаимосвязи, критически оценено допускаемое иногда судебной практикой их отождествление. Исследован вопрос о сроке раскрытия доказательств, в отношении которого сделано заключение, что положения ГПК РФ хотя и не совсем конкретно, но иногда вполне определенно позволяют этот срок установить. С учетом правовой позиции Верховного Суда РФ предложено решение проблемы последствий нераскрытия доказательств по гражданскому делу. Проанализированы отдельные нормы и институты, позволяющие суду устанавливать обстоятельства гражданских дел без доказательств либо на основании объяснений другой стороны. Сделан вывод о том, что норма второго предложения ч. 1 ст. 68 ГПК РФ не является ни правовой фикцией, ни доказательственной презумпцией, а представляет собой одно из проявлений действия общего правила распределения обязанности доказывания. Поддержана и дополнительно аргументирована позиция о том, что норма ч. 31 ст. 70 АПК РФ является доказательственной презумпцией, причем презумпцией не факта, а доказательства. В отношении ч. 3 ст. 79 ГПК РФ сделано заключение, что установление судом фактов путем применения данной нормы не означает получения истинного знания о них, поэтому указанное положение гражданского процессуального закона применяется в судебной практике с крайней осторожностью.
Перспективы внедрения идеи примирения в публичных спорах рассматриваются путем анализа особенностей материального публичного отношения, специфики возникновения в нем спора, возможности его урегулирования или разрешения. Выделяются проблемы определения цели прекращения спора, порядка и альтернативных форм реализации, возможности сочетания и перехода от одного порядка к другому. Делается вывод, что применение примирительных процедур в публичных спорах возможно как на досудебной стадии, так и на судебной. Предлагается проработка и создание механизмов, определяющих основные условия внедрения примирительных процедур, которые бы носили альтернативный судебному порядку разрешения спора характер. Вносимые предложения позволят снизить судебную нагрузку по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Проводится анализ форм прекращения публичного спора как с позиции его урегулирования на согласованных сторонами условиях, так и с позиции его альтернативного разрешения при соблюдении баланса частных и публичных интересов.
Продолжая исследование специализации российского гражданского процессуального права, автор, исходя из неизменной перспективы его действия (нормированный им порядок судопроизводства гражданско-процессуального профиля при отправлении правосудия по определенному гражданскому делу и защиты права) останавливается на отдельных вопросах структурной и функциональной его характеристики, таких как классификация процессуальных норм, механизм процессуального регулирования, механизм процессуального правоотношения и т.д. Через контекст принципа диспозитивности при уточнении сферы его действия и содержания как правового начала судопроизводства (ведущий его элемент — право на обращение в суд, приводящий к взаимодействию материального и процессуального права в ходе судебной защиты права) дается анализ и раскрывается содержание, обосновываются связи и отношения разноотраслевых явлений права (иск, право на иск и др.). Новейшей судебной практикой иллюстрируется важность понятийного правового аппарата для развития юридической науки, права и совершенствования его реализации в российском правопорядке.
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В статье поднимается проблема статуса самозанятого с позиции отнесения самозанятости к формам реализации гражданами права свободно выбирать род деятельности, анализируется развитие законодательства о самозанятых. Отмечается неопределенность в вопросе отнесения самозанятого к субъектам предпринимательской деятельности. Рассматривается проблема возможного использования режима самозанятости для обхода трудового законодательства в части приема на работу работников по трудовому договору. Автор высказывает позицию о необходимости включения норм о самозанятых гражданах в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В отношении социального обеспечения самозанятых автором делается вывод, что в процессе совершенствования законодательства самозанятый должен находиться в некотором промежуточном положении между работником по трудовому договору, обеспечиваемым всеми видами обязательного социального страхования в соответствии с федеральным законодательством, и субъектом предпринимательской деятельности, который получает такое обеспечение при добровольном вступлении в отношения по социальному страхованию. В противном случае невключение достаточно широкого круга самозанятого населения в отношения по пенсионному обеспечению и социальному страхованию приведет к нестабильности их правового положения в будущем.
Улучшение жилищных условий молодежи сегодня выступает важным средством укрепления института молодой семьи, улучшения демографической ситуации. В осуществлении молодежной жилищной политики в Российской Федерации в настоящее время реализуется целый комплекс государственных мер по обеспечению доступным и комфортным жильем. В основном именно молодые семьи являются приобретателями первого в своей жизни жилья, при этом не имея в собственности имущества, которое могло бы быть использовано как актив при получении ипотечного кредита, а также не имея возможности накопить средства для оплаты первоначального взноса. Данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная поддержка в улучшении жилищных условий будет для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста. В статье проведен анализ наиболее распространенных механизмов обеспечения жильем молодых семей на региональном уровне, а по итогам анализа представлены рекомендации по их совершенствованию.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Комплексное исследование роли организатора в преступлениях без обязательного соучастия и в преступлениях, запрещенных специальными нормами о соучастии Особенной части УК РФ. (Под специальными нормами о соучастии в данной работе понимаются два вида норм УК РФ: 1) устанавливающие ответственность за объединение нескольких лиц в преступную группу — ст. 209, 210 и др.; 2) устанавливающие ответственность для подстрекателей, организаторов, пособников и прочих соучастников непосредственно в Особенной части УК РФ — ст. 205.1 и др.) Рассматриваются вопросы отграничения роли организатора от роли подстрекателя к совершению преступления и пособника в совершении преступления. В судебной практике часто встречаются ошибки как в виде избыточной (когда подстрекателя признаю́ т организатором), так и в виде недостаточной квалификации (когда организатора признают лишь подстрекателем или пособником). Возможен и такой вариант избыточной квалификации, когда организатора признают одновременно и пособником, и подстрекателем к совершению преступления, хотя роль организатора должна поглощать эти функции. Рассматриваются вопросы квалификации действий организатора и иных соучастников преступления, когда в процессе руководства совершением преступления организатор изменяет направленность действий соучастников по сравнению с первоначальным планом действий. Пленум Верховного Суда РФ в некоторых постановлениях рекомендует не учитывать роль организатора при совершении преступления в составе организованной группы (считать его соисполнителем преступления). В учебной литературе это рассматривается как универсальное правило квалификации преступлений, совершенных организованной группой. УК РФ не дает оснований для такой квалификации. В судебной практике нет единообразия по этому вопросу. Роль организатора в преступлениях без обязательного соучастия от роли организатора в организованных группах и преступных сообществах (специальные нормы о соучастии) отличается тем, что в первой ситуации организатор подлежит ответственности лишь в случае начала приготовления к конкретному преступлению, а во второй ситуации — независимо от начала приготовления к преступлению, но с момента создания соответствующей организованной группы или преступного сообщества.
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
В статье рассматриваются отдельные аспекты лишения иммунитета от уголовного преследования. Рассматривая порядки привлечения к уголовной ответственности лиц, в отношении которых законом установлен особый порядок производства по уголовным делам, автор приходит к выводу, что возбуждение уголовного дела руководителем вышестоящего следственного органа не является лишением неприкосновенности. В связи с этим предлагается отказаться от этого порядка и производить возбуждение уголовного дела в обычном порядке — органом предварительного расследования, к подследственности которого относится дело. Анализируя круг участников процедуры лишения неприкосновенности, автор аргументирует, что субъекты, направляющие обращение к высшим органам государственной власти, и сами эти органы, принимающие решение о лишении иммунитета, не являются обычными участниками уголовного судопроизводства, а осуществляют конституционно-правовую деятельность, результаты и решения которой имплементируются в уголовный процесс. Исследуя основания дачи согласия на привлечение лица к уголовной ответственности, автор обращает внимание на различный подход законодателя к разным категориям лиц и предлагает унифицировать нормативную регламентацию. Орган государственной власти должен установить два обстоятельства: наличие признаков преступления и отсутствие связи уголовного преследования с публично-правовой деятельностью лица.
В статье исследованы предусмотренные отечественным законодательством виды вреда, их процессуальные особенности в рамках уголовного дела путем предъявления гражданского иска. Изложены доводы о необходимости внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы возмещения причиненного преступлением вреда, в частности доводы о раскрытии и законодательном закреплении понятия «вред» в рамках уголовного судопроизводства. Проанализированы пробелы, связанные с возмещением имущественного вреда, в части затруднительной одновременной компенсации имущественного и морального вреда, а также отсутствия возможности в уголовном процессе взыскать упущенную выгоду. Исследованы некоторые особенности возмещения морального вреда в отношении физических и юридических лиц, например вопрос применения правил возмещения морального вреда при предъявлении гражданского иска юридическим лицом. Рассмотрен процесс доказывания причиненного вреда и пробелы в вопросах присуждения компенсационных сумм по гражданским искам о возмещении вреда с учетом судебной практики. Высказано мнение по вопросу применения обеспечительных мер в отношении имущества причинителя вреда и возложения на судью обязанности по вынесению постановления в случае такой необходимости, а не права. Приведены некоторые отличия гражданского иска о возмещении вреда в уголовном процессе и гражданском процессе, например проанализирована возможность индексации сумм, подлежащих возмещению. Проведен анализ некоторых нормативных актов и изучен порядок возмещения вреда, причиненного преступлением, в Великобритании, изложен довод о разработке научно обоснованных методических рекомендаций, которые бы в полной мере раскрывали существующие пробелы и проблемы при возмещении разного рода вреда, причиненного преступлением.
КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
В статье рассматриваются теоретические и практические основы возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере компьютерной информации. Этап доследственной проверки сообщения о преступлении является достаточно сложным в силу необходимости выявления и закрепления следовой картины, требует привлечения специальных знаний в области информационных технологий, совершения определенных действий, в том числе технического характера, и пр. На основе проведенного авторами анализа отечественных и зарубежных источников, обобщения судебно-следственной практики и процессуальной регламентации разработан алгоритм проведения доследственной проверки сообщений о преступлении данного вида. Особое внимание уделено тактическим рекомендациям по проведению опроса потерпевшего — физического и юридического лица. Представлены иные проверочные и следственные действия в зависимости от типичных версий и ситуаций. Отдельно рассматриваются оперативно-розыскные мероприятия, применяемые для установления факта совершения преступления. Вместе с тем обобщение судебно-следственной практики расследования преступлений в сфере компьютерной информации и анкетирование представителей правоохранительных органов позволили выявить отдельные проблемные моменты, связанные с проведением доследственной проверки сообщений о данных преступлениях, в том числе с порядком обращения потерпевших с сообщениями об инцидентах, с возможностями сбора информации из открытых источников киберпространства в рамках оперативно-розыскных мероприятий и пр. На основе результатов проведенных авторами исследований предлагаются результативные зарубежные практики, перенос которых на отечественную почву будет способствовать сокращению латентности данных преступлений, повышению эффективности расследования и раскрытия данной категории уголовных дел.
Для успешного противодействия экстремистской и террористической преступности в виртуальном пространстве необходимы меры по совершенствованию законодательства (уточнение признаков экстремизма, введение в закон перечня экстремистских преступлений и др.), а также меры по улучшению подготовки работников правоохранительных органов, более широкое привлечение специалистов и экспертов к расследованию дел, налаживание сотрудничества с провайдерами в целях своевременного выявления экстремистских и террористических преступлений, более глубокое изучение личности преступников, специализирующихся на совершении экстремистских преступлений с использованием сферы телекоммуникаций и компьютерной информации. Использование сферы телекоммуникаций и компьютерной информации при совершении экстремистских преступлений свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне преступника, что помогает ему не только совершать высокотехнологичные преступления, но и препятствовать расследованию его деяний с помощью тех же знаний и опыта. В связи с этим возрастает общественная опасность и преступника, и совершенного им деяния, что должно учитываться при раскрытии и расследовании преступлений. Кроме того, профессионализм преступников предъявляет повышенные требования к работникам правоохранительных органов, расследующих преступления рассматриваемого вида, а значит, необходимо постоянно совершенствовать их подготовку в сфере компьютерной информации и телекоммуникационных технологий. В статье рассматриваются некоторые вопросы квалификации экстремизма с использованием компьютерных и телекоммуникационных сетей, дается определение экстремизма, предлагаются пути решения проблем в квалификации и организации расследования рассматриваемых преступлений
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Статья посвящена развитию международно-правового регулирования в сфере борьбы с изменением климата. На протяжении многих лет государства в условиях научной неопределенности стараются найти способы удержать глобальное потепление на уровне 1,5 °С посредством установления международных обязательств различной конфигурации.
При осуществлении сотрудничества в борьбе с изменением климата возникают дополнительные предметные дискуссии, связанные, например, с реализацией международных торговых мер или обеспечением прав человека. Однако магистральным остается направление, охватываемое контекстом устойчивого развития, ESG-принципами для бизнеса, государства и общества, стратегии энергетических политик государств, сотрудничества по адаптации и помощи развивающимся странам.
Подходы к международно-правовому регулированию сотрудничества в сфере борьбы с изменением климата стали формироваться, когда международное сообщество стало уделять много внимания международно-правовой охране атмосферного воздуха и защите озонового слоя. Еще в преамбуле Монреальского протокола 1987 г. сделан акцент на потенциальном воздействии выбросов озоноразрушающих веществ на климат. Международно-правовой режим, установленный Рамочной конвенцией ООН об изменении климата 1992 г., по сути, обозначил ориентиры для поиска оптимальных форм сотрудничества с учетом изменений не только состояния окружающей среды, но и экономической повестки. Ключевой институционной площадкой сотрудничества определена Конференция сторон. В настоящее время в связке Рамочной конвенции 1992 г. с Парижским соглашением по климату 2015 г. Конференция сторон обеспечивает условия для их реализации.
Концепция устойчивого развития захватила мир и видоизменяет социум, порождает новые социальные паттерны, перестаивает бизнес- и управленческие модели, свидетельствует о предельной связанности мира и, как следствие, побуждает переосмысливать правовую надстройку, адаптировать сверхновые нормативные массивы к актуальной правовой таксономии, что не всегда удается с учетом позитивистского подхода к праву.
ESG-принципы стали сегодня некоей моделью устойчивого развития бизнеса, за счет которой достигаются цели вовлеченности компаний в решение экологических, социальных и управленческих задач. Они обладают не только векторным эффектом, но и регуляторным, репутационным, а также оказывают все большее влияние на международный бизнес в самых разных отраслях. Кроме того, они актуализируют относительно новые рейтинговые механизмы, закладываемые в основу инвестиционной, финансовой, кредитной, торговой, корпоративной, управленческой и иных политик компаний. При этом ESG-принципы сегментированы, фрагментированы и, как правило, объективированы вовне в форме норм негосударственного, часто отраслевого регулирования. Не обладая юридически обязательной силой, ESG-принципы по степени воздействия на общественные отношения и по порождаемым правовым и экономическим последствиям вполне сравнимы с правом.
Трансграничные договорные практики также изменяются, что ведет к инкорпорации в контракты оговорок «об устойчивости», а также к становлению концепции устойчивого контракта. Преддоговорная стадия усложняется, требуются проведение процедур human due diligence, формирование и оценка цепочек поставок, проработка стратегий по раскрытию нефинансовой информации, исследование правовых рисков с учетом мировой правоприменительной практики, а также определение способов и юрисдикционного форума по разрешению споров. Международный коммерческий арбитраж заявляет о своей привлекательности в разрешении споров, связанных с ESG-повесткой. Эти и другие вопросы с учетом их актуальности и исследуются в настоящей работе.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших событий в истории права современного Китая стало принятие Всекитайским собранием народных представителей в 2020 г. и вступление в силу в 2021 г. первого Гражданского кодекса. Работа над кодексом велась значительное время, его появлению предшествовало несколько неудачных попыток кодификации. В статье аргументируется, что Гражданский кодекс КНР основывается на положениях континентального, общего, социалистического и традиционного китайского права. При помощи метода сравнительно-правового анализа выявлены особенности структуры и содержания Гражданского кодекса КНР. В частности, выделен ряд положений, связанных с цифровизацией экономики, которые можно рекомендовать использовать отечественному законодателю для совершенствования законодательства России. Аргументировано, что хотя структурно Гражданский кодекс КНР и обладает оригинальными чертами, в качестве основы он использует Германское гражданское уложение. Сделан вывод, что раздел Кодекса, посвященный вещному праву, в наибольшей степени отражает существующий в КНР государственный строй. Доказано также, что ряд норм о юридических лицах и об организациях, не имеющих статуса юридического лица, сформулирован исходя из традиций китайского общества.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прокуроры вне уголовно-правовой сферы обладают таким полномочием по выявлению нарушений закона, как право требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных прокуратуре органов выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Выводы сведущих лиц, облекаемые в материальную форму, пользуются спросом у правоприменителей в различных сферах общественной жизни. Вместе с тем к правовому статусу специалиста в российском законодательстве у ученых и практикующих юристов накопился целый ряд вопросов, затрагивающих и прокурорскую деятельность. В статье на основе анализа правового регулирования механизма сотрудничества специалистов с прокурорами при осуществлении последними надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, имеющихся теоретических наработок, личного опыта работы в органах прокуратуры автором предпринята попытка призвать заинтересованных исследователей к научной дискуссии о необходимости совершенствования правового регулирования соответствующих правоотношений.
КОНФЕРЕНЦИИ
В статье дается обзор прошедшей 22 июня 2021 г. в смешанном формате научно-практической конференции «Обеспечение доступа к правосудию в уголовном судопроизводстве в условиях развития цифровых технологий», организованной аппаратом уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Научно-образовательным центром по правам человека Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Работа конференции была посвящена актуальным вопросам обеспечения доступа к правосудию, возможностям цифровизации по преодолению ограничений в работе правоохранительных органов и судебной системы, обобщению опыта зарубежных государств и Российской Федерации по обеспечению прав участников уголовного судопроизводства. Конференция организована в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований № 18-29-16018 «Концепция построения уголовного судопроизводства, обеспечивающего доступ к правосудию в условиях развития цифровых технологий».
ISSN 2782-1862 (Online)