Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
Том 18, № 11 (2023)
Скачать выпуск PDF

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

11-28 776
Аннотация

В статье исследуются теоретические взгляды на роль и функции процессуальных сроков в разные периоды развития отечественного гражданского процессуального права. Автор рассматривает дореволюционное, советское и современное российское законодательство и доктрину в области процессуальных сроков. Путем анализа отношения науки к проблеме соотношения длительности судебного разбирательства и принципа истинности решения суда автор демонстрирует изменение подходов к пониманию социальноправовой роли института процессуальных сроков. Автор приходит к выводу, что дореволюционной доктриной выработано отношение к процессуальным срокам как к фундаментальному институту, посредством которого обеспечивается не только ускорение процесса, но и правовая определенность в материальных и процессуальных отношениях. Советская доктрина редуцировала роль процессуальных сроков до средства обеспечения быстроты процесса, его упорядочения и обеспечения процессуальной дисциплины. В современной теории наблюдается возрождение и углубление классического подхода к пониманию значения данного института как фактора обеспечения правовой определенности, стабильности гражданского оборота и воплощения в жизнь принципа верховенства закона. Правильное определение значения процессуальных сроков критически необходимо ввиду того, что законодатель при установлении сроков определенной длительности должен руководствоваться их предназначением в механизме правового регулирования.

ТЕОРИЯ ПРАВА

29-38 302
Аннотация

В содержание статьи положены некоторые смыслы такого важного научного направления, как совершенствование процессуально-правового регулирования. Авторы позиционируют данное регулирование в качестве специфического вида правового регулирования общественных отношений в целом. Сущность процессуально-правового регулирования заключается в деятельности управомоченных субъектов, которые при помощи процессуально-правовых средств обеспечивают регуляцию и охрану в процессе упорядочения общественных отношений. В самом общем виде под эффективностью понимается соотношение между фактически полученным результатом и запланированной целью, достижение которой обусловлено решением соответствующих задач. В свою очередь, процессуально-правовое регулирование опосредовано соответствующими критериями и условиями, которые названы в статье. В числе таких условий отмечается совершенствование процессуального законодательства, имеющее на сегодняшний день коллизии, пробельность, дисбаланс и т.п. Совершенное законодательство — это законодательство эффективное и качественное, что требует проведения соответствующего мониторинга, унификации задач судопроизводства, межотраслевой конвергенции и т.д. Подчеркивается значение процессуальных принципов; предлагается законодательно закрепить такие из них, как: справедливость, равенство всех перед законом и судом, а также принцип установления объективной истины. Поддерживается предложение о разработке и принятии на уровне федерального конституционного закона Основ процессуального законодательства и законодательства о судопроизводстве в Российской Федерации; их структурное построение предлагается в авторском изложении.

39-46 701
Аннотация

В юридической науке подходы к правовому государству напрямую влияют на выявление его природы. До сих пор в литературе не было единого понимания правового государства. Статья посвящена анализу и сопоставлению подходов к правовому государству, выявлению противоречий между ними. Современное правовое государство интенсивно изучается в России с 1985 года по настоящее время. Концепция правового государства представлена во многих монографиях, учебниках и научных журналах. Авторы сходятся во мнении, что правовое государство – это прежде всего «государство». Однако далее при конкретизации этого мнения расходятся. Некоторые авторы утверждают, что правовое государство является самостоятельным типом государства. Другие считают, что правовое государство является формой организации политической власти. Бытует мнение, что правовое государство – это форма развития государства, или его возможное будущее. Все существующие подходы к правовому государству не в полной мере отражают природу правового государства. В статье предлагается подход к правовому государству как форме организации государственной власти и общества, который позволит гибко строить правовое государство во многих странах с различными внутригосударственными особенностями. Правовое государство является лишь состоянием в процессе развития государства. Оно безусловно находится в постоянном движении, и будет продолжать развиваться в соответствии с изменением общества.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

47-64 272
Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию таких темпоральных элементов контрольно-надзорного процесса, как сроки, установленные Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», положениями о виде контроля. Рассмотрены темпоральные принципы контрольно-надзорного законодательства, предложена классификация сроков контрольно-надзорного процесса.  Отмечено повышение концентрации темпоральности в нормативном регулировании контрольно-надзорной деятельности, направленность законодателя на более детальную временную регламентацию соответствующего процесса. Исследованы единицы времени, оценочные и событийные категории, используемые контрольно-надзорным законодательством в целях установления временной длительности для совершения процессуальных действий. Выявлена неопределенность правового регулирования контрольно-надзорной деятельности посредством единицы времени «день». Раскрыт вопрос о способах управления временем в сфере контрольно-надзорной деятельности в зависимости от состояния срока: приостановление и продление (в пределах срока) и восстановление (в случаях, когда срок истек). Выделено два вида продления срока: автоматическое и заявительное. Приведен перечень сроков, которые могут быть продлены, приостановлены и восстановлены. Определена совокупность обстоятельств, необходимая для восстановления пропущенного срока. Исследован вопрос о сроках совершения процессуальных действий в процедуре досудебного порядка. Обозначены критерии оставления заявления судом без рассмотрения ввиду несоблюдения досудебного порядка. Проведен сравнительно-правовой анализ сроков профилактических мероприятий.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

65-72 438
Аннотация

Статья посвящена изучению бюджетного процесса — его легального и доктринальных определений, стадий бюджетного процесса и основных изменений, произошедших в правовом регулировании бюджетного процесса за последнее время. В работе сопоставлены позиции ученых — представителей финансово-правовой науки по указанным вопросам. По результатам исследования сделан вывод, что бюджетный процесс — многогранная и многоаспектная категория финансового права, которая находится в процессе постоянной трансформации и развития. Указывается на то, что в настоящее время отсутствует легальное определение понятия «стадия бюджетного процесса»; данный пробел должен быть устранен посредством дополнения ст. 6 БК РФ. Кроме того, можно сделать вывод, что большинство авторов, повторяя положения бюджетного законодательства, выделяют четыре стадии бюджетного процесса. Концепция четырехстадийного бюджетного процесса является наиболее верной и оправданной, поскольку она возникла в результате длительной эволюции бюджетного процесса. При этом каждая стадия отражает отдельно взятый этап бюджетного процесса, характеризующийся собственными процедурами, сроками, участниками, их полномочиями и иными существенными аспектами. В то же время, несмотря на кажущуюся статичность, проявляемую в неизменности количества и последовательности стадий бюджетного процесса, содержательно он постоянно изменяется и дополняется. Современный бюджетный процесс стремится к более широкому применению программно-целевого подхода, сопряженного с одновременным внедрением инновационных цифровых технологий. Можно ожидать, что в обозримой перспективе цифровизация продолжит оказывать свое влияние на содержание бюджетного процесса.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

73-82 447
Аннотация

В последнее время всё более актуальным становится рассмотрение вопросов правового регулирования искусственного интеллекта. Большинство юридических работ посвящено исследованию ответственности или правосубъектности, которые возникают или не возникают из деятельности, сопряженной с использованием искусственного интеллекта. Однако для разработчиков соответствующего программного обеспечения более интересным представляется вопрос охраны интеллектуальной собственности, а именно исключительных прав на программы ЭВМ. В частности, интерес представляют виды лицензий, под которыми выпускаются программные продукты с открытым исходным кодом (такие как MIT, GPL, BSD, Apach), их основные характеристики, недостатки и преимущества. Особый интерес представляет правовое регулирование таких лицензионных соглашений в условиях трансграничного оборота программных пакетов, а также существование концепции открытого исходного кода. Кроме того, в целях более глубокого погружения в предметную область исследования в статье рассмотрены базовые концепции из теории машинного обучения.

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

83-96 228
Аннотация

В статье исследуется правовое регулирование медицинских технологий через призму института патентования изобретений. Проблемные вопросы, затронутые в настоящем исследовании, носят системный характер, в связи с чем аргументируется необходимость предметного анализа дефиниции медицинская технология через ее составляющие – медицинские метод и способ и обосновывается необходимость их закрепления в законодательстве об охране здоровья. Рассматривается понятие медицинских технологий в зарубежных правопорядках и обосновывается отсутствие необходимости заимствования зарубежного опыта. На основе анализа выданных в Российской Федерации патентов на методы и способы лечения сделан вывод о том, что текущее правовое регулирование позволяет патентовать медицинские технологии как сложный объект, при этом внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ позволит устранить разночтения, имеющиеся в правоприменительной практике. Комплексный подход позволил выявить ряд системных причин, препятствующих эффективному внедрению инноваций в практическую медицину, предлагаются пути их устранения.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

97-110 375
Аннотация

Конкуренция представляет собой разноплановое явление и существует в различных сферах общественной жизни. В процессе исследования данного явления автор приходит к выводу, что конкуренция характеризуется экономическим, социальным и правовым содержанием. Ее экономическое содержание состоит в деятельности хозяйствующих субъектов, соответствующей определенным рыночным законам, обусловленной сложившейся структурой рынка и направленной на достижение наилучших для них результатов. Социальное содержание конкуренции заключается в объективном стремлении каждого индивида добиться значимых преимуществ, получить более комфортные условия жизнедеятельности. Юридическое содержание конкуренции определяется сформировавшимися в обществе и получившими нормативное закрепление представлениями о возможности, допустимости либо, наоборот, недопустимости, запрещенности тех или иных форм и видов рыночного поведения для хозяйствующих субъектов. Исходя из конституционно закрепленного положения о необходимости поддержки конкуренции, а также принимая во внимание, что эффективная рыночная конкуренция возможна лишь при создании благоприятных условий для нее, четком определении правовых форм реализации конкурентных действий, автор высказывает мысль, что в предмет конкурентного права как системы норм должны входить не только отношения по защите конкуренции, но и регулятивные отношения по обеспечению процесса конкуренции, поскольку предназначением защиты является восстановление существовавшего ранее нормального состояния определенных отношений. В связи с этим в рамках конкурентного права целесообразно вести речь о самостоятельном институте обеспечения и развития конкуренции. Данный институт должен включать в себя как общие положения, направленные на поддержку конкуренции, так и положения, касающиеся особенностей обеспечения и развития конкуренции в отдельных сферах экономики. С учетом того, что в современном российском конкурентном праве существует необходимость совершенствования частноправовых механизмов защиты конкуренции, в работе предлагаются конкретные меры, направленные на развитие частного правоприменения.

111-117 363
Аннотация

В статье цифровая экосистема рассматривается как способ ведения предпринимательской деятельности, выделяются составляющие цифровую экосистему компоненты: цифровая среда, субъекты — участники экосистемы, реализуемые продукты. Автором проанализированы российские цифровые сервисы, которые могут быть отнесены к цифровым экосистемам. Устанавливается, что возможно выделение бизнес-экосистем, функционирование которых направлено на извлечение прибыли, и экосистем, не имеющих коммерческой направленности. На основании проведенного анализа определяется субъектный состав экосистемы, в который входят: холдинговая компания и иные компании, которые осуществляют управление цифровой экосистемой; операторы цифровых платформ; партнеры операторов цифровых платформ, которые реализуют свои продукты через цифровые платформы; пользователи экосистемы, потребляющие продукты партнеров и посреднические услуги операторов цифровых платформ. Автор приходит к выводу о том, что особенности цифровой экосистемы, связанные с ее структурой, должны предопределять содержание будущего законодательного регулирования цифровых экосистем, которое находится в стадии своего становления.

СПОРТИВНОЕ ПРАВО

118-126 243
Аннотация

В статье рассмотрены некоторые вопросы, возникающие при прекращении трудовых отношений между спортсменами (тренерами) и спортивными клубами в связи с переходом спортсменов (тренеров) к другим работодателям. Расторжение трудового договора, заключенного между спортсменом (тренером) и спортивным клубом, сопряжено с необходимостью соблюдения не только Трудового кодекса Российской Федерации, но и регламентных норм общероссийских спортивных федераций, которые не являются идентичными. Прекращение трудовых отношений между работником и работодателем может быть обусловлено рядом причин, установленных в законодательстве Российской Федерации, в том числе истечением срока действия трудового договора или волеизъявлением одной из его сторон на досрочное прекращение трудового договора. Досрочное расторжение трудового договора профессионального спортсмена по общему правилу сопровождается компенсационными выплатами при наличии определенных условий (не относящихся к «уважительным причинам» прекращения трудовых отношений), установление которых производится компетентными органами в каждом конкретном случае при наличии спорных ситуаций. Альтернативой досрочному расторжению трудового договора со спортсменом является временный перевод работника к другому работодателю, что предоставляет широкие возможности как работнику, так и работодателю. В этом смысле приостановление трудового договора, являющееся также особенностью трудовых отношений в спорте, имеет потенциал распространения на все категории работников.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

127-134 484
Аннотация

В статье автор анализирует причины возникновения негативного отношения судов к таким доказательствам, как показание и заключение специалиста, активно используемым и стороной защиты, и следствием. Однако их эффективность в настоящий момент весьма невелика в силу того, что в ходе досудебного производства и в суде они зачастую признаются недопустимыми. Наиболее частым обоснованием отказа в приобщении заключения специалиста является тот факт, что специалист не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Однако данное предупреждение не предусмотрено процессуальным кодексом, а само заключение специалиста отсутствует в диспозиции ст. 307 «Заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод» УК РФ, в отличие от ст. 309 «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу» УК РФ. По мнению автора, это происходит из-за несогласованности норм УПК РФ и УК РФ, в результате чего применение ст. 307 УК РФ в отношении специалистов за заведомо ложное показание или заключение фактически нереализуемо. Автор предлагает внести изменения в действующее процессуальное и уголовное законодательство в целях изменения сложившейся ситуации. Так, обосновывается необходимость добавления в ст. 58 УПК РФ положения о предупреждении специалистов об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, а в ст. 307 УК РФ — заключения специалиста.

135-145 278
Аннотация

Одна из современных тенденций развития уголовного законодательства России проявляется в увеличении числа норм с административной преюдицией. Подобные нормы закрепляются в большинстве глав Уголовного кодекса РФ, что подчеркивает их значимость для законодателя. В данных условиях не вызывает сомнений тот факт, что для правильного применения указанных норм необходимо в первую очередь верно истолковывать сущность административной преюдиции, понимать ее основное назначение и признаки. Сегодня в уголовном законе отсутствует легальное толкование данного термина, что обуславливает появление всё новых подходов к определению административной преюдиции в уголовном праве. Однако они не раскрывают в полной мере ее сущность, а лишь затрагивают ее отдельные признаки. Особо принципиальным моментом, подчеркивающим значимость выявления правовой природы административной преюдиции, является то, что в науке не утихают споры относительно допустимости подобных норм в уголовном праве в принципе. В отсутствие единства в используемой терминологии законодателем предлагаются и разные способы закрепления административной преюдиции в уголовно-правовых нормах. Закономерным итогом такого неоднозначного подхода к формулированию составов преступлений с административной преюдицией становится сложность в интерпретации признаков подобных составов преступлений. В то же время очевидно, что указанные уголовно-правовые нормы, в силу единства их правового назначения, должны закрепляться единообразно. Единообразие должно проявляться как в использовании единой терминологии, так и в применении одинакового подхода к конструированию таких составов преступлений. В связи с этим актуален поиск комплексного подхода к установлению сущности административной преюдиции как особого уголовно-правового явления.

КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

146-153 278
Аннотация

В статье подчеркивается повышенная актуальность разработки робототехнических комплексов специального назначения, которые могут быть использованы в следственной деятельности по обнаружению, фиксации и изъятию следов и иных доказательств. С учетом ускорения цифровой трансформации всех сфер деятельности автор предлагает новую частную теорию криминалистической робототехники. Констатируется, что у данной частной теории большой потенциал развития в новую отрасль криминалистической техники. В статье рассмотрены предлагаемая структура частной теории, объект, предмет, общая и частные задачи криминалистической робототехники. Большое внимание уделено закономерностям, изучаемым данной частной теорией. Автор разрабатывает свою трактовку терминов «криминалистический робот» и «криминалистический робототехнический комплекс». Констатируется, что полицейская робототехника и криминалистическая робототехника используются в разных, но иногда пересекающихся областях. При этом одно и то же устройство может выступать инструментом как полицейской, так и криминалистической робототехники. Подводя итог исследованию, автор подчеркивает повышенную сложность автономной криминалистической робототехники и констатирует, что в рамках предлагаемой теории криминалистической робототехники должны быть разработаны общие рекомендации по минимизации ошибок и проблем при использовании как автономного программируемого робота, так и робота, оснащенного искусственным интеллектом.

АДВОКАТУРА И НОТАРИАТ

154-163 283
Аннотация

Статья посвящена исследованию способов нотариальной охраны цифровых прав участников корпораций. В работе рассматриваются понятие и виды цифровых прав, возможные сделки, которые могут заключаться на внешнекорпоративном уровне с цифровыми активами, в том числе криптовалютами и токенами, дается оценка правовому регулированию обращения NFT. В статье исследуются риски заключения смарт-контрактов, сторонами которых являются организации, а также оценивается их защищенность и гарантированность, рассматриваются перспективы привлечения стороннего арбитра в лице нотариуса с целью охраны прав и законных интересов сторон. Нотариат давно зарекомендовал себя как эффективный механизм внесудебной охраны и защиты прав граждан и юридических лиц, а наличие у нотариусов собственной электронной инфраструктуры и многоуровневой системы страхования ответственности позволяет считать нотариальную форму охраны эффективным средством соблюдения баланса интересов и законности заключаемых сделок. Проблематика защиты цифровых прав стремительно привлекает к себе всё больше внимания в цивилистической науке. Реализация смарт-контрактов в Сети выявила ряд проблем, таких как невозможность внесения изменений в заключенный договор и влияние порока воли на всю цепочку отношений, возникающих в технологии блокчейн. С точки зрения участия корпораций в цифровых транзакциях также возникает множество вопросов относительно проверки надлежащих полномочий представителя на заключение сделки и соблюдения всех процедур одобрения сделки, а также извещения заинтересованных лиц. Ввиду того, что цифровые активы отнесены к категории имущества, к ним применяются гражданско-правовые последствия, относящиеся к данной категории объектов гражданских прав.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

164-173 427
Аннотация

В статье исследуется проблема признания Палестины в современном международном праве. Анализируются международные документы и резолюции Организации Объединенных Наций, принятые по вопросу о конфликте в Палестине. Автор на основании анализа международных документов делает вывод, что Палестина отвечает всем критериям государственности, но израильская оккупация препятствует созданию жизнеспособного палестинского государства. Несмотря на различные усилия, проводимые по достижению урегулирования палестинского вопроса, мирный процесс оказался в тупиковой ситуации. Этому способствует политика и практика оккупирующей державы закрепить фактическое положение оккупируемых территорий в нарушение своих правовых обязательств. На сегодняшний день Палестина признана более 138 государствами и Генеральная Ассамблея ООН резолюциями неоднократно подтверждала право на самоопределение. Необходимо активизировать усилия, предпринимаемые международным сообществом, чтобы положить конец этому непримиримому конфликту, представляющему угрозу международному миру и безопасности.

174-190 230
Аннотация

Международные правовые режимы — фактор упорядочения взаимоотношений между субъектами международных отношений, конструктивного взаимодействия, координации политики и разрешения противоречий. При возникновении коллизий взаимодействие правовых систем государств, региональных объединений и международных организаций может носить как взаимодополняющий, так и конкурентный характер, влияя на правовую квалификацию действий сторон. Состязательность проявляется при интерпретации действий одних и тех же субъектов в рамках разных юрисдикций. Столкновение интересов сторон, как подтверждают примеры из договорно-правовой практики отношений ЕС с США, Канадой и рядом других стран, вполне преодолимо. Сгусток противоречий, характеризующих современную обстановку на европейском континенте, придает экзистенциальный характер поиску всеми сторонами рациональной стратегии разрешения кризиса. Предназначение международного права — переводить противоречия в правовую плоскость во избежание эскалации напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Объективная оценка позиций мировых центров сил и базовых правовых принципов, которыми они руководствуются в стратегии глобального присутствия, требует учета проблем, породивших смену прежней установки на «интеграцию интеграций» прямым столкновением сторон. Критический анализ ключевых направлений реализации Евросоюзом внешних компетенций, включая санкционное (с разной степенью эффективности, осуществляемых в последние годы), важно для понимания стратегии, которую осуществляет Брюссель. Нынешний кризис — серьезная проверка ЕС на стрессоустойчивость, а системы ценностей Союза — на жизнестойкость в неблагоприятных внешних условиях. Предмет рассмотрения в данной статье — реальные возможности Евросоюза предлагать альтернативу конфронтационному сценарию.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)