Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
№ 9 (2017)

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

11-17 14
Аннотация
В статье, посвященной 100-летию революции в России, исследуются политико-правовые аспекты произошедших трансформаций. Актуальность публикации определяется необходимостью анализа взаимовлияния меняющегося сознания социума, роста правовой грамотности населения, негативной оценки правоприменительной практики и рисков революционных процессов. В статье осуществляется попытка обоснования взаимосвязи права и революции. Может ли вообще революция находиться в рамках правового поля и если это две взаимоисключающие категории, то почему так сильно взаимовлияние между ними? Также в работе затрагивается тема социума во времена политико-правовых потрясений, настроения которых сопровождаются революционным подъемом и, как правило, завышенным кредитом доверия, что непосредственно имеет взаимосвязь с накопленной усталостью от старых порядков. Данная конструкция: право, революция, социум - рассматривается автором не только на основе революции в России 1917 г., но и с учетом богатой зарубежной революционной практики.
18-24 10
Аннотация
В статье анализируется исторический путь становления государственности и конституционализма у народов Юга России после Октябрьской революции 1917 г. на примере осетинского народа. Автор делает вывод о том, что в процессе совершенствования государственно-правовых отношений изучение истории российского государства и права имеет большое научно-практическое значение. Юридическое оформление непосредственно осетинской государственности произошло в 1936 г. В Конституции СССР 1936 г. был поднят политико-правовой статус Северной Осетии. Данное поэтапное преобразование государственности - преобразование автономной области в автономную республику, а автономной республики в союзную республику - было в целом свойственно советской государственности в 20-40-х гг. ХХ столетия.

ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

25-35 14
Аннотация
Настоящая статья посвящена основным проблемам, связанным с раскрытием содержания культурно-воспитательной функции государства, в отношении которого автор приходит к выводу о присущем ему национальном элементе. В статье анализируется взаимосвязь содержания исследуемой функции и направлений культурной политики России, среди которых автор выделяет обеспечение культурных прав и свобод граждан, развитие культурного потенциала страны, сохранение культурного наследия, самобытности, накопленных знаний, воспитание личности и общества. Обосновывается влияние культурно-воспитательной функции государства на иные сферы государственной и общественной жизни. В статье раскрыты правовые и организационные основы исследуемой функции, обоснована возможность применения новых форм и методов государственного регулирования культуры. Автором подчеркивается, что государство является не единственным регулятором культуры в обществе, большое значение имеют деятельность институтов гражданского общества и инициативы граждан по участию в культурной жизни.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

36-46 23
Аннотация
В статье рассматриваются проблемные аспекты конституционной системы власти России. Современность требует от государства функционирования всех элементов конституционной системы власти как единого механизма, ориентированного на достижение конституционных ценностей. В современной конституционно-правовой науке существуют разные подходы к исследованию принципа «разделение властей» и разные его оценки. Разногласия относительно теории разделения властей и ее реализации в последнее время только усилились. Существующие проблемы реализации системы сдержек и противовесов в горизонтальной системе государственной власти, вертикальной системы публичной власти (государственной власти и местного самоуправления) нечетко конституционно закрепленная система власти порождают органы власти, не входящие в триаду властей, и, как следствие, ученые предлагают выделить неконституционные ветви власти. В статье представлен обзор научных взглядов на содержание и наполнение современного принципа разделения властей и авторское видение термина «конституционная система власти».
47-55 22
Аннотация
В статье исследуется одна из основ конституционного строя России - правовое государство. Автор дает определение понятия правового государства, а также раскрывает содержание конституционных принципов, лежащих в его основе. Анализ отечественного и зарубежного законодательства и научной литературы по теме исследования позволил выявить основные недостатки в существующих определениях указанного понятия, сформулировать конкретные предложения.
56-67 17
Аннотация
В статье анализируются особенности российской федеративной государственно-правовой системы. Автор полагает, что закрепление в ст. 5 Конституции РФ равноправия субъектов Федерации не означает их равного статуса. Исследуются особенности статуса субъектов федерации различного типа, обусловленные полинациональностью состава населения, географическими, геополитическими, экономическими и иными факторами. Делается вывод, что единство в федеративном государстве может быть только единством многообразия. Искусственное стремление ликвидировать многообразие неизбежно приводит к искажению содержательной стороны федерализма, обедняет его. Вместе с тем существенные различия, прежде всего в социально-экономическом развитии субъектов Федерации, настолько критичны, что влекут негативные процессы в социальной, демографической, культурной и других сферах жизни. Анализируется проблема разграничения предметов ведения и полномочий в федеративном государстве. Автор утверждает, что от того, насколько правильно распределены властные полномочия между центром и регионами, зависят политическая и социально-экономическая обстановка в стране, а также ее международное положение. Современные федеративные отношения развиваются в сторону чрезмерного усиления централизации власти, направленной на насаждение единства в федеративных отношениях. Данная тенденция является избыточной, вредной с позиций ориентации регионов на собственное социальноэкономическое развитие, на выработку стимулирования регионов к самостоятельному развитию, к созданию у них точек экономического роста.
68-80 22
Аннотация
С.С. Алексеев, один из творцов «президентского» проекта Конституции, внесенного на обсуждение и доработку в Конституционное совещание 1993 г., обозначил сущность светского государства «как цивилизованного, нерелигиозного, незаидеологизированного государства». Подобная формула разделялась не всеми участниками совещания. Некоторые из них считали идею светского государства для «нашего общества пустым звуком», хотя многие видели его взаимосвязь с федеративным устройством, а главное - с правовым демократическим государством. Разновекторный подход к пониманию сущности светского государства, его содержания и вообще целесообразности конституционной регламентации вызвали на совещании весьма оживленные дискуссии, особенно между представителями различных политических, а также религиозных и нерелигиозных взглядов. В данной статье прослеживается полемика участников вокруг понятий «светское государство», «атеистическая деятельность», «свобода выражений атеистических мнений». Акцентируется внимание, в какой мере участникам Конституционного совещания, особенно представителям юридической науки и экспертных учреждений, удалось в этой части повлиять на трансформацию первоначального текста, представленного Президентом РФ.
81-86 21
Аннотация
В статье исследуется представительная функция одной из палат Федерального Собрания РФ - Совета Федерации. Автор раскрывает характеристику принципов, лежащих в основе понятия представительства. Анализ научной литературы по теме исследования позволил выявить основные недостатки в существующих характеристиках указанного понятия и сформулировать конкретные предложения. Автор считает, что выборы членов Совета Федерации в полной мере соответствуют конституционным принципам Российской Федерации.
87-93 10
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы реализации института конфликта интересов в депутатской деятельности в качестве гарантии конституционных принципов народного представительства. Автор исследует последствия неисполнения депутатом обязанности по предотвращению конфликта интересов. Действующее законодательство содержит ряд противоречий в части установления санкций за непредотвращение конфликта интересов. В статье содержатся предложения по совершенствованию процедуры прекращения полномочий депутатов в связи с наличием конфликта интересов.
94-100 7
Аннотация
При условии четкого разделения властей и соблюдения конституционных принципов «невмешательства» в компетенцию органов государственной власти со стороны представителей различных ветвей власти возникают иные обстоятельства, способствующие появлению предпосылок к дестабилизации политической обстановки и, как следствие, кризису власти. Даже при условии наличия универсального, содержащего признаки различных ветвей власти арбитра требуются дополнительные инструменты сохранения баланса интересов, которые буду пресекать различные попытки перетянуть на себя ряд полномочий в нарушение конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную. Также при возникновении спорных ситуаций, в ходе рассмотрения которых их субъектам не удается точно и категорично заявить о необходимости применения тех или иных санкций, требуются те, посредством которых возможно достичь баланса интересов. Таким универсальном инструментом являются согласительные процедуры, служащие для устранения противоречий, управления конфликтной ситуацией и, как следствие, разработка алгоритмов превентивного устранения разногласий.
101-108 15
Аннотация
Взаимоотношения человека и государства занимали мыслителей любого периода как один из ключевых вопросов реализации публичной власти. Безусловно, государство само по себе имело разное обличие в разное время, меняло форму своего устройства, характер, свойства, что в конечном счете отражалось на человеке. Именно из этого вырастали концепции желаемого поведения публичной власти для учета своего собственного интереса и поддержания достойного уровня жизни отдельно взятой личности. Мнения таких ученых разных эпох, преимущественно зарубежного происхождения, по мере сил автора собраны в данной статье. Их анализ помог выяснить всегда примерно одинаковое стремление доктрины противодействовать усилению государственной власти, предлагая различные способы максимальной гуманизации соотношения рассматриваемых субъектов. Конституционное право является той самой современной отраслью российского права, которая направлена на регламентацию соответствующих правоотношений с определением ключевых субъектов и связей между ними. Однако анализ идей самых видных мыслителей, начиная с Античности, в данной сфере показывает, что центральными субъектами испокон веков и по сей день остаются государство и человек.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

109-115 13
Аннотация
В статье рассмотрены административно-правовые аспекты противодействия коррупции в рамках государственно-управленческих отношений. Автором исследованы положения нормативных правовых актов, регулирующих противодействие коррупции в Российской Федерации. Проанализирован процесс обсуждения и принятия проекта закона о борьбе с коррупцией, а также проекта основ законодательства об антикоррупционной политике. В статье подвергнуты анализу законы некоторых субъектов РФ по противодействию коррупции. Автор рассмотрел положения антикоррупционных подзаконных нормативных правовых актов, в том числе Национальной стратегии противодействия коррупции и действующего Национального плана противодействия коррупции. Кроме того, в статье представлены антикоррупционные правовые акты государственного управления Министерства внутренних дел РФ, а также проанализированы положения правовых актов Департамента экономической политики и развития города Москвы, направленные против коррупции.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО, НАЛОГОВОЕ ПРАВО

116-125 11
Аннотация
Предметом исследования выступают нормы о процентах, предусмотренные ст. 75 Налогового кодекса РФ, а также ст. 81, 95 и 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Автором проведен анализ соотношения публично-правового и частноправового интереса в их применении, а также приоритетного использования норм Закона о банкротстве перед НК РФ. Комплексными аспектами темы исследования выступают последствия модификации налоговых обязательств, в результате которых налогоплательщик не исполняет обязанности по уплате НДС и налога на прибыль организаций. Рассматривая экономический эффект от соответствующих изменений, автор обращает внимание на отсутствие ясных критериев пограничного поведения налогоплательщика, контролирующих его лиц, а также арбитражных управляющих, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды, оптимизации налоговой нагрузки или уклонения от уплаты налогов. В качестве методов исследования применены методы системного и логического анализа, а также обобщения нормативного материала. Выбор темы продиктован тем, что вопросы начисления пени по налоговому и гражданскому законодательству, их соотношение касаются широкого круга субъектов предпринимательской деятельности, а также фискальных органов. Соответственно, верное понимание правовой природы процентов, взимаемых по налоговому и гражданскому законодательству, имеет крайне важное практическое значение. Автором сформулированы предложения по корректировке ст. 75 НК РФ, которая позволяет преодолеть противоречия и применять нормы законодательства о банкротстве в приоритетном порядке по отношению к нормам налогового законодательства. Вместе с тем налоговые выгоды от применения процедур банкротства нельзя признать урегулированными в должной степени, пресекающей различные действия в обход закона.

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

126-133 15
Аннотация
В статье анализируются зарождение и ход исторического развития организационных договоров в России. Выделяются четыре основных этапа развития организационных договоров. Первый этап совпадает с дореволюционным периодом истории России и характеризуется зарождением и широким распространением организационных договоров. Первая половина XX в. совпадает со вторым этапом развития организационных договоров, которой явился стагнационным. На вторую половину XX в. приходится третий этап, ознаменовавшийся продолжением эволюции организационных договоров и характеризующийся качественным и количественным скачком в вопросе прогресса организационных договоров. Четвертый этап развития организационных договоров совпадает с современным историческим периодом. В статье определяются признаки каждого из этапов, дается характеристика возникающих из них организационных договоров. В рамках работы рассматривается роль, которую играют организационные договоры в современный период. Делается вывод о том, что организационные договоры являются способом удовлетворения организационных потребностей участников гражданского оборота, инструментом планирования субъектами гражданского права своей будущей деятельности, а также определяющим фактором развития законодательства в области организации взаимодействия участников гражданского оборота.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

134-140 14
Аннотация
В статье рассматриваются особенности государственного контроля в отношении резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, заключающиеся в сокращении сроков проведения плановых и внеплановых проверок, создании специальных подразделений федеральных исполнительных органов власти и территориальных органов Фонда социального страхования России. Освещены права резидентов при проведении проверок и их ответственность за неисполнение предписания об устранении нарушений. В статье сделан вывод об отнесении государственного контроля в отношении резидентов территорий опережающего социально-экономического развития к специальному контролю.

ПРАВОВАЯ ОХРАНА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

141-146 11
Аннотация
В настоящей статье с помощью сравнительного анализа развития правового института интеллектуальной собственности исследуются современные тенденции конституционно-правовой защиты интеллектуальной собственности. Делается вывод, что необходимость обеспечения прав граждан, национальной безопасности, создания инновационной экономики определяют направления мирового конституционного развития, одним из которых является конституционализация правового института интеллектуальной собственности. Выявляются два основных способа конституционализации: законодательный и интерпретационный. Субъективное конституционное право на интеллектуальную собственность выполняет особую «социальную функцию», которая заключается в обеспечении оптимального баланса между частными и публичными интересами. Конституционализация является глобальной тенденцией современного развития государств и выражается в универсализации и интенсификации воздействия конституционных ценностей на институты различных правовых систем, что существенным образом способствует их сближению. Делается вывод, что интеллектуальная собственность является частью основных конституционных принципов многих зарубежных государств. Поэтому среди основ конституционного строя следует выделить новый принцип, связанный с развитием отношений интеллектуальной собственности, включая их стимулирование, поощрение, гарантирование и поддержку с целью достижения экономического и социального прогресса общества, направленного на построение инновационного (основанного на экономике знаний) государства.
147-152 17
Аннотация
Правовое регулирование отношений, возникающих по поводу создания и последующего использования объектов в цифровой среде является одним из самых актуальных вопросов в современной юридической науке и практике. Правовая квалификация объектов, разработанных с помощью компьютерных технологий, является дискуссионной в юридической литературе. В частности, это касается объектов, созданных в так называемой виртуальной реальности. Настоящая статья посвящена анализу ряда вопросов, связанных как с разработкой, так и с функционированием сложных объектов интеллектуальных прав при помощи компьютерных технологий. Автор анализирует понятие виртуальной реальности, рассматривает вопросы, возникающие по поводу квалификации и использования тех объектов, которые создаются в данной сфере (в том числе при технологиях SaaS и API). В статье делается вывод о необходимости развития механизмов распоряжения интеллектуальными правами с учетом развития современных компьютерных технологий.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

153-162 17
Аннотация
В статье исследованы два вектора новаций в понятийном аппарате права социального обеспечения на основе подхода, определяющего взаимосвязь понятийного аппарата и отраслевого предмета правового регулирования. Один вектор новаций - необоснованное заимствование терминов и понятий гражданского права, применение формы договора без указания его социально обусловленной отраслевой специфики. Это приводит к неоправданному признанию частноправовых начал в регулировании отношений по социальному обеспечению. В рамках социально-обеспечительных отношений договор используется как инструмент определения объема бесплатно предоставляемых гражданам социальных услуг. Для более широкого понимания отраслевого предмета и закрепления в нем частноправовых элементов нет объективных оснований. Отношения, выходящие за рамки публично-правовых начал, следует связывать не с предметом права социального обеспечения, а со сферой социальной защиты. Предметная область системы социальной защиты может включать и публично-правовые, и частноправовые компоненты. Другой вектор новаций - нормативное закрепление новых терминов и понятий, которые не согласуются с легальными определениями и терминологией. Вследствие этого нарушаются вертикальные (иерархические) и горизонтальные (одноуровневые) взаимосвязи в рамках отраслевого понятийного ряда. Ключевые отраслевые термины и понятия выступают в качестве индикаторов предметной области правового регулирования. Формирование взаимоувязанной системы понятий позволяет более точно определить спектр общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

163-171 6
Аннотация
В статье исследуется норма ст. 205.6 «Несообщение о преступлении» Уголовного кодекса РФ. Проанализированы признаки состава преступления. Установлено, что преступление посягает на два объекта: общественную безопасность и правосудие. Объективная сторона включает деяние в форме бездействия. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Выявлена юридическая природа преступления. Несообщение о преступлении принадлежит к субинституту «прикосновенность к преступлению» в рамках института «множественность лиц в преступлении». Решены вопросы о разграничении преступления со смежной нормой об укрывательстве особо тяжких преступлений (ст. 316 УК РФ), а также о квалификации в случаях, когда несообщение сопряжено с соучастием в терроризме. Сделан вывод, что заранее обещанное недоносительство о террористическом акте образует соучастие в преступлении, подлежащее квалификации по ч. 3 ст. 205.1 УК РФ. Автор приходит к заключению, что несообщение о преступлениях, не указанных в диспозиции ст. 205.6 УК РФ, не обладает общественной опасностью и не влечет уголовной ответственности.
172-176 15
Аннотация
В данной статье затрагивается проблема определения сущности термина «доход» от незаконной предпринимательской деятельности. Проанализирована соответствующая правоприменительная практика Верховного Суда РФ, выявлены проблемные аспекты интерпретации отдельных положений ст. 171 УК РФ. На основе проведенного исследования автор приходит к выводу о необходимости нормативного закрепления дефиниции дохода от незаконного предпринимательства в примечании к вышеуказанной статье уголовного закона.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

177-185 10
Аннотация
Статья посвящена исследованию различных вопросов противоречия интересов между подзащитным адвоката-защитника в уголовном процессе и другим его доверителем, которым может выступать как другой подзащитный адвоката, так и прочие доверители адвоката, которым он оказывает или оказывал ранее юридическую помощь в любой форме. В работе исследуется правовая сущность противоречия интересов доверителей, а также обосновывается взаимосвязь противоречия интересов между доверителями адвоката и противоречия интересов адвоката со своим доверителем. Установлено, что одним из последствий противоречия интересов доверителей адвоката является противоречие интересов адвоката и его доверителя, в том числе и подзащитного. Проведено разграничение таких понятий, как конфликт интересов и противоречие интересов. Исследованы основные проблемы процессуального реагирования на противоречие интересов доверителей адвоката-защитника в уголовном процессе, предложены пути их разрешения, в том числе и в целях соблюдения режима адвокатской тайны и надлежащего исполнения других обязанностей адвоката-защитника. Определены основные условия законности постановления об отводе защитника от осуществления защиты в уголовном процессе.

КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

186-202 7
Аннотация
Статья посвящена актуальным проблемам формирующегося в криминалистике учения о следственном распознавании. Рассматриваются дискуссионные вопросы, касающиеся сущности, назначения, объекта, пределов и других компонентов указанного учения. По итогам проведенного исследования сделан вывод, что термин «следственное распознавание» может быть рассмотрен с нескольких точек зрения. Под следственным распознаванием, в частности, можно понимать форму и направление познавательной активности следователя в сфере досудебного уголовного производства. Следственное распознавание также можно определить как совокупность адекватных ситуации задач, методов, средств, технологий и процессуальных действий, реализуемых в режиме процессуального доказывания в целях познания невоспринимаемых органами чувств признаков наблюдаемых следователем уголовно-релевантных объектов, а также признаков ненаблюдаемых им уголовно-релевантных объектов путем сравнительного анализа фактической и модельной информации и использования имеющихся знаний о других признаках и объектах, закономерно связанных с первыми. Кроме того, следственное распознавание может быть рассмотрено как формирующееся частно-криминалистическое учение о закономерностях механизма, принципах, методах, средствах и технологиях познания ненаблюдаемых следователем уголовно-релевантных объектов, а также чувственно не воспринимаемых признаков наблюдаемых им уголовно-релевантных объектов.
203-209 21
Аннотация
В статье рассматриваются перспективы внедрения криминалистического профайлинга в деятельность органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений. Автором указаны основные направления использования профайлинга в правоохранительной деятельности, рассмотрен положительный опыт применения отдельных методик криминалистического профайлинга, а также внесены предложения по совершенствованию информационно-поисковой системы Министерства внутренних дел РФ. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к рассмотрению методик профайлинга и предложении рекомендаций по их применению в деятельности правоохранительных органов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в дальнейших теоретических работах, посвященных проблемам использования профайлинга в правоохранительной деятельности; в качестве элемента при формировании учебно-методического комплекса по специализированному спецкурсу в образовательных организациях МВД России; при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий; при проведении следственных и процессуальных действий; при реализации превентивных мер, осуществляемых органами внутренних дел в отношении лиц, подлежащих профилактическому воздействию, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ; в целях совершенствования информационных ресурсов Министерства внутренних дел РФ.

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

210-218 15
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с поиском оптимальных средств и методов устранения или минимизации причин распространения радикальных идеологий в местах лишения свободы как в России, так и за рубежом. Анализируется отечественная и зарубежная научная литература, посвященная проблемам распространения радикальных идей в исправительных учреждениях. Рассмотрены факторы радикализации осужденных в местах лишения свободы, которые разделяются на два критерия: 1) не зависящие от характеристики и специфики функционирования пенитенциарных учреждений (внешние); 2) связанные с организацией деятельности исправительных учреждений (внутренние). Выявлено, что среди внутренних факторов радикализации заключенных особо следует выделить неэффективную организацию их трудовой занятости и профессиональной подготовки. Приводится практика привлечения к труду осужденных к лишению свободы в России и ряде зарубежных стран с примерами эффективного применения программ дерадикализации заключенных, основным элементом которых является их привлечение к труду. Делаются выводы о значении привлечения к труду осужденных к лишению свободы для успеха процесса их дерадикализации.

КОНФЕРЕНЦИИ

219-223 19
Аннотация
В статье проводится обзор выступлений и научных докладов участников Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гражданского процессуального права», посвященной 80-летию со дня рождения доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ А. Т. Боннера, состоявшейся 9 июня 2017 г. в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА).


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)