Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
№ 3 (2019)

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

11-20 68
Аннотация
Контекстуальные определения в рамках современной логики и философии науки получили широкое распространение и объяснение; более того, они приобрели самостоятельное эпистемологическое значение, наряду с другими видами определений. Однако в гуманитарных науках их применимость не раз ставилась под сомнение и оспаривалась. Автор же, напротив, обосновывает тезис, что эффективность контекстуальных определений, в частности в юридическом языке, ничуть не ниже, а иногда даже гораздо выше, чем эффективность родо-видовых определений. В современной, прежде всего западной, юридической науке продолжает доминировать точка зрения И. Бентама и Г. Л. А. Харта, что контекстуальное определение противопоставляется родо-видовому определению, причем последнее применительно к анализу юридических понятий признается неэффективным и непродуктивным. Автор же придерживается мнения, что эти два вида определений вполне могут сосуществовать и в некотором смысле дополнять друг друга, принимая во внимание различные области их применимости. Основной и наиболее характерной областью применения контекстуальных определений, по мнению автора, являются конституционно-правовые нормы. Конституционные нормы при таком подходе рассматриваются в качестве контекстуальных определений основных понятий, с помощью которых формулируются другие нормы системы права. Контекстуальные определения оказываются весьма полезными тогда, когда нам необходимо разъяснить предельно общие понятия и термины, встречающиеся, например, в тексте Конституции. В результате чего определяемые термины становятся семантически осмысленными, а их употребление в юридическом языке синтаксически непротиворечивым.

ТЕОРИЯ ПРАВА

21-29 47
Аннотация
Статья посвящена теоретико-правовым взглядам А. П. Куницына на правонарушение. Анализируется процесс возникновения права и права человека как его вид, в контексте которого особенно выделяется право производить деяния. Исследуются воззрения ученого на понятие, виды, элементы состава правонарушения и обстоятельства, исключающие преступность деяния. Общетеоретические идеи А. П. Куницына сопоставляются со взглядами его современников — представителей науки уголовного права в целях определения степени их разработанности. В заключение приводится позиция А. П. Куницына по вопросу наказания. Автор отмечает, что А. П. Куницын вполне объективно и закономерно описывает процесс появления права, в рамках которого особенно выделяет права человека. Этот акцент особенно актуален сегодня. Деление прав человека на первоначальные и производные — совершенно правильная догадка, которая была воспринята юридической наукой в целом. Формулируя понятие деяния, несообразного с законом, А. П. Куницын не употребляет терминов «преступление» или «правонарушение». Однако используемое им слово «обида» лишь в рамках общей дефиниции адресует к частноправовой трактовке противоправного деяния. Предложенные им классификации видов обид по четкости, лаконичности и глубине мысли превосходят градации видов преступлений, предложенные его современниками — представителями науки уголовного права. Это весьма редкое явление, так как в большинстве случаев именно наработки доктрины уголовного права предшествуют собственно общетеоретическим идеям. Его взгляды на неосторожную форму вины и вовсе не имели аналогов в среде исследователей феномена преступления.

ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА ПРАВА

30-38 35
Аннотация
В статье рассматривается нормативное регулирование генетических исследований и биоинжиниринга, сравнивается опыт разных стран в этой области. Подробному анализу в качестве базы для сравнения подвергается законодательная основа сохранения приватности в условиях формирования биобанков в таких странах, как Дания, Израиль и Китай. На примере правоприменительной практики, сложившейся в этих государствах, показывается разнообразие путей развития соответствующего законодательства, а также влияние на них правовых, политических и социокультурных традиций. Особое внимание уделяется связи генетических исследований с развитием компьютерных технологий, требующих комплексного правового регулирования, учитывающего как специфику геномного, так и особенности компьютерного знания. Обосновывается верность тезиса о решающей роли влияния политических и административных резонов в выборе стратегии законодательного и институционального регулирования биотехнологий и биоинжиниринга при помощи сравнительного обзора различных схем и моделей, формирующихся в датской, израильской и китайской правовой действительности. От проблемы развития правового сопровождения деятельности геномных биобанков в статье осуществляется переход к проблеме этических оснований данной деятельности и расширения угла зрения путем включения в рассмотрение вопросов о защите прав неродившихся детей, защите прав несовершеннолетних и утративших дееспособность при старости. Тематизируются и проблематизируются вопросы о сохранении эффективности правового регулирования в условиях развития прецизионной (персонифицированной) медицины, которая основана на онтологии уникального, в то время как правоприменение, в принципе, носит нормативный характер, а значит, опирается на онтологию универсального.
39-44 30
Аннотация
В статье рассматриваются сущность и условия становления личности юриста, способной к самостоятельному принятию решений, реализующей принцип независимости в профессиональной деятельности, обладающей критическим мышлением, ориентированной на продуманные инновационные действия, совершенствование правовых отношений. Определяются аксиологические основания развития юриста, сконцентрированные вокруг бытийных ценностей, направляющих юриста на реализацию сущностных человеческих качеств в своей профессиональной деятельности.
45-66 47
Аннотация
Показано значение четвертой промышленной революции и ее продукта — цифровой экономики — в развитии человечества, ее двоякое воздействие на повышение благосостояния и рынок труда отдельного народа, страны, а также на мировое сообщество в целом. Рассмотрены последствия внедрения искусственного интеллекта, киберфизических систем в производственные процессы. Проанализирована немецкая программа «Индустрия 4.0» перевода обрабатывающей промышленности Германии на цифровую основу посредством применения цифровых технологий и создания умных заводов. Резюмированы цифровые программы США, Великобритании, Японии. Показаны возможности и проблемы развития и блокирования цифровой экономики в России. Описаны базовые составляющие цифровой экономики, такие как блокчейн, киберфизические системы, дигитализация, большие данные, искусственный интеллект. Рассмотрены отрицательные последствия цифровой экономики, блокирующие ее развитие факторы, а также возможные пути их нейтрализации и устранения.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

67-74 31
Аннотация
В статье показана специфика обязательного судебного конституционного контроля, раскрывается его роль в механизме правовой охраны Конституции РФ. Данный институт призван гарантировать конституционность при осуществлении отдельных полномочий высших органов государственной власти, являясь неотъемлемой частью юридического состава того или иного государственно-властного решения, имеющего конституционно-правовое значение (применение мер публично-правовой ответственности, принятие в РФ нового субъекта, назначение референдума РФ). В отдельных случаях обязательный конституционный контроль используется как средство обеспечения конституционной законности в судебном правоприменении. Проанализированы особенности обязательного судебного конституционного контроля: возникновение конституционно-правового спора в данном случае далеко не всегда является предпосылкой для обращения в Конституционный Суд РФ; необходимость подобного обращения предусмотрена императивными нормами законодательства или вытекает из правовых позиций Конституционного Суда РФ; некоторые принципы конституционного судопроизводства применительно к порядку рассмотрения данных дел проявляют свое регулятивное воздействие особенным образом.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

75-81 77
Аннотация
В статье рассмотрено понятие, сущность и предназначение антикоррупционного мониторинга в государственном управлении. Автором подвергнуты всестороннему анализу основные направления антикоррупционного мониторинга, проводимого соответствующими должностными лицами государственных органов. В статье исследованы положения нормативных правовых актов на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, закрепляющие порядок проведения антикоррупционного мониторинга, а также полномочия субъектов данного направления противодействия коррупции в государственном управлении. Автор приводит примеры отчетных документов антикоррупционного мониторинга некоторых органов государственной власти и дает собственную оценку их содержанию. Автором обоснованы предложения по внесению изменений и дополнений в федеральное антикоррупционное законодательство с целью закрепления антикоррупционного мониторинга как одного из важнейших инструментов противодействия коррупции.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

82-87 35
Аннотация
В статье рассматривается история развития концепции бенефициарного собственника в международном налоговом праве. Отмечается, что в Российской Федерации понятие «бенефициарный собственник» было введено в налоговое законодательство только в 2014 г., однако попытки использовать данную концепцию были и до этого времени. Автор подробно анализирует правовые акты, принятые до «деофшоризационного закона», и подходы к толкованию концепции фактического права на доход. Исследуется современное понятие «бенефициарный собственник», закрепленное в российском налоговом законодательстве. В целом концепция бенефициарного собственника прошла длительный путь развития как в международной практике, так и в Российской Федерации. В настоящий момент все еще наблюдаются сложности при интерпретации понятия бенефициарного собственника дохода, а также находится в процессе формирования единообразная правоприменительная практика в отношении рассматриваемой концепции.

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

88-98 38
Аннотация

Современный социально-экономический контекст совместного потребления (sharing economy) ставит новые вопросы использования конструкций организации контрактных связей, в частности односторонних организующих сделок. В статье представлены основные доктринальные проблемы односторонних сделок, а также односторонних организующих сделок. Исследованы подходы к классификации и классификационные группы односторонних сделок, выделены и обоснованы конститутивные признаки односторонних организующих сделок. Рассмотрена правовая природа односторонне-обязывающих и односторонне-управомочивающих сделок, установлена правовая взаимосвязь между данными группами сделок. Конститутивные признаки односторонних организующих сделок положены в основу квалификации сделок, наиболее часто рассматриваемых в доктрине в качестве односторонних организующих. Так, определена правовая природа выдачи доверенности, завещательного отказа, оферты, акцепта, заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и т.п.

Материал статьи основывается на основных результатах реформы договорного права Российской Федерации, новых тенденциях в науке гражданского права. Также была изучена и представлена в настоящей статье классическая цивилистическая доктрина об односторонних сделках, организационных договорах и организационных отношениях. 

99-106 34
Аннотация

В статье анализируется гражданско-правовой режим товаров двойного назначения в аспекте оборотоспособности товаров двойного назначения. Автор раскрывает роль гражданско-правовых норм как элементов правового режима в правовом регулировании вертикальных и горизонтальных правоотношений, а также проводит анализ процесса трансформации гражданско-правовых норм в ходе правоприменительной практики. Выделяются основные правовые характеристики, позволяющие дифференцировать товары двойного назначения, такие как технические особенности, сфера применения, наличие экспортного контроля. В статье автор предлагает собственное определение правового режима товаров двойного назначения. Кроме того, выделяет такой признак режима товаров двойного назначения, как обусловленность степени оборотоспособности товаров двойного назначения от внешних факторов.

Автор делает вывод об изменении функционального назначения гражданско-правовых норм в правовом режиме.

В заключение предлагается ряд рекомендаций по повышению эффективности правового регулирования внешнеэкономической деятельности в сфере оборота товаров двойного назначения. 

ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

107-117 30
Аннотация
В статье на основе анализа действующего гражданского процессуального законодательства России, демонстрирующего различные подходы законодателя к порядку обеспечения доказательств, и Франции, чей опыт представляется интересным с точки зрения дальнейшего формирования и развития отечественной модели досудебного (предварительного) и внесудебного обеспечения доказательств, а также судебной практики раскрываются возможности участия специалиста в обеспечении доказательств (с использованием специальных знаний), в том числе de lege ferenda как самостоятельного способа обеспечения доказательств (в рамках соответствующей досудебной процедуры), в обеспечении консультации специалиста в качестве самостоятельного средства доказывания (в случае обязательного участия специалиста при нотариальном осмотре электронных источников, осуществляемом в целях обеспечения доказательств). Кроме того, автор, основываясь на анализе действующих положений ГПК РФ и Основ законодательства о нотариате, делает вывод о возможности участия специалиста при осуществлении нотариусом в целях обеспечения доказательств следующих действий: осмотра письменных или вещественных доказательств, а также назначения экспертизы (для восполнения недостатка специальных знаний, необходимых нотариусу при формировании вопросов, подлежащих разрешению экспертом либо экспертами). Высказывается предложение о внесении в АПК РФ норм, закрепляющих возможность участия специалиста при проведении судом осмотра письменных и вещественных доказательств в целях обеспечения таковых.
118-124 33
Аннотация

Автором статьи проведен ретроспективный анализ института подведомственности в российском гражданском судопроизводстве. Институт подведомственности берет свое начало в дореволюционный период. Для определения механизма разграничения компетенции между юрисдикционными органами использовались такие понятия, как «родовая подсудность» или «ведомство». В данный период было проведено разграничение компетенции административных и судебных органов.

Само понятие «подведомственность» впервые было закреплено в советском законодательстве. При этом в научной литературе подведомственность нередко отождествлялась с подсудностью. Основной задачей подведомственности в советский период стало разграничение компетенции между судами общей юрисдикции и государственными арбитражами. В этот период были сформулированы субъектный и предметный критерии разграничения компетенции между судами общей юрисдикции и иными юрисдикционными органами, которые используются и в настоящее время.

В постсоветский период судебная власть окончательно отделилась от исполнительной и суды приобрели особую значимость при разрешении юрисдикционных споров. Все большие категории дел были переданы под юрисдикцию судебных органов. Создание системы арбитражных судов привело к еще большей значимости института подведомственности. Именно в постсоветский период окончательно произошло отграничение категорий «подведомственность» и «подсудность». В результате исследования автор пришел к выводу о преемственности в развитии института подведомственности. 

125-133 35
Аннотация
В статье рассматривается проблема применения судами Российской Федерации постановлений Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека по одному и тому же гражданскому делу. Проблема вызвана неопределенностью иерархии этих источников права с точки зрения норм международного и национального права. Вопрос неисполнения постановлений ЕСПЧ рассмотрен с точки зрения положений Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Проанализирована зарубежная практика по вопросу исполнения постановлений ЕСПЧ. В частности, автор анализирует практику Соединенного Королевства и ФРГ, сталкивавшихся с противоречием основополагающих норм государства постановлениям ЕСПЧ. Выявлены механизмы, позволяющие сбалансировать правовые позиции указанных судов. В качестве одного из возможных средств устранения противоречий между КС РФ и ЕСПЧ автор предлагает рассматривать Протокол № 16 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Процедура консультативных заключений, с точки зрения автора, может позволить согласовать правовые позиции ЕСПЧ и национальную практику применения Римской конвенции до стадии подачи жалобы российских граждан в ЕСПЧ.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

134-141 26
Аннотация
В работе на основе понятий, используемых в законодательстве об обращении лекарственных средств (включая соответствующие положения о лицензировании), проводится разграничение двух лицензируемых видов деятельности: производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности. Соотносятся понятия «изготовление» и «производство», «отпуск» и «реализация» в рамках норм Федерального закона от 12.04.2010 № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств» с учетом необходимости разделения видов экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029—2014. Приводятся примеры из судебной практики, рассматривающие случаи, когда получение лицензии на фармацевтическую деятельность не требуется (с учетом целей деятельности, а также установленного в законе перечня субъектов, которым необходимо получить лицензию на осуществление фармацевтической деятельности). Затрагивается проблема существенно более широкого использования понятия «фармацевтическая деятельность» в различной специальной и научной литературе по сравнению с установленным законодателем определением.

ПРАВОВАЯ ОХРАНА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

142-150 29
Аннотация
В статье анализируются системы регистрации авторских прав в Российской Федерации и за рубежом. Факт создания произведения порождает для автора ряд прав и обязанностей без выполнения каких-либо формальностей, в том числе регистрации произведения. Можно выделить три системы, в которых регистрация произведения создает для правообладателя дополнительную защиту прав автора, не создает негативных последствий за невыполнение процедуры регистрации или законодательно предусмотрена только для конкретных объектов авторского права. Рассматривается депонирование как элемент процедуры регистрации произведений, в том числе как косвенное подтверждение факта места создания цифрового произведения для государств, ориентирующихся на коллизионную привязку lex loci originis (закон государства происхождения произведения), а для государств, ориентирующихся на коллизионную привязку lex loci protectionis (закон государства, где истребуется охрана), депонирование не подтверждает факт создания произведения, но помогает сохранению объекта авторского права.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

151-160 31
Аннотация

Сегодняшняя система социальной поддержки населения регулируется большим числом федеральных и региональных нормативных правовых актов, принятых на протяжении последних 25 лет. Это создает как существенные проблемы для получателей помощи (не позволяет быстро ориентироваться, на какие меры социальной поддержки и при каких условиях они имеют право), так и определенные сложности для самих органов власти.

За время существования и развития правового поля в сфере социальной поддержки изменилась не просто терминология, но и сами принципы и подходы к социальной защите. Существует объективная необходимость в систематизации имеющегося законодательства. Субъекты Российской Федерации пошли по пути кодификации: уже приняты социальные кодексы Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Ленинградской, Омской, Ярославской областей и города Санкт-Петербург.

В статье приводится сравнение социальных кодексов регионов России по шести критериям: основные понятия, цели и задачи кодекса, принципы социального законодательства, структура кодекса, наличие формул расчетов в тексте кодекса, ограничение действия во времени. По итогам анализа даны рекомендации субъектам Российской Федерации по кодификации социального законодательства. 

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

161-169 60
Аннотация

Статья посвящена проблемам совершения преступлений с помощью технологий виртуальной реальности и их квалификации. Охарактеризованы факультативные признаки объективной стороны и их значение при использовании новых цифровых технологий. Детально проанализированы факторы, осложняющие расследование подобных деликтов.

По итогам проведенного исследования авторы приходят к выводу, что технология виртуальной реальности дает преступнику совершенно новые возможности. Во-первых, виртуальная реальность позволяет манипулировать эмоциями и сознанием потерпевшего на совершенно новом уровне. Психоэмоциональный эффект сравним по силе с эффектом от событий в реальном мире, в то же время он может достигаться удаленно посредством сети Интернет. Во-вторых, в связи с интеграцией в виртуальную среду устройств реального мира последствия действий в виртуальной реальности распространяются и на реальный мир. Это означает, что многие преступные деяния, для которых был необходим контакт с потерпевшим, теперь могут совершаться и удаленно. 

170-176 29
Аннотация
Установление умышленной формы вины и конкретного ее вида является обязательным для реализации положений ст. 8 УК РФ. При производстве по уголовному делу в связи с уклонением от уплаты налогов должен быть установлен прямой умысел в деянии обвиняемого, в противном случае будут нарушены положения постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления». Одним из доказательств прямого умысла в деянии обвиняемого может являться решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, выносимое по результатам проведения мероприятий налогового контроля (камеральной или выездной налоговых проверок). В том случае, если он устанавливает неосторожную форму вины налогоплательщика при совершении налогового правонарушения, при доказывании вины обвиняемого в ходе производства по уголовному делу может возникнуть неустранимое противоречие.
177-193 52
Аннотация
Во многих нормах Особенной части Уголовного кодекса РФ юридическое значение придается таким особым качествам потерпевшего, как беременность, малолетство, старость, беспомощность, болезнь и зависимость от виновного. В них они учтены как криминообразующие или квалифицирующие признаки. Предметом исследования являются проблемы отражения в уголовно-правовых нормах характеризующих потерпевшего признаков и формулирования составов преступлений с их учетом. По мнению автора, необходимо дополнить следующими признаками: п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ — старость; в ст. 110 и 110.1 УК РФ — малолетство и старость, которые вместе с указанными в данных статьях беспомощностью, зависимостью и беременностью выделить как особо квалифицирующие обстоятельства; в ст. 111 и 112 УК РФ — старость, беременность и зависимость и предусмотреть их наряду с указанными в статьях малолетством и беспомощностью в качестве особо квалифицирующих; в ст. 115 и ч. 2 ст. 119 УК РФ — беременность, малолетство, старость, беспомощность и зависимость, при этом в первой из них в статусе особо квалифицирующих; в ст. 117 УК РФ — малолетство и старость, которые вместе с наличествующими в статье беременностью, беспомощностью и зависимостью выделить как особо квалифицирующие, и т.д.

ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО

194-199 32
Аннотация
В статье рассмотрены особенности правовой охраны персональных данных несовершеннолетних в сфере электронной связи в Европейском Союзе. Обоснованы причины целесообразности введения дифференцированных правил в отношении несовершеннолетних в контексте реализации права на охрану персональных данных. Кроме того, в статье проанализированы положения вступившего в силу в мае 2018 г. Регламента (ЕС) 2016/679 о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном движении таких данных, отражены его новации, коснувшиеся условий применения к несовершеннолетним концепции осознанного согласия на обработку и мер верификации возраста субъектов данных, в том числе при оказании услуг в сфере электронной связи.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО

200-208 38
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы правового регулирования застройки территорий курортов и лечебно-оздоровительных местностей в Российской Федерации и предложены пути дальнейшего совершенствования законодательства в данной сфере отношений. Актуальность темы обусловлена сложившейся бессистемной застройкой территорий большинства курортов России, что приводит к возрастанию антропогенной нагрузки на курортные экосистемы, деградации природных лечебных ресурсов, ухудшению экологического и санитарно-эпидемиологического состояния территорий курортов и лечебно-оздоровительных местностей. Автором показаны значение и особенности организации застройки территорий курортов и лечебно-оздоровительных местностей для обеспечения их устойчивого развития, проанализировано действующее градостроительное законодательство в части, касающейся застройки курортов, выявлены проблемы регулирования и осуществления градостроительной деятельности на территории курортов. Обоснована приоритетная роль территориального планирования в регулировании обоснованной застройки территорий курортов, учитывающей особенности их функционирования и дальнейшего развития.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)