Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
Том 15, № 10 (2020)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ ПРАВА

11-19 113
Аннотация

Сетевая парадигма предполагает взгляд на общество как на открытую, многоуровневую, децентрализованную систему взаимодействий. Социальной концепции сетевого общества терминологически соответствует идея сетевого государства; сетевое государство характеризуется децентрализацией власти, приоритетом горизонтальных связей, едва ли не равноправным положением государства среди иных политических акторов. Юридическая наука не склонна преувеличивать роль сетей и исходит из необходимости суверенной государственной власти, обязательного наличия иерархических властеотношений. Тем не менее важно видеть как новые возможности, которые предоставляют для института государства сетевые технологии, так и соответствующие риски. Достоинства и недостатки сетевых стратегий относительно слабо известны современной юриспруденции, и здесь перспективны исследования на стыке юридической науки и политологии, социологии, науки управления. Сетевая методология вполне органично может быть включена в методологический инструментарий юриспруденции. В то же время многие проблемы теории сетевого общества и сетевизации деятельности государства юридическая наука отражает в своих понятиях и категориях, без использования «сетевой» терминологии.

20-27 46
Аннотация

В статье на основании анализа научной литературы исследуется одна из возможных моделей современного государства — шумпетерианское государство труда (Schumpeterian workfare state). Автором дается оценка явлениям, определившим переход к новой производственно-технической парадигме постфордизма. Рассматриваются предпосылки формирования идеи шумпетерианского государства труда и ее основные сущностные характеристики. В частности, отмечается, что модель шумпетерианского государства труда применима к любым государствам капиталистического типа на современном этапе, независимо от того, был ли пройден ими этап фордизма. Предлагается авторское определение категории шумпетерианского государства труда, ранее отсутствовавшее в современной отечественной теории государства. Автором ставится ряд проблем, которые требуют разрешения для теоретического осмысления и практического применения модели шумпетерианского государства труда. С учетом сказанного обновление учения о государстве в отечественной науке видится необходимым для создания прочных теоретических основ развития и функционирования Российской Федерации на современном этапе.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

28-35 28
Аннотация

На фоне объективной реконструкции внешнеполитического положения Центральной Азии в эпоху Античности утверждается, что победа Греции и Македонии над империей Ахеменидов, в состав которой входили центральноазиатские области (Согд, Бактрия, Маргиана, Парфия, Гиркания), явилась в значительной мере победой более развитого рабовладельческого хозяйства над отсталыми формами. Это обеспечило создание в Центрально-Азиатском регионе благоприятных условий для дальнейшего развития хозяйственных связей, широкого развертывания торговли, налаживания регулярного денежного обращения, иными словами — интеграции Центрально-Азиатского региона в античное сообщество. В то же время более эффективно, чем при Ахеменидах, пресекалась опасность сепаратизма со стороны крупных провинций (сатрапий), образующих экономическое и культурно-этническое целое. Сплав высочайшей греческой (эллинистической) культуры и образа жизни самобытного местного социума породил прогрессивное историческое явление — эллинизм. Он охватил не только Ближний Восток и Средиземноморье, но и Центрально-Азиатский регион вплоть до Ташкентского оазиса (Чач). При этом внешние формы древнегреческой государственности на территории Центральной Азии на протяжении IV—III вв. до н.э. вобрали в себя черты, присущие и восточной деспотии.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

36-43 63
Аннотация

В статье рассмотрены проблемы, касающиеся юридической природы, нормативного регулирования и порядка реализации в Российской Федерации института предварительного конституционного контроля. Обеспечивая устранение в превентивном порядке выявленных нарушений, осуществление этого вида конституционного контроля таит в себе определенные риски, связанные с ограниченными временными рамками его реализации, невозможностью учета интерпретации оспоренной нормы в правоприменении и др. Показаны допустимые формы использования предварительного контроля в деятельности органов конституционного правосудия в России (при проверке конституционности международных договоров РФ, оценке конституционных поправок и др.); исследована практика реализации соответствующих полномочий. Особое внимание уделено анализу правовых позиций Конституционного Суда РФ, обусловливающих пределы осуществления предварительного судебного конституционного контроля. Рассмотрен вопрос о полномочиях конституционных (уставных) судов субъектов РФ в исследуемой области.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

44-56 207
Аннотация

Современные трансграничные налоговые отношения действуют в рамках многоуровневой системы правового регулирования на основе норм международного, наднационального и национального права. В 2020 г. пандемия коронавируса (COVID-19) вызвала системный кризис, потребовавший срочных мер реагирования, в том числе в области налогообложения. В ответ на угрозы, обусловленные пандемией, ОЭСР, ЕС и отдельные государства приняли налоговые меры для смягчения последствий экономического кризиса и обеспечения безопасности своих граждан. В статье представлен обзор указанных мер поддержки и сделан вывод о том, что эти меры необходимо рассматривать как в национальном, так и в трансграничном контексте. Отмечается, что в ситуации пандемии разные страны по всему миру столкнулись с общей для всех проблемой. При этом средства налогового регулирования явились одним из важнейших механизмов государственной поддержки пострадавших предприятий и граждан. Однако в разных государствах эти механизмы и результаты их применения отличались и имели разный эффект.

57-64 34
Аннотация
В условиях необходимости финансирования крупных инвестиционных проектов в субъектах РФ региональный инвестиционный проект представляет собой перспективный механизм предоставления налоговых льгот инвесторам. Налоговый Кодекс РФ предусматривает три вида участников региональных инвестиционных проектов, в отношении которых предусмотрены разный порядок предоставления налоговых льгот и их объём. Механизм предоставления льгот участникам региональных инвестиционных проектов осуществляется посредством совместного правового регулирования Российской Федерацией и её субъектами. Такой механизм достаточно эффективно учитывает фискальные интересы субъектов РФ за счёт предоставления им дополнительных фискальных полномочий в части предоставления налоговых льгот участникам региональных инвестиционных проектов. Вместе с тем, в Налоговом Кодексе РФ предусмотрен механизм предоставления льгот участникам региональных инвестиционных проектов без учёта мнения субъекта РФ, на основании решения только федерального органа исполнительной власти. Это может привести к потере субъектом РФ финансовой устойчивости вследствие невозможности регулирования доходов своего бюджета. Требуется дальнейшее совершенствование института регионального инвестиционного проекта с целью обеспечения подлинного баланса фискальных полномочий Российской Федерации и её субъектов.

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

65-71 39
Аннотация

В статье рассматривается история возникновения института банкротства граждан в российском законодательстве, обосновывается его социально-реабилитационный характер. Анализируются основания применения правового института отказа в освобождении гражданина от обязательств по завершении процедуры банкротства. Приводятся правовые основания отказа в освобождении от обязательств, связанные как с неправомерными действиями гражданина, предшествующими возбуждению процедуры банкротства, так и с действиями, совершенными в ходе процедуры банкротства. В качестве основной причины отказа в освобождении от обязательств указывается сокрытие гражданином-должником необходимых сведений либо представление заведомо недостоверной информации. При этом формулируется вывод о необходимости выявления в каждом случае признаков злоупотребления правом (недобросовестности) со стороны должника, высказывается мнение об абстрактном характере категорий злоупотребления правом и добросовестности, зависящем от оценки судом конкретных обстоятельств дела, судейского усмотрения.

72-81 121
Аннотация

В статье проведен психолого-правовой анализ таких категорий, как «воля», «волеизъявление» и «интерес». Подчеркивается, что изначально исследуемые понятия представляют объект изучения психологической науки, но при этом они имеют свое выражение и применение в юриспруденции. Наряду с психолого-правовой характеристикой указанных категорий, приводится и этимология данных понятий. Установлено, что данные понятия, обладая дуалистическими свойствами в своей правовой природе, выражают взаимосвязанные, взаимообуславливаемые процессы. В статье приводятся авторские формулировки исследуемых категорий, исходя из их правовой характеристики. Юридический анализ исследуемой проблематики проведен, опираясь на действующие нормативные правовые акты и судебно-арбитражную практику. В заключение статьи подчеркивается, что категории, ставшие предметом настоящей работы, недостаточно исследованы правовой наукой и нуждаются в дальнейшем скрупулезном их анализе.

82-94 30
Аннотация

На сегодняшний день порядок возникновения и прекращения членства в товариществах собственников недвижимости в законодательстве не определен и в научной доктрине подробно еще не проработан, в отличие от его основных видов — садоводческого и огороднического некоммерческого товарищества и товарищества собственников жилья, что и обусловило целесообразность подготовки настоящей статьи. Исследование оснований возникновения членства в садоводческом и огородническом некоммерческом товариществе, а также в товариществе собственников жилья позволило автору прийти к выводу о том, что «автоматического» вступления в члены товарищества собственников недвижимости также не происходит. Необходимо лично обратиться в конкретное товарищество собственников недвижимости с заявлением на вступление в его члены. Введение каких-либо дополнительных условий, препятствующих возникновению членства в товариществе собственников недвижимости и его видах, фактически недопустимо. Несмотря на то что вопросы прекращения членства в различных видах товариществ собственников недвижимости урегулированы по-разному, в процессе исследования было выяснено, что товарищество собственников недвижимости является собирательной категорией по отношению к его видам. В результате был сделан вывод о том, что существуют общие и специальные основания прекращения членства в товариществе собственников недвижимости. Общие основания применимы как для самого товарищества собственников недвижимости, так и для любого из его видов. К общим основаниям можно отнести заявление о выходе из числа членов товарищества собственников недвижимости и прекращения права собственности на имущество, собственником которого является член товарищества собственников недвижимости. Специальные основания прекращения членства применимы исключительно к конкретному виду товариществ собственников недвижимости либо к самому товариществу собственников недвижимости и иным его видам, не относящимся к основным, в случаях их прямого указания в основном документе товарищества — уставе.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

95-104 35
Аннотация

В статье исследован ряд систем учета прав по отдельным договорным отношениям в их соотношении с системами государственной регистрации. Ключевое внимание уделено рассмотрению нотариальной системы учета залогов движимого имущества, которая функционирует в России с 2014 г. Применительно к решению проблемы учета залога неиндивидуализированного имущества сделаны выводы в части возможной адаптации конструкции твердого залога под потребности современного оборота. Предложено рассмотреть вопрос о дополнении стандарта добросовестного поведения залогодателя путем обеспечения размещения на заложенных вещах, не имеющих иных индивидуализирующих обозначений, информации о номере уведомления о залоге, а также соответствующего кода (штрихкода, QR-кода) в любой форме. Подчеркивается необходимость дополнения реестра уведомлений о залоге сведениями о размере обеспечиваемого залогом требования. На основе анализа зарубежного опыта сделан вывод о целесообразности сохранения возможности обращения к нотариусу для внесения уведомления в реестр только со стороны залогодержателя. Сделаны предложения о корректировке законодательства об ипотеке. В отношении систем учета в сфере интеллектуальной собственности указано на отсутствие каких-либо легальных препятствий для развития таких систем учета результатов интеллектуальной деятельности и соответствующих интеллектуальных прав, показаны примеры систем учета в данной сфере. Развитие таких систем позволит вовлечь в легальный оборот значительно большее количество цифровых объектов интеллектуальных прав и создать максимальные гарантии защиты их обладателей.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

105-115 42
Аннотация

В статье рассмотрена дифференциация правового регулирования труда, связанная со все возрастающей экспансией нетипичных форм занятости. Определены подходы к выделению оснований (критериев) дифференциации, ее пределам, проанализировано соотношение норм дифференциации, обусловленных развитием нетипичных форм занятости, с иными нормами трудового законодательства, посвященными регулированию труда отдельных категорий работников, в частности работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, несовершеннолетних работников, работни-ков-инвалидов. В статье обосновывается вывод об отнесении факторов дифференциации при нетипичной занятости к объективным факторам, не связанным с личностью работника, анализируется отнесение норм, принимаемых при легализации нетипичной занятости, к нормам-изъятиям или нормам-приспособлениям. Сформулирован вывод о необходимости более точного определения пределов дифференциации в целях сохранения единого подхода к минимальному стандарту трудовых прав работника.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

116-124 35
Аннотация

В статье автором исследуется вопрос самостоятельности дочерних обществ акционерных обществ с преобладающим государственным участием при принятии решений через призму практики построения корпоративного управления в ОАО «РЖД». Автор ставил задачу изучить пределы участия основного общества в формировании воли органов управления дочернего общества на примере одного из крупнейших российских акционерных обществ с государственным участием. Автор пришел к выводу о фактически неограниченной власти основного общества при определении решений дочернего общества, порождаемой широким подходом законодателя к определению дочернего общества. В работе впервые выделены две самостоятельные формы определения основным обществом решений дочернего общества, активно применяемые на практике, но не нашедшие непосредственного закрепления на законодательном уровне: направление основным обществом в адрес дочерних обществ проектов локальных нормативных актов, подлежащих утверждению органами управления дочернего общества; выдача основным обществом поручений на голосование на общем собрании акционеров и заседании совета директоров дочернего общества. В условиях неограниченных полномочий основного общества при определении решений дочернего общества автором отмечен риск превращения дочерних обществ акционерных обществ с преобладающим государственным участием в номинальные структуры, не заинтересованные в качественном корпоративном управлении, слепо выполняющие волю основного общества. Изложенный в статье материал может быть использован как в дальнейших научных исследованиях при изучении вопроса самостоятельности дочерних обществ акционерных обществ с преобладающим государственным участием, так и практикующими юристами, работающими в акционерных обществах с государственным участием и их дочерних обществах, а также государственными органами, участвующими в совершенствовании корпоративного законодательства.

МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО

125-131 32
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению австралийского опыта правового регулирования патентования генома человека, а также изучению практики судов Австралии по данному вопросу. Цель исследования состоит в изучении подходов правоприменительных органов данного государства к одному из важнейших аспектов правового регулирования геномных исследований — патентованию человеческого генома, в их сопоставлении (сравнительном анализе) с подходами судебных органов других государств (США). Авторы отмечают, что исходя из судебной практики в Австралии возможно патентование ДНК человека, что делает довольно привлекательным для коммерческих компаний развитие исследований в области человеческого генома, так как защищает возможность получения такими компаниями экономического эффекта от использования научных разработок. Авторы обращают внимание, что вопрос патентования изолированной генетической последовательности стал предметом судебных разбирательств и в других юрисдикциях (в частности, США) при участии одного и того же ответчика (компании Myriad Genetics). Подчеркивается, что, несмотря на сходство правовых систем, идентичность предмета исковых требований, судебными органами США и Австралии были сформулированы различные подходы к определению возможности патентования ДНК человека.


132-140 28
Аннотация

Рассмотрены наиболее обсуждаемые направления использования индивидуальных геномных данных. Отмечено возрастание объема исследований по расшифровке индивидуального генома и использования геномных данных в области вспомогательных репродуктивных технологий. Отмечается, что в Российской Федерации обсуждаются развитие этических принципов, разработка национальных этических требований, формирование этического кодекса. Ставится вопрос о механизмах внедрения принципов саморегулирования. Возможным ключом к решению этого вопроса является создание саморегулируемых профессиональных ассоциаций, а также совершенствование законодательной базы Российской Федерации в этой сфере.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И СУДОУСТРОЙСТВО

141-150 116
Аннотация

История становления региональной конституционной юстиции в Российской Федерации представляет собой череду недоработок и компромиссов, препятствовавших ее нормальному функционированию. Изначально не продуманная и законодательно надлежаще не оформленная система столкнулась с многочисленными проблемами, приведшими к обращению процесса вспять и упразднению конституционных (уставных) судов субъектов России. Итогом стало принятие поправок к Конституции РФ, исключающих эти суды из судебной системы. Такое решение представляется логичным в сложившихся обстоятельствах, однако неверным с позиции укрепления демократических и федеративных начал в государственном устройстве. Предложение о ликвидации конституционных судов являет собой пример ухода от решения проблемы: выбирается простой путь вместо тщательного изучения вопроса и выработки мер по возможной оптимизации этой системы и использованию ее потенциала. Реформирование органов конституционного правосудия с существенным расширением их юрисдикции может превратить их в эффективный инструмент решения основной задачи государства — защиты прав и свобод граждан.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

151-156 29
Аннотация

Принятый в рамках программы деофшоризации Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» повлек за собой рост числа доктринальных рассуждений относительно вышеуказанной отечественной программы, направленной на сокращение оттока капитала за рубеж, на борьбу против сокрытия доходов юридических лиц, выгодоприобретателями которых выступают российские резиденты, но которые формально зарегистрированы в офшорных зонах. Стоит отметить, что из-за названия программы, обозначенной Президентом РФ в конце 2013 г., рассматриваемый закон получил известность как «антиофшорный закон». Подобная формулировка спровоцировала формирование ошибочного мнения, что введенная данным законом конструкция «контролируемая иностранная компания» является синонимом термина «офшорная компания». В статье проанализированы доктринальные источники, раскрывающие понятие и сущность двух явлений (контролируемой иностранной компании и офшорной компании), детально изучены их легальные дефиниции. В статье даны не только характеристики обоих субъектов предпринимательства, но и черты, позволяющие проводить четкую грань между данными типами организаций. Таким образом, автор пришел к выводу об автономности рассматриваемых категорий компаний, но, несмотря на данный факт, все же указал три важных и существенных условия, соблюдение которых приводит к равнозначности контролируемой иностранной компании и офшорной компании.

157-167 33
Аннотация

Статья посвящена проблемам формирования этико-правовых способов регулирования и контроля за научными разработками и открытиями в области генной инженерии и биомедицинских клеточных технологий. Освещаются основные этапы развития науки в данной области и внедрения результатов в общемировую практику и гражданский оборот. Ставится вопрос о разграничении способов общественного обсуждения научных открытий и достижений в глобальном аспекте для формирования легальных способов регулирования и контроля. Рассматриваются аспекты коммерциализации научных открытий, использование их в рамках международной конкурентной борьбы и стимулирования экономики стран, участвующих в научном прогрессе в области генной инженерии. Делается вывод о необходимости формирования единого глобального подхода к научным разработкам во избежание обхода закона и использования «слабых» правопорядков для легализации недопустимых на сегодняшний день результатов научных исследований. Важно разделять вопросы о технических критериях безопасности и этические, социальные, религиозные, правовые аспекты, а кроме того, включить политико-экономический контекст, в котором все чаще ведутся научные исследования и на рынок выводятся новые продукты и услуги.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО

168-175 23
Аннотация

Проведенный в статье анализ показывает, что группа норм права, регулирующая процедуру принудительного и добровольного переселения жителей (экологической миграции) и защиты прав и свобод данных экологических мигрантов, является частным случаем, своего рода составной частью, общего правового института регламентации экологической миграции населения из районов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и зон экологических бедствий, территорий, где нарушается конституционное право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, а также защиты прав и свобод экологических мигрантов. Данный правовой институт на настоящий момент находится в стадии формирования. Основной причиной такого положения является в первую очередь отсутствие базового федерального закона, определяющего общие принципы функционирования правового механизма регулирования принудительного или добровольного временного или постоянного переселения населения из районов, где нарушается право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду (экологической миграции), и защиты прав и свобод экологических мигрантов. Проведенный в статье анализ позволяет определить правовой статус экологического мигранта как юридически закрепленное состояние лица, которое вследствие ухудшения качества окружающей природной среды и нарушения конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду покинуло место своего постоянного жительства или пребывания и которому, в случае долговременности стабилизации экологической обстановки в районе прежнего места жительства или пребывания, по новому месту жительства до момента полного его обустройства предоставлены дополнительные гарантии, которые облегчают реализацию отдельных, присущих только этой категории лиц прав, свобод и обязанностей и которые должны быть закреплены как в международном, так и во внутригосударственном законодательстве (Конституции Российской Федерации и отраслевых нормативных актах).

176-185 23
Аннотация

Показано, что в действующем Законе «О несостоятельности (банкротстве)» отсутствуют нормы, регулирующие отношения экологической безопасности несостоятельного должника. Установлено, что для производства дел о банкротстве характерна незначительная доля реабилитационных процедур, следствием чего являются недостаточное финансирование рекультивационных мероприятий и высокий риск загрязнения окружающей среды при прекращении деятельности предприятия. Сохранение бизнеса и высокий процент возврата средств кредиторам позволяют как должнику, так и кредиторам исполнять требования природоохранного законодательства с относительно низкими для себя издержками. Сделан вывод, что отсутствие экологизированных норм в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» противоречит требованиям Стратегии обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Установлено, что имеющие место новации в регулировании отношений несостоятельности экологически опасных предприятий в зарубежных странах оказались не востребованными национальным законодательством. Даны рекомендации по имплементации норм зарубежного законодательства о банкротстве экологически опасных предприятий, доказавших на практике свою эффективность.

186-192 31
Аннотация

В статье автор предлагает собственное определение договора о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения, а также классификацию данного договора. Классификация договора технологического присоединения производится автором по следующим основаниям: вид используемого теплоносителя, разновидность системы теплоснабжения, вид тепловой нагрузки, порядок определения цены, порядок установления тарифа, вид подключаемого объекта, цель заключения договора, структура договорных отношений, кратность подключения. Выделяемые автором виды договора о подключении проиллюстрированы примерами из судебной практики. По результатам классификации выявлены противоречия в законодательстве, которые требуют совершенствования нормативного правового регулирования, в частности при подключении (технологическом присоединении) к системе централизованного теплоснабжения источников тепловой энергии и тепловых сетей. Отмечается, что порядок расчета платы за подключение на основе тепловой нагрузки теплопотребляющей установки заявителя непригоден для подключения объектов теплоснабжения, поскольку источник тепловой энергии и тепловая сеть не являются устройствами по приему энергетического ресурса. В связи с этим предлагается подключение объектов теплоснабжения осуществлять по договору о подключении на основании индивидуальной платы, учитывающей фактические затраты на технологическое присоединение к системе теплоснабжения новых источника энергии и тепловых сетей.

193-199 57
Аннотация
Конституция Российской Федерации определила цели и задачи государственной политики в сфере охраны окружающей среды и природопользования, призванные обеспечить экологически благополучную окружающую среду и природно-ресурсный потенциал для настоящего и будущих поколений народов России, что в контексте правовых позиций, выработанных Конституционным Судом РФ, предопределяет в качестве одного из важнейших принципов правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования принцип приоритетного обеспечения публичных экологических интересов. Этот принцип рассматривается как главная составляющая государственной экологической политики и доминанта экологического развития Российской Федерации, поскольку призван обеспечить текущие природно-ресурсные потребности социально-экономического развития и сохранение природного потенциала для будущих поколений граждан России и всего человечества. Приоритетное обеспечение публичных экологических интересов рассматривается в качестве гарантии защиты законных частных экологических интересов.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)