Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
№ 3 (2018)

ТЕМА НОМЕРА: СОВРЕМЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

11-16 13
Аннотация
Настоящая статья посвящена изучению вопросов, связанных с применением гражданско-правовых инструментов в бюджетном финансировании. Так, на основе проведенного исследования автор приходит к выводу об углубляющейся конвергенции публично-правовых и частноправовых методов. В качестве примера использования частноправовых инструментов в бюджетном финансировании приводится практика использования казначейского аккредитива в целях хеджирования публичных расходов. С переходом функции внутреннего государственного финансового контроля к Федеральному казначейству использование аккредитивной формы государственных расчетов становится ключевым инструментом обеспечения эффективного текущего контроля расходования бюджетных средств. Аккредитив позволяет значительно повысить прозрачность денежных потоков, что способствует сокращению недобросовестных поставщиков в цепочке соисполнителей. Казначейский аккредитив обеспечивает перечисление авансов в сумме фактической потребности. Также в работе анализируется практика использования таких инструментов, как казначейское сопровождение и санкционирование финансовых операций, которые являются краеугольным камнем текущего бюджетного контроля. По мнению автора, в ближайшее время можно обозначить следующие задачи развития системы казначейского сопровождения с использованием аккредитивных расчетов. В первую очередь необходима дальнейшая интеграция казначейского и банковского сопровождения, полномасштабное использование казначейского аккредитива при казначейском сопровождении. Особое внимание следует уделить выработке подходов к интеграции казначейского аккредитива в процесс банковского сопровождения государственных контрактов. Необходимо распространить казначейское сопровождение на средства авансовых платежей по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым федеральными бюджетными и автономными учреждениями за счет средств субсидий, предоставляемых из федерального бюджета. Следует использовать казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг инвестиционных объектов, включаемых ежегодно в федеральную адресную инвестиционную программу. При этом казначейское сопровождение должно быть интегрировано в бюджетный мониторинг.
17-27 10
Аннотация
Настоящая статья посвящена исследованию института саморегулирования в аудите. В рамках проведенного исследования анализируется нормативно закрепленное определение саморегулирования. По мнению автора, определение саморегулирования, закрепленное в ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в целом и в некоторых деталях отражает суть саморегулирования, однако его трудно признать безупречным. В нем предпринята попытка раскрыть понятие «саморегулирование» через описание направлений деятельности, т.е. функций саморегулируемых организаций. Вместе с тем, полагаем, что формулировка данного определения может быть улучшена за счет освобождения от информационного шума - лишних слов (вместо слов «стандартов и правил» достаточно записать «правил», вместо «разработка и установление» - «установление»). В работе также соотносятся саморегулирование и государственное регулирование. Проведенное исследование показало, что государственное регулирование и саморегулирование являются звеньями одной цепи или элементами в системе управления обществом. Изучение правовой природы компенсационного фонда дает основание сделать вывод о его публичном характере. Данный факт, в свою очередь, позволяет говорить о саморегулировании в сфере аудиторской деятельности в качестве финансово-правового института.
28-34 9
Аннотация
Статья посвящена изучению роли планирования в бюджетном процессе Российской Федерации. В работе проведен анализ новой редакции БК РФ, которой введен новый термин «планирование» как стадия бюджетного процесса, охватывающий не только составление проекта бюджета, но и его рассмотрение, и утверждение, а также сводную бюджетную роспись и кассовый план. Анализируются различные точки зрения на сущность планирования, его место в системе финансового права. В статье проводится разграничение стадий бюджетного процесса, их соотношение с планированием, рассматривается система документов бюджетного планирования в свете новой редакции БК РФ.
35-39 8
Аннотация
В статье рассмотрена проблема возможности возврата субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в случае недостаточности средств самой субсидии. По результатам проведенного исследования автор выражает мнение, что порядок и условия возврата субсидии, в том числе в случае полного использования предоставленных бюджетных средств, следует признать одним из обязательных элементов механизма финансирования государственных (муниципальных) услуг, без которого достижение эффективности и целевого использования бюджетных средств будет недостаточным. При этом в случае возврата средств не за счет непосредственно субсидии, а за счет иных средств учреждения речь идет скорее о компенсации возвращаемой части субсидии, нежели о возврате собственно бюджетных ассигнований.
40-48 13
Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу правового регулирования государственного финансового контроля в Российской Федерации. Автор, не ставя цель рассмотреть все компоненты финансового контроля, остановился только на некоторых недостатках организации и осуществления бюджетного контроля. Так, в публикации исследованы вопросы распределения бюджетных полномочий между органами финансового контроля как различного уровня власти, так и ведомственной принадлежности, взаимодействия и координации планов проведения контрольных мероприятий органов финансового контроля, направления бюджетного контроля. Внесены предложения по совершенствованию бюджетного законодательства в рассматриваемой сфере, в частности, предлагается детализировать компетенцию отдельных органов бюджетного контроля, установить барьеры по дублированию контрольных мероприятий, уточнить формулировки Бюджетного кодекса РФ в части вертикального разграничения бюджетных полномочий органов финансового контроля. Исследование основано на анализе финансового контроля в области использования межбюджетных трансфертов.
49-55 10
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные вопросы установления, введения и взимания обязательных фискальных сборов. Автор указывает на новеллы российского законодательства, в соответствии с которыми в России вводятся сборы, обладающие всеми признаками сборов, включенных в действующую систему налогов и сборов РФ, но при этом в нее не включенные. Автором предлагается внесение изменений в НК РФ и включение в него вновь установленного курортного сбора. Аргументируется необходимость для государства соблюдения конституционных принципов при введении на территории России новых фискальных платежей и обременения граждан.
56-60 7
Аннотация
Современная долговая политика имеет определяющее значение для функционирования государственного долга России, поскольку закладывает основные направления развития долговых отношений, заключающиеся в определении видов займов, состава кредиторов, усилении кредитного рейтинга государства. В настоящее время в контексте долговых отношений главную роль играет кредитный рейтинг государства как суверенного заемщика на международном финансовом рынке, который учитывается инвесторами. Традиционно кредитный рейтинг Российской Федерации определяли три ведущих международных кредитных рейтинговых агентства: Fitch, Standard & Poor's (S&P) и Moody's. В связи с занижением в последние годы кредитного рейтинга Российской Федерации до низкого уровня было принято решение развивать национальную систему данных агентств и разрабатывать собственную шкалу рейтинга с учетом международного опыта. Из ранее существовавших национальных агентств аккредитацию Банка России на сегодняшний день прошли только два - «ЭкспертРА», Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) и три филиала упомянутых международных организаций. Предлагается рассматривать кредитные рейтинговые агентства в качестве производных (вспомогательных) субъектов финансовых правоотношений.
61-67 9
Аннотация
Настоящая статья посвящена рассмотрению ряда проблем, связанных с современной бюджетной политикой Российской Федерации. В статье раскрыты понятие и значение бюджетной политики в механизме финансовой деятельности государства, решен вопрос о соотношении понятия «финансовая политика» и «бюджетная политика». На основе проведенного исследования официальных документов (аналитических отчетов, статей) различных международных организаций (Международный валютных фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития) в работе анализируются основные направления бюджетной политики Российской Федерации в период с 2014 по 2017 г., хронологически выделяются периоды существенного падения национальной экономики (2014-2015 гг.) и ее восстановления (2016-2017 гг.). Основываясь на прогнозе социально-экономического развития России, данного в отчетах международных финансовых институтов и документах Министерства экономического развития РФ, в статье исследуются тренды развития экономики России и меры правового воздействия государства на экономические процессы, обеспечивающие это развитие. В ходе проведенного исследования сопоставлены действия Правительства РФ, направленные на регулирование и стабилизацию национальной экономики в условиях кризиса, и результаты примененной государством бюджетной политики, проведена их оценка на основе анализа имеющейся статистической информации. Автором сделан общий вывод об эффективности бюджетной политики России в кризисный период и о возрастающем значении регулирующей функции финансов в системе прямых и обратных связей финансовой деятельности государства.
68-70 9
Аннотация
В статье представлен взгляд на развитие налоговых отношений государств - участниц БРИКС с учетом новой расстановки сил на мировом олимпе и политики санкций. Автором анализируется процесс выработки единых подходов в сфере международного налогообложения, трансфертного ценообразования, предотвращения уклонения от налогообложения и обмена информацией в рамках БРИКС. В работе рассматриваются принципы налогообложения, сформулированные в документах БРИКС, в частности принцип, согласно которому налоги должны взиматься в юрисдикции, в которой осуществляется экономическая деятельность. По итогам проведенного исследования автор заключает, что на сегодняшний день существует плацдарм в области модернизации действующих правил Модельной конвенции и определения подходов в рамках более плотного сотрудничества, в том числе информационного, в рамках администрирования налоговой сферы.
71-76 19
Аннотация
В настоящее время разработан достаточно обширный внутригосударственный и международный инструментарий по борьбе с уклонением от уплаты налогов и обходом закона. Статья раскрывает действующие в России механизмы через сравнительный анализ (сравнение с другими юрисдикциями), а также инструменты, созданные на международном уровне в рамках двустороннего взаимодействия стран и международных организаций.
77-86 24
Аннотация
С 1 января 2017 г. вступил в силу ряд изменений Налогового кодекса РФ. Было введено специальное регулирование в сфере услуг, оказанных в электронной форме. Теперь такие услуги, оказанные на территории Российской Федерации иностранными организациями, облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС). Поставщики электронных услуг обязаны зарегистрироваться в российских налоговых органах, ежегодно отчитываться по НДС и уплачивать налог. К сожалению, подробный анализ введенной системы взимания НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме показывает, что нововведения обладают рядом серьезных недостатков. Их наличие вызвано не единичными ошибками законодателя, а несовершенством всей системы в целом. Такое несовершенство в значительной мере обусловлено относительной новизной рынка электронных услуг и, следовательно, отсутствием большого опыта регулирования этой сферы в мировой практике. В настоящей статье рассматриваются и исследуются предложенные в науке способы усовершенствования системы взимания НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме. Автор анализирует недостатки и достоинства каждого способа и на этой основе делает вывод о том, какому из них следует отдать предпочтение.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

87-95 11
Аннотация
Статья посвящена проблеме выбора модели правового регулирования миграции применительно к отечественному правопорядку. На основе анализа нормативных правовых актов автор приходит к выводу о существовании централизованной модели правового регулирования миграции в системе российского права. В статье рассматривается и иная модель правового регулирования миграции - децентрализованная модель или модель миграционного федерализма. Получившая распространение в системе общего и континентального права децентрализованная модель правового регулирования миграции опирается на органы местного самоуправления и субъекты Федерации, которые обладают соответствующими, делегируемыми федеральными органами власти полномочиями по регулированию миграции. Децентрализованная модель правового регулирования миграции учитывает интересы местного населения на определенных территориях, их экономическое развитие и потребности в мигрантах, способствует политике адаптации и интеграции иностранных граждан.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

96-103 6
Аннотация
В статье обосновывается наличие и предпринимается попытка решения теоретико-прикладной проблемы концептуально необоснованного и несвоевременного введения или изменения юридических критериев в сфере публичного управления. Юридический критерий в сфере публичного управления определяется как формализованное правовое средство (инструмент), используемое для ориентирования правотворческой и правореализационной деятельности в сфере публичного управления с последующей оценкой ее результатов. Юридически значимыми особенностями сферы публичного управления для выбора времени введения или изменения юридических критериев являются ее возможная четко выраженная цикличность, а также обязательное наличие как минимум трех групп участников с самостоятельными социальными ролями и интересами: субъектов публичного управления, непосредственных адресатов управленческих решений и тех лиц, на чью жизнь реализация управленческого решения в итоге оказывает свое воздействие. Статья основана на положениях теории социального управления о его стадиях (функциях), представленных с учетом действия нормативных правовых актов во времени, содержит анализ практики введения в действие отдельных нормативных правовых актов и завершается предложениями по обеспечению своевременности установления и изменения юридических критериев в сфере публичного управления.

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

104-108 5
Аннотация
В статье на основе анализа современного гражданского законодательства, цивилистической доктрины и правоприменительной практики проведено исследование, связанное с условием о запрете цессии, которое может быть предусмотрено как в первоначальном договоре, так и в отдельном соглашении. Анализируется правовая природа условия о запрете цессии и соглашения о нем, выявлена их организационная правовая природа. Исследуется актуальная правоприменительная практика относительно последствий несоблюдения условия или соглашения о запрете цессии в рамках различного субъектного состава отношений; в частности, рассматриваются постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», определение Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. № 310-ЭС17-595 по делу № А36-6801/2015. Автором сделан вывод о том, что современное состояние гражданского законодательства и вступающие в силу изменения значительно сужают сферу практического применения условия либо соглашения о запрете цессии.
109-119 10
Аннотация
В статье отмечается сложившийся в современной российской цивилистике скептический взгляд на правовое значение проблемы сущности юридического лица и научные перспективы его решения. Констатируется широкое распространение формальных теорий юридического лица, игнорирующих данный вопрос. Рассматриваются основные вехи истории философско-правовой мысли о сущности юридического лица. Обращается внимание на доминирующее значение в дореволюционной правовой науке теорий олицетворения и реального субъекта. Противоположные результаты данных теорий с позиции общепринятых норм научного исследования определяются как допустимые и оцениваются как положительно решающие проблему сущности юридического лица. При этом отмечается незавершенность данного поиска в отечественной юридической науке. Проблемные аспекты поиска сущности юридического лица связываются с определением области и пределов применения той или иной теории, расстановкой приоритетов между ними или выбором определенной доктрины как философской основы толкования и применения законодательства. Делается вывод о том, что дальнейшие исследования сущности юридического лица могут идти в направлении решения указанных вопросов.
120-127 19
Аннотация
В статье обосновывается вывод о необходимости законодательного закрепления признания права в качестве способа защиты вещных прав. Появление такого способа защиты вещных прав связано с категорией недвижимости. Сделан вывод о необходимости разграничения сходных с признанием права юридических конструкций. В частности, отмечается, что следует отличать частные способы признания права собственности, рассматриваемые в доктрине как признание права, от признания права как способа защиты вещных прав. Обоснован вывод об их различной правовой природе и назначении. Особое внимание уделено правовой конструкции иска о признании права. Рассматривается ряд сложных дискуссионных вопросов цивилистики: об объекте, условиях предъявления иска о признании права, о субъектах иска. Сделан вывод, что ответчик должен быть установлен во всех случаях предъявления иска о признании вещного права. При определении условий предъявления иска в работе особо выделяется не только наличие спора о праве, которое требуется признать, но и юридического интереса к судебному подтверждению такого права. Выявлены особенности применения требования о признании вещного права. Аргументирован вывод о том, что гражданско-правовое регулирование отношений по защите вещных прав нуждается в обновлении и реформировании.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

128-137 122
Аннотация
Туризм является неотъемлемой частью жизни современного человека. С точки зрения экономики для развития туризма в каждом государстве важным является создание надлежащей инфраструктуры. Туризм объединяет путешествия и сферу услуг, которая создана для удовлетворения потребностей людей, совершающих путешествия. Результаты деятельности органов Роспотребнадзора в различных регионах нашей страны свидетельствуют о том, что нарушения прав туристов - не редкость в работе туристских компаний. На сегодняшний день весьма актуальными являются вопросы правового регулирования защиты прав потребителей туристских услуг от многочисленных нарушений турфирмами. Определенная часть причин нарушений прав в сфере туризма заключается в недостаточном правовом регулировании прав и обязанностей сторон туристского договора при заключении, исполнении и прекращении правоотношений между туристом и туроператором. Авторами проанализирована судебная и правоприменительная практика по нарушениям в договорной работе с потребителями туристских услуг, отражены недостатки правового регулирования защиты прав потребителей туристских услуг от многочисленных нарушений законодательства профессиональными участниками туристского рынка.
138-145 15
Аннотация
В статье анализируются направления формирования эффективной контрактной системы, регулируемые Законом № 44-ФЗ. Проводится сравнительный анализ российского и американского законодательства в части отдельных правовых механизмов осуществления государственных закупок. Выделяются три основные проблемы, препятствующие эффективному протеканию процесса государственных закупок в нашей стране: низкий уровень подготовки специалистов, низкое качество поставляемых товаров, работ, услуг, высокие коррупционные риски осуществления государственных закупок. Особое внимание уделяется разработке рекомендаций по решению этих проблем и совершенствованию государственной контрактной системы. Обосновывается необходимость разработки типовых технических заданий для определенных товарных групп, внедрения механизма частичной централизации закупок и др. В статье используются историко-юридический и сравнительно-правовой методы, а также общенаучные методы исследования - анализ, обобщение, индукция и дедукция.

КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

146-154 13
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы производства судебных экспертиз новых родов и видов судебных экспертиз. Автор описывает современные варианты подготовки судебных экспертов в рамках единой специальности по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО) 40.05.03 «Судебная экспертиза» и путем профессиональной переподготовки. Анализируется процесс возникновения, формирования и развития новых классов, родов и видов судебных экспертиз, который идет по двум магистральным направлениям. Во-первых, это процесс укрупнения из вида (подвида) - в род; из рода - в класс. Во-вторых, это процесс разделения из класса - в роды и виды, когда возникает необходимость решения комплекса качественно новых общих экспертных задач и появляются в связи с этим новые объекты исследования. Рассмотрены ключевые проблемы для данных ситуаций, связанные с выбором методов экспертного исследования, определением общей и специальной компетенции экспертов, подготовкой экспертных кадров. Предложена дорожная карта для оптимизации производства вышеописанных родов (видов) судебных экспертиз.
155-162 4
Аннотация
В статье исследуется проблема отсутствия научно обоснованных критериев определения особой ценности диких животных для целей криминализации посягательств на них. На основании проведенного анализа делается вывод, что одним из критериев является количество посягательств на указанных животных. Говоря иначе, к категории особо ценных могут быть отнесены те виды животных, которые являются предметом наиболее активного браконьерского промысла. Однако автор считает, что такая задача на сегодняшний день не может быть решена качественно, поскольку в России не организован и не ведется статистический учет количества посягательств на диких животных по их видам. Отмечается, что отсутствие учета существенно осложняет получение, анализ и использование информации, необходимой для определения особой ценности диких животных, а также исследования иных вопросов криминализации в рассматриваемой сфере. В целях разрешения поставленной проблемы автором предлагаются практические рекомендации по оптимизации статистического наблюдения за экологической преступностью в стране.

ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО

163-172 72
Аннотация
В статье рассмотрено влияние теории пропорциональности, которая в философии международного права объясняет существование «третьего пространства» между политикой и правом, на интеграцию государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС). С учетом современной судебной и договорной практики проанализированы вопросы построения единого правового пространства, подготовки юристов по праву ЕАЭС, оценены преимущества применения метода «второго режима», рассмотрена роль Суда ЕАЭС и др. Автором выявлены проблемы, которые связаны со строго нормативным пониманием права ЕАЭС, непризнанием за этим правом свойств верховенства и прямого действия, недостаточно активной позицией Суда ЕАЭС, «буксирующей» гармонизацией национального законодательства государств, неразвитым международным сотрудничеством с другими субъектами международного права, препятствующим построению «третьего пространства». Используя подходы представителей школы «интеграции через право», предложен ряд решений указанных проблем. В частности, предлагается выработать единую концепцию преподавания дисциплины «Право ЕАЭС» и ввести ее в образовательные программы юридических вузов и факультетов не только в России, но и в других государствах ЕАЭС.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

173-181 7
Аннотация
Статья посвящена сравнительно-правовому анализу залога прав в России и Германии. Выделяя общее и особенное в правовой регламентации залога прав в двух государствах, автор обращает внимание на различие концептуальных оснований в установлении и прекращении залогового права залогодержателя на право. В отличие от российского права залог прав в ФРГ рассматривается не как обязательственное, а как ограниченное вещное право. Сделан вывод, что правовой режим залога прав по Германскому гражданскому уложению (ГГУ) определяется нормами о залоге движимых вещей. Законодательный прием переноса режима вещей на режим прав неслучаен: по германскому праву объектом вещных прав выступают не только вещи, но и права. Такой подход несовместим ни с российским законодательным регулированием, ни с господствующими доктринальными представлениями, в основе которых - отрицание легализации конструкции «право на право» и исключение права из объектов вещных прав. Модель залога прав в Германии основана на принципе двухступенчатого оформления договорных отношений, предполагающего заключение обязательственного договора и вещного договора, конструкция которого неизвестна российскому законодательству. Применительно к залогу прав речь идет о специфической конструкции вещного договора в ГГУ - договоре об уступке права. Рассматривая особенности правовой регламентации залога прав по ГК РФ, автор обращает внимание на противоречивые положения закона, в частности, предписания ст. 358.6 об исполнении обязательства должником залогодателя.
182-190 11
Аннотация
В данной статье анализируется вопрос юридического разделения недвижимости в рамках арендного правоотношения применительно к правопорядкам России и Франции. В частности, особое внимание уделяется французскому институту «superficie», теориям его правовой природы. Автор приходит к выводу, что данный институт, вопреки господствующему во французской юриспруденции мнению, представляет собой ограниченное вещное право на земельный участок. На основании данных компаративистики, в том числе исследования superficie, дается попытка разграничения вещного и обязательственного в аренде в целом и аренде для цели строительства в российской системе права. Автор приходит к выводу, что такие вещные элементы, как «право следования», абсолютная защита, сами по себе не дают оснований для квалификации аренды в качестве вещного права. Тем не менее особым случаем является аренда для цели строительства, в рамках которой целесообразно признавать существование ограниченного вещного права на земельный участок. Данное вещное право должно включать и право собственности на строение, которое возведено на основании аренды для цели строительства, и в целом иметь режим, близкий к праву собственности, в первую очередь в вопросах защиты. Кроме того, концептуализация данного института может преобразовать практику по самовольной постройке, внести ясность в другие вопросы теории и практики.

КОНФЕРЕНЦИИ

191-206 11
Аннотация
В настоящей статье приводится обзор Всероссийской научно-практической конференции «Безопасность в бюджетно-налоговой, таможенной и иных сферах финансовой деятельности: экономические и правовые проблемы», проведенной кафедрой финансового, банковского и таможенного права и кафедрой экономики Саратовской государственной юридической академии, а также кафедрами финансового и налогового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). В статье приводятся основные положения докладов участников данной конференции, анализируются актуальные проблемы финансового права на современном этапе исторического развития России.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)