СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
В статье представлено исследование того, как в Уголовном уложении 1903 г. регламентировалась охрана брака, семьи, супружества, детства и других вопросов семейных отношений. Показано, когда и при каких обстоятельствах в отечественной доктрине уголовного права появилось понятие «состав преступления», раскрыто его основное содержание в то время. Осуществлен обзор составов преступных деяний против прав семейственных по Уголовному уложению 1903 г., представлена их градация по степени тяжести и классификация по объекту посягательства. Очерчен круг субъектов рассматриваемых преступных деяний и определены особенности их статуса, использованные приемы юридической техники, выявлено своеобразие субъективной стороны исследуемых деяний. Описаны формы и способы совершения преступных деяний против прав семейственных по Уголовному уложению 1903 г., проанализирован объект посягательств, раскрыты особенности статуса потерпевших. Обобщенный в статье материал дает представление о том, каким на рубеже XIX и XX вв. было ви́дение уголовно-правовой охраны интересов семьи, прав ее членов и родственных отношений, какие деяния представлялись общественно опасными и в какой степени.
ТЕОРИЯ ПРАВА
Анализ вопросов создания и применения машиночитаемых форматов юридических документов актуален для национальных правовых систем многих государств. Опыт ведущих технологических стран, являющихся лидерами в данной области, — Германии, США, Японии, Бразилии и ряда других, может быть полезен Российской Федерации для дальнейшего претворения в жизнь основных положений Концепции развития технологий машиночитаемого права, разработанной в нашей стране. Изучение и понимание процессов создания и последующего применения машиночитаемых форматов законодательства, актов официального толкования, актов реализации права и правоприменительных актов могут существенно увеличить степень автоматизации различных видов юридической деятельности, упростить решение рутинных юридических задач, тем самым повысив эффективность правового регулирования. В работе приводится сравнительно-правовой анализ развития технологий машиночитаемых форматов юридических документов в разных странах, выделяются достоинства, обозначаются проблемы создания и использования подобных документов, разрешение которых может помочь в совершенствовании данных технологий в России.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Многообразие форм собственности на землю обусловило многообразие и форм публичной собственности, к которой традиционно относят федеральную, региональную и муниципальную собственность на землю. Между тем структура публичной собственности на землю включает не только указанные формы собственности, поскольку в Российской Федерации государственная собственность на землю не разграничена. Следовательно, большое число земельных участков не являются частной собственностью и не относятся к собственности конкретных публично-правовых образований, но тем менее являются публичной собственностью. Неразграниченные земли определяются как отдельная форма публичной собственности на землю, с собственным правовым режимом, отличным от традиционных форм публичной собственности. В процессе управления ими особая роль отведена органам местного самоуправления. Доказывается, что полномочия по управлению неразграниченными землями являются отдельными государственными полномочиями, переданными на исполнение органам местного самоуправления. Анализируется проблема заключения соглашений о передаче указанных полномочий от одних муниципальных образований другим и перераспределения этих полномочий законом субъекта Российской Федерации. Делается вывод о несоответствии федерального закона о передаче полномочий органам местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, требованиям законодательства о местном самоуправлении.
Автором настоящего исследования на протяжении длительного времени проводится разработка теории соотношения субъектов конституционного права. Выработаны теоретические конструкты, включая понятийно-категориальный аппарат, методологию; отдельные аспекты проверены на практике в процессе экспертной деятельности. Суть теории заключается в том, что различные акторы, обладая правовым статусом, оказывают гораздо большее количество влияний друг на друга, не ограничиваясь правоотношениями, включая состояния. Трансформация реализации права в последние годы ярко демонстрирует данное утверждение. Одной из составляющих доктринального изыскания является рассмотрение различных субъектов через призму многообразия их соотношений с другими акторами. В работе попытка такого осмысления осуществлена применительно к гражданскому обществу, которое автору представляется полноценным, самостоятельным субъектом, и его институтам. При этом за скобками оставлены местное самоуправление и государственно-общественные формирования (общественные палаты, советы, общественно-наблюдательные комиссии и пр.), поскольку они испытывают на себе существенное воздействие государства. В качестве результата может быть принята совокупность авторских выводов о потенциале отдельно взятых субъектов конституционного права с точки зрения их участия в общественной жизни. Обозначенные позиции могут применяться в процессе правотворчества, правоприменения, а также для других доктринальных изысканий по данной или сходной тематике.
В статье освещаются особенности правового положения органов публичной власти федеральной территории «Сириус» в контексте осуществления ими местного самоуправления. Рассмотрена современная модель федеративной территории в Российской Федерации. Отмечены точки зрения научного сообщества по данной теме, представлено авторское мнение. Проанализировано соотношение правового регулирования осуществления местного самоуправления в границах федеральной территории и принципа народовластия. Раскрыт тезис о непосредственной взаимосвязи органов публичной власти федеральной территории «Сириус» и органов местного самоуправления города-курорта Сочи. Показаны предметы взаимодействия органов публичной власти федеральной территории и органов местного самоуправления города Сочи. Отмечена правовая неопределенность в контексте осуществления местного самоуправления на федеральной территории «Сириус», и описаны пути ее преодоления. Предлагается закрепить правовой механизм осуществления местного самоуправления на федеральных территориях с целью пресечь возможность ограничения принципа народовластия в будущем.
В статье с позиции конституционной аксиологии исследуются проблемы ценностей в Конституции РФ. Отмечается многообразие подходов к пониманию конституционных ценностей, их состава и правовых характеристик. Рассматривается феномен доверия как социальной и конституционной ценности. Автором сформулирован вывод о собственной правовой сущности конституционных ценностей, несводимой к идее, установке, принципу или норме. Они являются выражением самоидентификации многонационального народа Российской Федерации, учреждающего конституционный строй, и в силу этого выступают конституционными ценностями в абсолютном значении данного термина, обладают свойством интегративности. Закрепление в преамбуле Конституции РФ ценности доверия имеет важнейшее значение для утверждения нового конституционного строя, деятельности органов публичной власти, взаимоотношений власти и общества, взаимодействия институтов гражданского общества. В формально-юридическом аспекте это предполагает создание на основе права институтов, процедур, средств защиты прав, которые должны основываться на доверии и быть эффективными. Доверие как конституционная ценность выступает критерием оценки институтов публичной власти и гражданского общества, деятельности субъектов конституционных правоотношений, прежде всего органов публичной власти.
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Статья посвящена исследованию правового регулирования и правовой природы внепроверочных мероприятий налогового контроля. Акцентируется внимание на тенденции к сокращению назначения выездных налоговых проверок. Вместо них налоговые органы осуществляют внепроверочные контрольные мероприятия для установления налоговых правонарушений. Отмечается, что налоговое законодательство предоставляет широкие полномочия налоговым органам для осуществления мероприятий налогового контроля вне рамок налоговых проверок. Правоприменительная практика позволяет определить предпроверочный анализ в качестве мероприятия налогового контроля. В работе подчеркивается, что складывающаяся правоприменительная практика создает ряд существенных проблем, связанных с обеспечением баланса частных и публичных интересов в рамках налогового контроля, в частности с обеспечением права налогоплательщиков на защиту прав и законных интересов. По итогам анализа автор приходит к выводу, что внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность налоговых органов привело к созданию внепроверочной формы налогового контроля.
В статье на примере России и некоторых зарубежных стран рассматриваются способы определения оказываемых иностранными поставщиками услуг в электронной форме, которые подлежат обложению НДС: установление общей дефиниции услуг в электронной форме, закрепление их конкретного перечня, сочетание этих двух вариантов. В работе подробно анализируются применяемые в ряде стран конкретные перечни услуг, относимых к услугам в электронной форме (позитивные перечни), и перечни услуг, исключаемых из числа услуг в электронной форме (негативные перечни). По итогам исследования сделаны выводы о невозможности формирования исчерпывающего перечня услуг в электронной форме (в связи с их разнообразием, стремительным развитием технологий в области электронной торговли, потенциальным увеличением числа налоговых споров, несопоставимостью услуг в электронной форме в разных странах), а также о предпочтительности закрепления в законодательстве общей дефиниции электронных услуг и их открытого индикативного перечня.
ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
В статье проводится анализ правовых норм и теоретических источников, определяющих понятие «достойные похороны». Автор обращает внимание на то, что «достойные похороны» — это многогранная оценочная категория. Критерии оценки «достойности» похорон зависят не столько от стоимости расходов на их проведение, социального статуса и материального положения, которые занимал умерший при жизни, сколько от различных социальных, религиозных, этических, психологических и других факторов, не имеющих денежного выражения. Гражданин может при жизни выразить волю относительно того, как должны пройти его похороны, и (или) выделить определенную сумму денег на них, которая должна быть исключена из наследственной массы. По мнению автора, для целей обеспечения реализации выраженной гражданином при жизни воли и сохранности выделенных им на свои похороны денежных средств необходимо использовать возможности нотариата, в частности нотариальное оформление распоряжения гражданина о проведении его похорон (как самостоятельный документ) и депозит нотариуса.
В статье анализируется возможность применения к мировому соглашению, утвержденному арбитражным судом, ст. 333 ГК РФ. Мировое соглашение может выступать как процессуальный способ реализации права стороны договора на освобождение контрагента от ответственности и одновременно содержать меры ответственности на случай нарушения его условий. С учетом сделочной природы мирового соглашения включение в него условия об уплате неустойки за нарушение сроков графика платежей является обоснованным. Анализ судебной практики по вопросу применения ст. 333 ГК РФ к нарушению стороной условий мирового соглашения указывает на ее разнородность. Отмечается различие взглядов в научной литературе на норму ст. 333 ГК РФ, позволяющей суду снизить размер неустойки. Применение к уже заключенному мировому соглашению, содержащему освобождение от ответственности должника за нарушение сроков оплаты поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг, ст. 333 ГК РФ о снижении неустойки позволило авторам сделать вывод о «двойном» освобождении от ответственности. Мировое соглашение — это согласованное волеизъявление его сторон, поэтому у арбитражного суда нет права фактически изменять условия мирового соглашения. Условия мирового соглашения могут быть изменены лишь по результатам обжалования того судебного акта, которым оно было утверждено.
ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
Статья посвящена исследованию баланса реализации принципов диспозитивности и судейского руководства процессом на примере взыскания неустойки (пеней) и процентов за пользование чужими денежными средствами. Рассматривается проблематика реализации принципов процессуальной эффективности и процессуальной экономии, возникающая при соблюдении требований к осуществлению принципа состязательности, необходимость в которой возникает при проявлении диспозитивности взыскателя. Сделан вывод о том, что в силу природы неустойки отсутствует прямая необходимость указания взыскателем на длящийся характер неустойки, поскольку требование о начислении неустойки (процентов за пользование чужими денежными средствами) по день фактического исполнения обязательства вытекает из природы данного института и договорных конструкций, принятых в деловом обороте. Обоснована необходимость обязательного взыскания судом длящейся неустойки с указанием на это в резолютивной части решения, если иное не установлено законом, договором либо если об ином не заявлено взыскателем. Сделан вывод о необходимости увеличения степени реализации принципа судейского руководства процессом при разрешении вопроса о назначении длящейся неустойки с целью процессуальной экономии и повышения эффективности при отправлении правосудия.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО
Статья посвящена правовым проблемам и особенностям исчисления периода подозрительности применительно к п. 2 ст. 61.2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Несмотря на то что институт конкурсного оспаривания — популярный объект научных изысканий и правоприменительного совершенствования, один из аспектов темы остается фактически без внимания и касается подходов к исчислению периода оспаривания сделок должника. Между тем изменение настроек правового регулирования по, казалось бы, малозаметному аспекту могло бы разрешить ряд сопутствующих проблем в заявленной сфере. Автор изучает положения законодательства РФ, правоприменительные особенности определения периода оспаривания сделок, исторический контекст, зарубежный опыт, а также актуальную практику Судебной коллегии Верховного Суда РФ по экономическим спорам по поставленному вопросу, выявляет серьезный дисбаланс между правовой нормой и практикой ее применения, а также предлагает пути решения выявленных проблем.
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
В статье представлен анализ регламентации полномочий прокурора в сфере уголовного судопроизводства в законодательстве ряда зарубежных стран. Производится сравнение с полномочиями прокурора в российском уголовно-процессуальном законодательстве. Отмечается, что в подавляющем большинстве зарубежных государств прокурор наделен бо́льшим объемом полномочий и что, согласно российскому уголовно-процессуальному законодательству, прокурор, имея большой объем полномочий при производстве предварительного расследования в форме дознания, обладает гораздо меньшим объемом полномочий при производстве предварительного следствия, что является, по мнению автора, требующим устранения недостатком российского уголовно-процессуального закона. Делается вывод о том, что для повышения эффективности надзорной деятельности прокурора в сфере уголовного судопроизводства представляется весьма разумным возвращение прокурору части утраченных после реформы 2007 г. полномочий, в том числе связанных с возбуждением уголовного дела.
Обеспечение прав участников в уголовном судопроизводстве имеет особое значение, и для него характерно весьма впечатляющее количество используемых средств. Ведущее место среди них занимает уголовно-процессуальная форма. За последние годы уголовно-процессуальная форма претерпела существенные изменения. Стремясь создать эффективную систему защиты прав и свобод, законодатель расширил объем правовой регламентации некоторых уголовно-процессуальных правоотношений, что обусловлено в том числе ускоренным развитием общества, приводящим к возникновению новых отношений, требующих уголовно-процессуальной регламентации, а также объективно нарастающей необходимостью в изменении уголовно-процессуальных отношений. При этом проявляется и развивается тенденция к дифференциации. В этой связи приобретает особую актуальность вопрос о причинах и объективности развития дифференцируемых форм. Автор выдвигает гипотезу о воздействии на уголовно-процессуальную форму идеи индивидуализации. Обосновывается позиция, в соответствии с которой индивидуализация способна обеспечить закономерное, а не хаотичное развитие дифференциации форм и тем самым создать эффективную систему средств обеспечения прав участников уголовного процесса.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И СУДОУСТРОЙСТВО
Статья посвящена анализу судебной реформы 2020 г., связанной с конституционной (уставной) юстицией в субъектах РФ. Данная реформа преследовала единственную цель — замену конституционных (уставных) судов на конституционные (уставные) советы, действующие при законодательных органах субъектов РФ. К рассмотрению судебной реформы 2020 г. авторы подошли с критической позиции. В работе дается общий анализ правового статуса конституционных (уставных) советов субъектов РФ и выявляются пробелы в федеральном законодательстве. Одним из главных недостатков Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» является то, что федеральный законодатель ввел диспозитивную норму об учреждении новых органов конституционного контроля, усугубив ее неясным правовым статусом, тем самым не заинтересовав субъекты РФ в их учреждении. Основное внимание авторы сосредоточили на развитии конституционной юстиции в Республике Татарстан, проследив путь ее становления от Комитета конституционного надзора Республики Татарстан, учрежденного в 1990 г., до Конституционного совета Татарстана, созданного в 2023 г. Несмотря на то что федеральный законодатель привязал конституционные (уставные) советы к законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ, Конституционный совет Республики Татарстан предстает как обособленный государственный орган. На основании исследования выявлены проблемы правового статуса конституционных (уставных) советов субъектов РФ: в первую очередь их положение в системе органов государственной власти и юридическая сила решений. Совокупность проблем существенно снижает эффективность деятельности новых органов конституционной (уставной) юстиции субъектов РФ по охране конституционной законности.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
Статья посвящена одной из самых неоднозначных тайн в правовом поле — тайне исповеди. Несмотря на периодические попытки нивелировать «печать тайны», она закрепляется в законах большинства стран как гарантия свободы религии. Рассматривать ее как обособленный вид тайны позволяет наличие у нее специфических черт. Проведен сравнительно-правовой анализ правового регулирования этого вида тайны в российском праве и праве зарубежных стран. Несмотря на терминологические различия, тайна исповеди охраняется через свидетельский иммунитет священнослужителей в процессуальной сфере. Результатом исследования стало выявление проблемных областей правового регулирования тайны исповеди, формирование ряда предложений по трансформации российского законодательства в данной области.
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Целью статьи является исследование функций академической свободы в качестве инструмента демократии. Автором проанализированы особенности советской и российской правовой системы в части обеспечения академической свободы, определен потенциал академической свободы в политико-правовой сфере, показана роль академической свободы в научно-образовательной и исследовательской деятельности в сфере права. В ходе исследования были использованы методы: системно-структурный, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, изучены работы А. Я. Вышинского, В. И. Ленина, С. Б. Полякова и иных авторов. В статье показано влияние академической свободы на формирование профессионального мировоззрения акторов, создающих политическое и правовое пространство государства; определена особая функция правоведов в качестве «квалифицированного защитника справедливости и конституционных ценностей». В заключение приводится перечень мер, которые, по мнению автора, способны повлиять на обеспечение прогресса научно-образовательной и исследовательской деятельности в России.
ISSN 2782-1862 (Online)