№ 7 (2018)
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
11-17 326
Аннотация
В статье исследуются организационно-правовые преобразования, происходившие в Министерстве внутренних дел Российской империи на рубеже XIX-XX вв. В этот период российское правительство продолжило курс по последовательному реформированию Министерства внутренних дел в целом и системы политического сыска в частности. Особое внимание уделено процессу перераспределения полномочий среди должностей из числа руководящего состава Министерства внутренних дел. Обращено внимание на актуализацию проблемы определения времени прекращения действия нормативных правовых актов и, как следствие, утраты их юридической силы. В статье делается вывод, что отсутствие системного и единообразного подхода в определении границ действия нормативных актов во времени - одна из проблем российской правовой системы конца XIX в. Установлено, что основной причиной постоянных перераспределений функций между министром внутренних дел и его товарищем являлся субъективный подход конкретных личностей, которые в разные периоды занимали пост министра. Категории целесообразности и нормативные ориентиры постепенно искажалась, на первый план выходили индивидуальные интересы личности, что, безусловно, не способствовало повышению качества работы Министерства внутренних дел.
18-28 355
Аннотация
Анализируется проблема понимания процессов кодификации доктриной права в балтийских губерниях Российской империи. С учетом значительного влияния на правовую доктрину балтийских губерний немецкой правовой мысли исследуются также взгляды правоведов Германии. Установлено, что характерные черты кодификации в немецком правоведении уже в XIX в. были сформулированы аналогичным современности образом. Как и в современности, в XIX в. кодификация представлялась законченным процессом и как формально, так и материально обновленным законодательным материалом. Наряду с кодификацией, не должны были действовать никакие другие источники права, в том числе обычное право. Вследствие этого ликвидировалась неопределенность общеправовой традиции и достигалась всеобъемлющая понятность. В то же время признается, что представители балтийской правовой мысли, несмотря на немецкое влияние, понимали процессы кодификации исходя из собственных представлений, которые зачастую совершенно не соотносились с немецкой доктриной, а более соответствовали общеимперскому российскому взгляду на эти явления. Высказывается суждение о том, что процессы систематизации и кодификации остзейского права стимулировали дальнейшее развитие юридической мысли как в масштабах всей Российской империи, так и в Прибалтике. Рассмотренная в исследовании ситуация, по мнению авторов, свидетельствует только об одном. Право в XIX в. начинает формироваться уже не практиками или правоведами (теоретиками), а законодателем (или предусмотренными и назначенными им органами). Кодификация остзейского права повлекла за собой изменения также для различных действовавших до сих пор его источников. Причем эти процессы были характерны не только для Прибалтики, но наблюдались во всей Европе. Кодификация становится главным, если не всегда и везде единственным источником права. Тем самым утрачивалась потребность в общем учении об источниках права и общем праве.
29-36 292
Аннотация
В статье речь пойдет о правах ребенка и родителей в мусульманском семейном праве раннего Средневековья и его формировании в VIII-X вв. Были детализированы и разъяснены ключевые права ребенка: право на жизнь, право на имянаречение, право на нафаку - право на материальное обеспечение, право на знание своей родословной, право на грудное вскармливание и право на воспитание (аль-хидана). Кроме того, даны классификации этих прав: базовые, финансово-экономические, религиозно-этические. Рассмотрен вопрос запрета на усыновление и дано определение сироты (ятим) в мусульманском семейном праве, показаны особенности статуса сирот, приведен механизм защиты имущественных прав сирот, права и обязанности опекунов в отношении сирот и их имущества, полномочия кадия (судьи) в вопросе защиты прав сирот, виды опекунства. Также рассмотрены причины и порядок лишения опекунства. Кроме того, продемонстрированы имущественные права родителей в отношении детей.
ТЕОРИЯ ПРАВА
37-42 425
Аннотация
В статье анализируется правовое доверие - важнейшее измерение социального доверия. Доверие к праву является многомерным и сложным феноменом, определяется не только эффективностью работы правовых механизмов, но и условиями и факторами, присущими конкретному обществу. Автором исследуются такие аспекты, как системность правового доверия, взаимовлияние межличностного и институционального доверия в правовом пространстве, соотношение доверия и недоверия. По итогам проведенного исследования автор приходит к выводу, что доверие выступает ключевым ресурсом, объективно определяющим динамику правового сознания и поведения. Чем больше человек видит примеры эффективности правовой системы, правоприменительной практики, тем больше укрепляется его доверие не только к праву и его элементам, но и к политическому порядку в целом. В этом отношении правовое доверие является более институциональным, организованным видом социального доверия. Высокий уровень доверия общества к власти способен минимизировать риски несовершенства правовой системы, но он не должен подменять ее.
43-49 821
Аннотация
Статья посвящена сложностям, с которыми сталкиваются правоприменители при исполнении правовых позиций Конституционного Суда РФ. Особенно эта проблема актуализируется в тех случаях, когда они содержатся в определениях Конституционного Суда РФ и противоречат формально-юридическому толкованию оспариваемых норм права, осуществляемому судами при вынесении решений: отказывая в принятии обращения к рассмотрению, Конституционный Суд РФ нередко в правовых позициях фактически излагает ответ по существу обращения в своих правовых позициях. При этом сам Конституционный Суд РФ своими правовыми позициями не связан, что влечет наличие в его практике решений с различными правовыми позициями по одному и тому же предмету обращения. Рассмотрены примеры из уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. Предложены пути преодоления проблемы неисполнения правовых позиций Конституционного Суда РФ и его решений в целом.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
50-61 561
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы состава территорий и границ административно-территориальных единиц, и проведенный анализ приводит к выводу о том, что в сегодняшней российской правовой реальности различия между муниципально-территориальным и административно-территориальным устройством субъекта РФ являются формальными и, в определенном смысле, искусственными. Но при этом, определяя ряд важнейших вопросов жизнедеятельности человека как круг задач, решаемых на уровне местного самоуправления, т.е., по сути, исходя из конституционного понимания местного самоуправления и предлагая жителям (гражданам) решать их самим, федеральный законодатель не наделяет местное население механизмами реализации их права на местное самоуправление, а также не наделяет соответствующими полномочиями органы местного самоуправления. Территориальные подразделения органов государственной власти, осуществляющих свои полномочия на территориях муниципальных образований, никак не подотчетны органам местного самоуправления. Общий вывод состоит в том, что формально публичная власть в поселении принадлежит жителям и осуществляется ими путем местного самоуправления, а по факту - она принадлежит (и осуществляется) местными государственными органами, существующими в состоянии «отделения» от местных жителей.
ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
62-70 628
Аннотация
В статье рассматривается институт международного усыновления как в рамках внутреннего законодательства, так и по средствам международно-правового регулирования. Механизм унификации коллизионных норм в области иностранного усыновления способствует в наибольшей степени защите прав и интересов усыновляемого ребенка. Автор обращается к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске 22 января 1993 г. В ней отражается подчинения усыновления и его отмены законодательству гражданства усыновителя, а также условия, сопровождающие данное положение. Анализируется важность заключения двусторонних международных договоров по вопросам усыновления. Автор раскрывает содержание международных договоров. Так, например, в Договоре России с Италией акцентируется внимание на подборе кандидатов в усыновители. Обязательным условием для родителей является постановка на учет усыновляемого ребенка в консульское учреждение государства происхождения. Ребенок получает двойное гражданство и может использовать все те же права и способы защиты, что и другие дети, имеющие статус гражданина на территории принимающего государства. Запрет на усыновление российских детей установлен лишь в отношении граждан США, на международном сотрудничестве России с другими иностранными государствами он никак не отражается. Автору видится безусловным включение в договоры о правовой помощи коллизионных норм по вопросам международного усыновления, считает это важным для сотрудничества государств в данной области, а также отличной базой для дальнейшего заключения двусторонних договоров, регулирующих исключительно иностранное усыновление.
71-81 974
Аннотация
В статье рассматривается вопрос определения правовой природы запрета на переменчивое поведение, совершаемое с противоправной целью. За основу исследования взят анализ действия конкретных принципов гражданского права при установлении эстоппеля. Сделан вывод о том, что в основе эстоппеля лежит действие нескольких принципов гражданского права, и основной из них - принцип добросовестности. Правило эстоппеля демонстрирует отсутствие системности принципов гражданского права, когда допускается их конкуренция между собой. В статье приводится обзор мнений относительно определения эстоппеля, высказанных в российской научной литературе. Это необходимо для решения проблемы имплементации норм об эстоппеле в российскую правовую систему, поскольку законодатель пошел по пути закрепления отдельных видов эстоппелей, а не формулирования в ГК РФ универсального правила, запрещающего переменчивое и уклончивое поведение. Автором предложено самостоятельное в своем развитии определение эстоппеля как универсальной категории.
ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
82-89 390
Аннотация
Настоящая статья посвящена некоторым аспектам обеспечения добросовестности в третейском разбирательстве при рассмотрении гражданских дел в рамках института третейского разбирательства в части обеспечения прав и законных интересов третьих лиц, не являющихся сторонами третейского разбирательства, с учетом реформы законодательства о третейских судах. В статье анализируется проблема, имеющая место в правоприменительной практике, когда участники гражданского оборота с целью причинения вреда правам и охраняемым законом интересам третьих лиц, используя механизм третейского разбирательства, подтверждают искусственно созданную задолженность, вытекающую из несуществующего в действительности договорного обязательства. Автором на основе анализа научной доктрины и судебной практики, в том числе правовых позиций Верховного Суда РФ, предлагается комплекс мер, направленных на недопущение злоупотребления правом в третейском разбирательстве, содержание которых сводится к введению принципа добросовестности непосредственно в нормы специального законодательства о третейском разбирательстве, а также установлению обязательной нотариальной формы арбитражного соглашения при рассмотрении дел третейскими судами, образованными сторонами для разрешения конкретного спора.
90-99 4860
Аннотация
Статья посвящена анализу нормы ст. 276 Гражданского процессуального кодекса РФ, где указано, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд заинтересованным лицом. Автор рассматривает вопрос о соотношении понятий «заинтересованное лицо» и «заявитель» и приходит к выводу, что характерной чертой «заинтересованных лиц» является наличие юридической заинтересованности. В свою очередь, «заявитель», обладая юридической заинтересованностью, обращается в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим, так как не может иным способом преодолеть правовую аномалию, образовавшуюся по причине долгого отсутствия гражданина. Таким образом, заявитель входит в число заинтересованных лиц. Автор приходит к выводу, что в качестве заявителя по указанной категории дел может выступать и работодатель пропавшего гражданина. Также к заинтересованным лицам стоит относить пропавшего гражданина, который должен быть извещен о времени и месте проведения судебного заседания.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО
100-107 298
Аннотация
Автор статьи обосновывает преимущества применения судами метода межотраслевой аналогии и соответствующего использования отработанных гражданско-правовых механизмов в рамках пробельных трудовых отношений, связанных с необходимостью осуществления судебного контроля за размером компенсационных выплат при досрочном увольнении руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров организаций в случаях, когда такое увольнение происходит при отсутствии виновного поведения работника в связи со сменой собственника имущества юридического лица или контролирующих организацию лиц. Отсутствие четких нормативных параметров определения пределов свободы установления размеров таких компенсаций, правовую неопределенность в вопросе о необходимости предварительного согласования и возможности последующего оспаривания соглашений о «золотых парашютах» со стороны бенефициаров организации автор признает наиболее существенным правовым пробелом в исследуемой сфере. В силу того, что была установлена высокая степень аналогичности режима сделок и трудовых соглашений топ-менеджеров в части согласования «золотых парашютов» и обнаружено существенное юридическое сходство «золотых парашютов» с гражданско-правовыми компенсациями, выплачиваемыми кредитору при реализации должником права на односторонний отказ от исполнения обязательства, автор настаивает на доктринальной поддержке применения к трудовым соглашениям о «золотых парашютах» в порядке межотраслевой аналогии правил об оспаривании крупных сделок и (или) сделок с заинтересованностью, а также соответственное применение в рамках рассматриваемых трудовых споров механизма судебной редукции злоупотребительных гражданско-правовых компенсаций.
108-116 898
Аннотация
Предприятие как объект гражданских прав является универсальной правовой конструкцией. При принятии части первой ГК РФ предполагалось, что предприятие будет основным объектом гражданского оборота бизнеса. Однако введенный правовой режим предприятия не оправдал ожиданий. Исследование теоретических представлений о правовой сущности предприятия как объекта гражданских прав показывает отсутствие единства мнений среди современных представителей цивилистики. Наиболее обоснованный и логичный подход по развитию законодательства в этом вопросе сводится к выделению родовой категории «имущественный комплекс» и введению различительных признаков в отношении его видов, в том числе и предприятия. Анализ законодательства о недрах и судебной практики обосновывает перспективы использования предприятия в качестве объекта гражданского оборота в сфере недропользования, поскольку его правовая конструкция позволяет объединить разнородные имущественные права для их эффективного оборота, что в определенной части разрешит проблему раздельной судьбы прав на участок недр и неразрывно связанного с ним имущества, а также проблему правовой формы перехода права пользования недрами в определенных случаях.
117-122 719
Аннотация
Наряду с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирующим закупочную деятельность бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству, для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, с 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», посвященный регулированию закупок государственных компаний с долей участия государства. Установив лишь ряд императивных норм, законодатель в Законе № 223-ФЗ ограничился указанием общих принципов и целей осуществления таких закупок, подразумевая, что детально вопросы по организации закупок будут урегулированы в положениях о закупке заказчиками самостоятельно. Автором делается вывод, что доводы, подтолкнувшие законодателя к созданию лишь рамочного закона, породили новые проблемы, связанные с неэффективным расходованием денежных средств при заключении ряда договоров с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
ПРАВОВАЯ ОХРАНА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
123-128 462
Аннотация
В Российской Федерации лицо, организовавшее создание сложного объекта, не является автором такого объекта. Традиционно в гражданском законодательстве выделяется триумвират авторов сложного объекта на примере одного из его видов - аудиовизуального произведения. Авторами признаются режиссер-постановщик, сценарист и композитор, который специально создал музыку для этого произведения. Однако в зарубежном законодательстве некоторых государств закреплен иной подход по данному вопросу. В статье, на примере такого субъекта, как продюсер, рассматривается проблема определения его правового статуса, поскольку в странах англо-американской системы права продюсер признается автором кинофильма. В статье отмечается, что лицо, ответственное за организацию процесса создания такого объекта, в частности лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание соответствующего объекта (не только финансовый вклад, но и творческий), возможно считать автором при условии внесения им творческого вклада в создание сложного объекта.
129-135 689
Аннотация
Научно-техническая революция, произошедшая в XX в., обусловила возникновение новых видов объектов права интеллектуальной собственности, одновременно породив необходимость их правового регулирования. В статье исследуется природа сложного объекта авторского права как наиболее востребованного и привлекательного с экономической и коммерческой точек зрения. Автор уделяет особое внимание изучению порядка распоряжения сложным объектом авторского права, правовая структура которого определяет специфику правового регулирования в сфере распоряжения правами на сложные объекты. Статья содержит анализ специального режима создания, использования и распоряжения различными самостоятельными объектами, созданными для достижения одной цели. На основании проведенных исследований делается вывод о том, что отсутствие в законодательстве четкого и структурированного (по аналогии с иными договорами, касающимися создания и распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности) регулирования соглашения между соавторами сделает подобный режим создания сложных объектов непривлекательным с коммерческой точки зрения (в связи с большими рисками, вытекающими из правовой неопределенности данного режима), что значительно снизит интерес творческой мысли к самостоятельно организованным проектам и в конечном итоге негативно отразится на экономической сфере жизни общества.
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
136-144 343
Аннотация
Законодательство России, регулирующее порядок и сроки оплаты труда, имеет принципиальное значение для обеспечения имущественных прав работников. Однако оно не лишено недостатков, которые проявляются в содержании норм, предусмотренных ст. 136 Трудового кодекса РФ. Некоторые просчеты законодателя в части конкретизации сроков выплаты заработка были устранены Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ. При этом остались пробелы и вопросы, нуждающиеся в более точном, полном и единообразном регулировании. Это вызывает сложности при применении ст. 136 ТК РФ работодателями, порождает противоречия в деятельности органов государственного надзора и в судебной практике. Анализ закона и современного опыта его реализации позволил выявить неопределенность и иные упущения в регулировании выплаты заработка на локальном уровне, в документальном оформлении таких выплат, в требованиях о составе оплаты за каждую половину месяца и другие более частные аспекты данной группы отношений. Эти проблемы не могут быть устранены разъяснениями федеральных органов управления трудом. Они требуют пересмотра норм ТК РФ. Дано обоснование таких изменений и предложен проект новой редакции ст. 136 ТК РФ.
145-152 393
Аннотация
Рассмотрена проблема отсутствия четкого понимания правовой природы должностной инструкции работника в законодательстве и правоприменительной практике. Обосновывается приоритет условия трудового договора о трудовой функции по отношению к должностной инструкции, в том числе при спорах, связанных с установлением и изменением трудовых обязанностей работника. Трудовые обязанности работника рассматриваются в качестве структурного элемента условия трудового договора о трудовой функции. Обосновывается право работодателя определять трудовые обязанности работника по своему усмотрению. При этом выделяются критерии, ограничивающие это право. На примере правоприменительной практики рассмотрены также особенности применения квалификационных справочников при установлении трудовых обязанностей работника. Предлагается внести уточнения в некоторые нормы Трудового кодекса РФ, а именно в ст. 21 и 22, с указанием на установление трудовых обязанностей именно работодателем. Данные меры позволят избежать коллизий, которые возникают в связи с определением и установлением трудовых обязанностей работника.
153-160 394
Аннотация
В статье исследуется законодательство о рабочем времени Европейского Союза. Автором анализируются основополагающие акты, регулирующие рабочее время в рамках Европейского Союза. Особое внимание уделяется анализу норм, непосредственно касающихся режима рабочего времени, закрепленных в Европейской социальной хартии, в Хартии Европейского Союза и в Директиве Европейского Парламента и Совета. В статье проводится сравнительно-правовой анализ, рассматриваются единые для всех государств-членов положения о регулировании института рабочего времени, которые представляют собой тот минимальный уровень гарантий прав работников, соблюдать который должна каждая страна ЕС. Исследуются вопросы регулирования трудового законодательства о рабочем времени в странах ЕС (на примере Германии и Греции). Помимо стандартных режимов рабочего времени автор выделяет в трудовом законодательстве стран Европейского Союза нестандартные режимы рабочего времени. После изучения законодательства о рабочем времени стран ЕС автором делаются заключительные выводы.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
161-168 1017
Аннотация
В статье рассматриваются причина, достаточный повод, оправдывающие освобождение от уголовной ответственности. В уголовно-правовой литературе имеются многочисленные решения по этому вопросу, но их основная масса самостоятельно не может объяснить, почему лицо освобождается от уголовной ответственности. Автор приходит к выводу, что основание такого освобождения нужно искать в личности виновного. По действующему уголовному законодательству обосновать освобождение от уголовной ответственности может только отпадение или существенное снижение общественной опасности лица, совершившего преступление. В перспективе же следует сформулировать соответствующие положения уголовного закона так, чтобы основанием данного освобождения было только отпадение общественной опасности лица. Соответственно, подлежат исключению из Уголовного кодекса РФ ст. 76.2 и ч. 1 ст. 90 и, напротив, включению в главу об освобождении от уголовной ответственности соответствующих предписаний ст. 80.1 и ч. 1 ст. 81 УК РФ.
169-177 629
Аннотация
Введение ограничения свободы в отечественную систему уголовных наказаний вполне соответствует тенденции гуманизации современной российской уголовной и уголовно-исполнительной политики. Однако эффективность данного наказания зависит не только от создания надлежащих условий его исполнения, но и от правильного применения норм уголовного закона при его назначении. К сожалению, на практике нередко встречаются ошибки при установлении судами осужденным к ограничению свободы конкретных ограничений и обязанностей. В представленной статье автор на основе анализа существующей судебной практики выявляет ошибки, возникающие при назначении наказания в виде ограничения свободы. Особое внимание уделяется необходимости учета судами при вынесении приговора не только уголовно-правовой, но и социальной характеристики осужденного. В целях разрешения выявленных проблем автор формулирует соответствующие предложения по совершенствованию отечественного законодательства, регулирующего рассматриваемую сферу, а также судебной практики.
178-185 851
Аннотация
Уголовный кодекс РФ не содержит понятия множественности преступлений. Вместе с тем институт множественности преступлений занимает значимую нишу в российском уголовном праве, и четкое понимание его сущности крайне необходимо для правильной квалификации преступных деяний, формирования обоснованной правоприменительной практики. В статье рассмотрены и проанализированы основные взгляды советских и современных российских исследователей на вопрос о понятии множественности преступлений, также приведены и проанализированы некоторые позиции зарубежного уголовного законодательства по рассматриваемому вопросу, по итогам полученного анализа сформулировано понятие множественности преступлений, по мнению автора, максимально отражающее сущность института.
КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
186-192 381
Аннотация
В статье рассмотрены и проанализированы различные мнения о категории «криминалистическое изучение личности». С точки зрения русского языка различные значения термина «изучение» полно и многогранно отражают деятельность следователя по изучению личности в ходе достаточного раскрытия и расследования преступлений. Сделан вывод о том, что криминалистическое изучение личности можно рассматривать как процесс, теорию (учение) и раздел криминалистики (учебную дисциплину, спецкурс). В этой связи определение понятия «криминалистическое изучение личности» зависит от понимания его сущности. Криминалистическое изучение личности как процесс по изучению личности связано с деятельностью. Криминалистическое изучение личности как теория (учение) связано с объективными закономерностями, составляющими предмет криминалистики. Криминалистическое изучение личности как раздел криминалистики (учебная дисциплина, спецкурс) основано на теоретической базе, на основании которой познаются приемы, способы, методы изучения личности. Итоговая цель криминалистического изучения личности - решение задач раскрытия и расследования преступлений. Предлагаются авторские определения понятия «криминалистическое изучение личности».
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
193-198 387
Аннотация
В статье рассмотрены нормы законодательства РФ в части установления границ морских пространств и регулирования рыболовства в них. Проанализированы международные договоры РФ: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Соглашение между Российской Федерацией и Японией о взаимных отношениях в области рыболовства у побережий обеих стран от 7 декабря 1984 г. Выявлены коллизии существующих правовых норм, касающихся определения внешней границы исключительной экономической зоны РФ в южной части Охотского моря и норм, регулирующих рыболовство в ней. Подчеркивается, что указанная ситуация создает серьезные проблемы для российских рыболовных судов. Рассмотрена практика применения международно-правовых норм и норм российского законодательства уполномоченными государственными органами РФ и установлены особенности их толкования. Разработаны рекомендации по разрешению указанных правовых коллизий.
199-208 353
Аннотация
Феномен права Всемирной торговой организации продолжает оставаться исходным для предмета изучения со стороны юристов-международников. Исследование положений «пакета соглашений ВТО», практики третейских групп и Апелляционного органа, докладов Комиссии по международному праву, посвященных фрагментации в международном праве, и научной доктрины различных стран доказывает, что «право ВТО» является «специальным договорным режимом», существующем в рамках международного права. Об изолированности не может идти речи хотя бы потому, что применение норм «права ВТО» осуществляется в соответствии с положениями Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Настоящая статья представляет собой попытку представить авторскую точку зрения на существующую проблему.
209-217 544
Аннотация
В статье рассматривается проблема международно-правовой защиты лиц, пострадавших при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, которые были вынуждены покинуть районы с опасным для жизни и здоровья человека состоянием окружающей среды. В доктрине перемещение населения при подобных обстоятельствах часто именуется как экологическая миграция, а пострадавших и переселяющихся лиц называют экологическими мигрантами. Поскольку в международных договорах данные понятия отсутствуют, исследуется вопрос о необходимости создания правового механизма регулирования экологической миграции как составной части системы защищенности человека при резком ухудшении экологической обстановки. В статье рассматриваются перспективы формирования организации на международном уровне по защите экологических мигрантов и сделан вывод о необходимости создания подобной международной организации по защите экологических мигрантов в системе Организации Объединенных Наций, в компетенцию которой будут одновременно входить такие аспекты международного права, как защита прав человека, миграция, международное сотрудничество по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защита окружающей среды и право устойчивого развития.
ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО
218-223 420
Аннотация
В представленной статье рассматриваются теоретические и практические тенденции развития интеграционной организации в Азиатско-Тихоокеанском регионе - АСЕАН. Рассмотрены причины и условия, способствующие расширению нормативной базы Ассоциации. Сложившаяся сегодня непростая ситуация усложняется и существующим финансовым кризисом. Но именно такое положение дел обусловливает важность занимаемых странами позиций в процессе перераспределения благ. С учетом существующих обстоятельств даже развитым государствам для достижения поставленных перед собой целей приходится объединяться в различные международные организации. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии сегодня представляет собой крупнейшее политико-экономическое объединение на юго-востоке. Очевидно, что многие участники рассматриваемой организации сильно отличаются друг от друга как по степени экономического прогресса, так и по уровню развития внутренней экономики. Схожесть понимания правовых аспектов регулирования общественных отношений также не является абсолютной. Изучение специфики функционирования такого субъекта международного права, как АСЕАН, может оказать существенное влияние на понимание многих интеграционных процессов в современном мире.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
224-231 554
Аннотация
. В статье рассматриваются отдельные вопросы института трудового договора во Франции. Автор исследует понятие трудового договора в 80-е гг. прошлого века и в настоящий период, обращает внимание на изменения и реформы трудового законодательства, проводимые в последние годы. В заключении статьи подводятся итоги и предлагаются выводы. Отмечается, что опыт французского законодательства, учитывающий многообразие и специфику труда различных категорий работников и форм занятости, заслуживает внимания и изучения, что позволит российскому законодателю учесть как положительные, так и отрицательные аспекты для его реализации в ходе правотворчества в сфере труда, что в конечном итоге обеспечит большую эффективность такого института, как трудовой договор.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
232-242 645
Аннотация
В статье на основе анализа истории становления и развития деятельности органов прокуратуры, а также нормативных правовых актов исследуются роль и значение указанного надзорного органа в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в период 1960-2000 гг. Анализируются вклад и влияние советской прокуратуры в дело охраны природы всего государства. Советское государство, несмотря на значительные меры, принятые в 1950-1970 гг. прошлого столетия в целях улучшения экологической обстановки в стране, не сумело в полном объеме достичь высоких показателей природоохранной практики ввиду непоследовательности в решении экологических проблем. Вместе с тем принятие Закона о прокуратуре СССР 1979 г. способствовало расширению компетенции прокуроров в надзорной и координирующей деятельности по обеспечению законности и правопорядка, а также усилению надзора, в том числе в природоохранной сфере. Автором приводятся примеры практики прокурорской деятельности природоохранных прокуратур. Следует отметить, что судебной реформой 1991 г. в период становления правового демократического государства полномочия прокуратуры должны были быть подвергнуты существенной трансформации. Так, в п. 6 разд. 4 Концепции судебной реформы закреплялось следующее: «Постепенное отмирание общенадзорной функции прокуратуры не может повлиять на состояние законности в стране, если переход к рынку обеспечит внутренние естественные стимулы соблюдения законов». Однако, как показывает современная практика, органы прокуратуры, в том числе специализированные, являются одним из инструментов обеспечения и защиты конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду в правовом государстве.
ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)
ISSN 2782-1862 (Online)