Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
№ 5 (2018)

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

11-18 5
Аннотация
В статье исследуется процесс совершенствования механизма борьбы с террором в Российской империи. Особое внимание уделено анализу нормативных правовых актов, регламентировавших работу органов политического сыска в России и за рубежом. Изучен процесс появления нового органа Департамента полиции - Заграничной охранки. Уделено большое внимание такому виду оперативно-розыскных мероприятий, как наружное наблюдение: именно в конце XIX в. руководство Департамента полиции занялось укреплением и централизацией системы наружного наблюдения с целью повышения качества ее функционирования и устранения отдельных элементов разобщенности. Отмечено, что антитеррористический потенциал российских органов политического сыска на рубеже XIX-XX вв. не был реализован полностью. При организации борьбы с террором помимо имевшихся успехов обращено внимание на факты, вызывавшие у правительства обеспокоенность: административное руководство на местах небезосновательно уделяло большое внимание качеству работы органов правопорядка всех уровней подчиненности. Сложившаяся революционная ситуация требовала от российского правительства продолжения реформаторского курса и поиска новых организационно-правовых решений в сфере борьбы с террором, часть которых в конце XIX в. все-таки была найдена.

ТЕОРИЯ ПРАВА

19-26 5
Аннотация
Комплексное изучение телеологических аспектов правового регулирования предполагает познание целеполагания, осуществляемого различными субъектами права на разных уровнях праворегулятивной деятельности, в частности на уровне договорного правового регулирования общественных отношений. Телеологические аспекты договорно-регулятивной деятельности проявляются при определении конечных и промежуточных целей правового регулирования, целеполагании и согласовании воли субъектов договорного регулирования, а также в ходе телеологического толкования договорных норм. В основе установления цели правового регулирования лежат социальные предпосылки появления права как регулятора общественных отношений, призванного ослабить (разрешить) конфликтную напряженность между претендующими на ограниченные блага участниками социальных взаимодействий. Следовательно, правовое регулирование направлено на предотвращение или разрешение социальных конфликтов, а упорядочение общественных отношений выступает промежуточной целью правового регулирования. Существование двух альтернативных стратегий социального поведения (соперничество и сотрудничество) объективно требует применения различных принципов, методов и средств правовой регламентации. В этой связи существование договорного регулирования объективно обусловлено наличием в социальной практике специфических общественных отношений, упорядочение которых предполагает скоординированное, совместное волеизъявление участников. Делается вывод, что исследование телеологических аспектов договорного правового регулирования способствует выявлению системных свойств правового регулирования, его «механической» стороны и эффективности праворегулятивных средств, а в методологическом плане - пониманию целостности объекта государственно-правовой действительности.

ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА ПРАВА

27-35 7
Аннотация
В статье формулируется проблема права как этико-антропологического концепта. Прослеживаются смыслообразующие истоки концепта в философском учении Э. Гуссерля о «поле значений чистого сознания», отмечается эволюция этого понятия в смысловом поле (смысловом ядре и смысловой периферии) гуманитарных явлений, частным случаем которого является смысловое поле права. Утверждается, что каждый концепт обладает собственным смысловым полем, состоящим из одного смыслового центра (моноцентри-ческий) или нескольких центров (полицентрический), и предлагается модель права как дуального этико-антропологического концепта, включающего в себя два смысловых центра: «человек» и «нравственность». Отмечается многомерный характер человеческой природы (биопсихический, социальный и культурный), но смысл конструкта «человек» в пространстве морали и права определен в большей мере социальными и культурными предпосылками. Смысл конструкта «нравственность», составляющего второй центр концепта права, анализируется автором в рамках русской религиозной философии права. Рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия морали и права в человеческом измерении: насилия и ненасилия, коммуникативной направленности, нормативной регуляции и мотивации морального поведения. В заключение делается вывод, что поиск интегральных понятий, синтезирующих крайности моральных оппозиций, и выработка этических норм как фундаментальных смысловых оснований права в обществе могут совмещаться в представлении о праве как этико-антропологическом концепте.
36-43 7
Аннотация
Данная статья подготовлена в рамках Международной научно-практической конференции «Нравственное измерение и человеческий потенциал права», состоявшейся 21-22, 26 апреля 2017 г. в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в связи с 15-летием философско-правового клуба «Нравственное измерение права». В статье рассматривается один из основополагающих вопросов профессиональной этики субъектов судебно-экспертной деятельности в России - направления совершенствования основных этических начал (принципов) экспертной деятельности. В ходе анализа законодательства, регулирующего судебно-экспертную деятельность, выявлены принципы, имеющие, по мнению автора, нравственно-этическую сущность: принципы объективности и независимости. Кроме того, дополнительно предложены не нашедшие отражения в нормативных правовых актах, но не менее значимые для субъектов судебно-экспертной деятельности основные этические начала - конфиденциальность, беспристрастность, добросовестность, организованность, компетентность, неподкупность, честность. Вывод о значимости именно таких принципов сделан исходя из исследования уже существующих кодексов этики, в частности, Кодекса судейской этики, Кодекса профессиональной этики адвоката, а также на основании положений судебной экспертологии и потребностей экспертной практики. В качестве формы закрепления указанных принципов предлагается кодекс профессиональной экспертной этики. Идея о создании этического кодекса поддерживается многими исследователями, однако механизм разработки его проекта практически отсутствует, поскольку данный процесс представляется весьма трудоемким, требующим особой тщательности и последовательности.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

44-56 9
Аннотация
Рассмотрены основные направления осуществления конституционализации правопорядка в условиях выявления, минимизации и устранения конституционных рисков и потенциальных угроз. На основе анализа нормативных и доктринальных источников, судебной практики выявлены и показаны первостепенное значение и роль Конституции РФ, реализации ее положений в конструкции конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка. Сформулировано понятие и выявлены основные конституционные риски, их разновидности, разработаны основные направления реализации конституционализации правопорядка. Освещены проблемы обеспечения верховенства и прямого действия Конституции России при проведении конституционных преобразований, обращено внимание на необходимость вдумчивого и последовательного их проведения, при этом такие преобразования небезосновательно рассматриваются в правовой доктрине как конституционный риск. Резюмируется, что конституционализация правопорядка должна осуществляться в условиях своевременного выявления и эффективного устранения (минимизации) конституционных рисков. Минимизация конституционных рисков и нейтрализация потенциальных угроз предопределяют реальные возможности качественного воплощения идеи конституционализации правопорядка в целом.
57-64 11
Аннотация
В статье раскрываются особенности содержания и гарантий принципа доступности конституционного правосудия, являющегося одним из основных начал деятельности Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. В общем плане данный принцип предполагает создание организационных, институциональных и нормативно-правовых условий, обеспечивающих реальную возможность не только обращения управомоченных субъектов в орган конституционного правосудия, но и квалифицированного рассмотрения и разрешения соответствующего дела с целью эффективного восстановления нарушенных прав. Проанализированы основные гарантии принципа доступности конституционного правосудия, касающиеся установления в законе ясных и четких правил подведомственности соответствующих дел; отсутствия излишних организационных и фискальных обременений, связанных с обращением в органы конституционного правосудия; обеспечения возможности использования удобного для заявителя способа обращения, в том числе на основе современных информационных технологий; свободного доступа к информации о деятельности органов конституционного правосудия и др. Показаны основные проблемы, касающиеся законодательного обеспечения этих гарантий.
65-80 5
Аннотация
В статье анализируется существующее правовое регулирование парламентских запросов палат Федерального Собрания РФ исходя из целей парламентского контроля, отраженных в федеральном законодательстве. Автором предложена типология парламентских запросов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ за период с 2000 по 2017 г., выявлены базовые типы парламентских запросов и выделены их признаки. По результатам исследования предложено внедрение в федеральное правовое регулирование института интерпелляции.
81-88 11
Аннотация
Актуальность статьи связана с формированием и развитием концепции «широкого» толкования права на частную жизнь, что находит свое выражение как в зарубежном, так и в отечественном праве, влиянием указанной концепции на особенности современного правового регулирования частной жизни. Анализируя процессы становления и развития права на частную жизнь в России и зарубежных странах, опираясь на решения Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда РФ, автор приходит к выводу о наличии процессов конституциализации отечественного права на неприкосновенность частной жизни (как негативного права), эволюционировании указанного права в сложносоставное право (систему прав и правомочий), включающего как негативные, так и позитивные элементы, что в итоге приводит к существенному расширению области воздействия права на частную жизнь. При этом выделяется особая роль в указанных процессах Конституционного Суда РФ, который выполняет роль генератора новых позитивных начал в области правового регулирования частной жизни, расширяя сферу воздействия права на частную жизнь.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

89-94 3
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей правового регулирования публичного аудита, осуществляемого Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований. Публичный аудит является фундаментом для государственного и муниципального финансового контроля. В статье отражаются ключевые подходы повышения эффективности системы публичного управления, основные формы публичного аудита и их конкретное предназначение в целях развития государства, экономики, общества и конкретного человека. Отличия видов (форм) публичного аудита зависят от того, в отношении кого аудит осуществляется. В качестве субъектов могут выступать как публичные структуры (органы власти, бюджетные организации и т.д.), так и публично-частные образования (публично-правовые компании). В статье рассматриваются противоречия отдельных нормативных правовых актов БК РФ, что указывает на отсутствие единой системы финансово-правового регулирования данной области. Приведенная в статье классификация публичного аудита позволяет разграничить отдельные виды (формы) публичного аудита, увидеть их особенности реализации и задачи.

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

95-104 5
Аннотация
Субъективное право, выступая мерой возможного поведения управомоченного субъекта, наполняется в объективной действительности конкретным содержанием как известная часть системы иного порядка - правоотношения. В указанном аспекте всякое субъективное гражданское регулятивное право может иметь два качественных состояния: первое существует с момента возникновения права, второе - с момента нарушения или оспаривания права. Сообразно с этим в субъективном гражданском регулятивном праве отчетливо выделяются обязательные (регулятивные) и факультативные (охранительные) правомочия. В то же время субъективное гражданское охранительное право, предназначенное для защиты другого, уже нарушенного права, изначально включает в свой состав только охранительные правомочия. Субъективному гражданскому праву корреспондирует гражданско-правовая обязанность. Оба названных явления в силу диалектического закона единства и борьбы противоположностей составляют неразрывное целое, образуя при этом содержание юридической связи. В этой связи сущность гражданско-правовой обязанности выявляется исходя из сущности субъективного гражданского права, которому противостоит исследуемая обязанность.
105-111 8
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные проблемы защиты гражданских прав и ответственности при реализации охранительной функции гражданского права в договорных и внедоговорных отношениях. Автор проанализировал основания освобождения от договорной ответственности. В статье предлагается различать категории освобождения и исключения ответственности. Главным основанием освобождения от ответственности признается непреодолимая сила. В статье раскрыты признаки непреодолимой силы - чрезвычайность и непредотвратимость. Обстоятельствами, освобождающими от ответственности, являются также: вина потерпевшего (умысел или грубая неосторожность), действия третьих лиц, управомочие правонарушителя (например, лицо не возмещает вред, причиненный в состоянии необходимой обороны). По мнению автора, кредитор не лишен возможности отказаться от договора, если вследствие просрочки, возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы. Особенности освобождения от ответственности показаны на примере транспортных и подрядных отношений.
112-118 8
Аннотация
В статье, рассматривается вопрос о возможном возвращении в действующее гражданское законодательство положений о семейной собственности. Установлено, что термин «семейная собственность» и ранее был известен российскому законодательству. Определено, что возрождение института семейной собственности в наибольшей степени соответствует правовой природе нового для действующего законодательства понятия - «родовая усадьба». Анализируется возможность применить положения о семейной собственности к родовой усадьбе как объекту гражданских прав и разновидности единого недвижимого комплекса. Применительно к родовой усадьбе и как производное право от права собственности семейная собственность рассмотрена как в объективном, так и в субъективном смысле. В результате анализа автор приходит к выводу, что право семейной собственности на родовую усадьбу можно описать как право членов семьи по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться вещами, составляющими родовую усадьбу, как единым целостным неделимым благом, без определения долей в праве на нее, исключительно в интересах семьи и только сообща.

ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

119-125 8
Аннотация
Статья посвящена анализу законопроекта о внесении изменений в гл. 31 ГПК РФ относительно процедуры рассмотрения дел об ограничении в дееспособности граждан, которые вследствие психического расстройства могут понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц. В марте 2015 г. в ГК РФ появилась возможность ограничения в дееспособности лиц, страдающих психическим расстройством, до этого момента по российскому законодательству таких лиц могли признать только недееспособными. Несмотря на уже существующую возможность ограничить в дееспособности гражданина, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц, процессуальный порядок рассмотрения этой категории дел до сих пор не утвержден. В статье анализируются положения законопроекта и предлагается видение автора по таким вопросам, как круг субъектов, вид назначаемой судебной экспертизы и возможность уточнения заявленных требований по этой категории дел.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

126-135 8
Аннотация
В статье представлен анализ особенностей проведения запроса котировок и запроса предложений как форм торгов. Автор рассматривает актуальные изменения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и доказывает, что основой комментируемых изменений послужило законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок. Исследуются вопросы правомерности отказа заказчиков от заключения договора с победителем запроса котировок, запроса предложений, доказывается тезис о необходимости законодательного решения проблемы изменения существенных условий сделки, заключенной по итогам торгов, на стадии ее исполнения. Отдельное внимание уделено новым правилам заключения договоров, заключенных по итогам конкурентных способов закупок. Критическому анализу подвергается предусмотренная в Законе № 223-ФЗ классификация закупок на конкурентные и неконкурентные способы определения поставщика. Предлагается рассматривать изменения Закона № 223-ФЗ как результат лоббирования интересов крупнейших корпоративных заказчиков.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

136-142 7
Аннотация
В российских юридических исследованиях можно встретить две точки зрения: 1) амнистия бессрочна; 2) амнистия действует в пределах определенного срока. Цель настоящей статьи - проверить, какая из двух позиций соответствует свойствам современной российской амнистии. Анализ практики объявления амнистии и практики применения ее судами в Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы. Срок исполнения амнистии не является сроком ее действия. Применение амнистии за пределами этого срока осуществляется без каких-либо дополнительных ограничений. Возможная продолжительность разрыва между объявлением амнистии и ее применением не должна приводить к выводу о бессрочности амнистии. Амнистия распространятся лишь на деяния, совершенные до определенного момента (в течение определенного срока). Поэтому круг случаев, в которых должна быть применена амнистия, заведомо исчерпаем. Полное исполнение амнистии и является моментом, когда прекращается действие амнистии во времени.

КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

143-154 3
Аннотация
В ряде статей Особенной части Уголовного кодекса РФ фигурируют термины «потенциально опасные психоактивные вещества», «экологически опасные вещества», «иные опасные химические и биологические вещества» и т.п., которые зачастую включены в специальные списки и перечни, обусловливающие опасность того или иного вещества. Общеизвестно, что при расследовании преступлений, связанных с данными веществами (все вышеперечисленные вещества автором объединены в одну группу - «опасные вещества»), последние, как правило, требуют криминалистического исследования. До сих пор в криминалистике нет однозначного понимания понятия опасных веществ. Криминалистическое его обоснование должно быть сосредоточено на собственно криминалистических реалиях. Решение криминалистических задач является не конечной, а промежуточной целью расследования преступлений. В работе предложен вариант авторского определения понятия опасных веществ, рассмотрены их основные типологии и классификации.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

155-166 3
Аннотация
Заключая договор, стороны учитывают различные обстоятельства, существующие в данное время. Не вызывает споров тот факт, что коренное изменение обстоятельств, существовавших при заключении договора и составлявших существенное основание согласия участников на обязательность для них договора, может повлечь за собой прекращение или приостановление его действия. Такой подход, принятый теорией и практикой, получил нормативное закрепление в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Однако очень редки те случаи, когда государство, ссылаясь на коренное изменение обстоятельств как на основание прекращения (приостановления) договора, не встречает возражений другой стороны (сторон) прекратить или приостановить действие такого договора на этом основании. Объясняется это в первую очередь тем, что ст. 62 указанной Конвенции, содержащая норму о влиянии коренного изменения обстоятельств на действие международных договоров, не предусматривает четких критериев, позволяющих определить, действительно ли обстоятельства, на изменение которых ссылается сторона договора, составляли «существенное основание согласия участников». Поэтому необходима выработка таких критериев, с тем чтобы избежать возникновения споров, связанных с необоснованными ссылками на коренное изменение обстоятельств.
167-175 13
Аннотация
В статье предпринята попытка провести сравнительный анализ двух институтов международного морского права - исключительной экономической и рыболовной зон. Считается, что провозглашение рыболовных зон государствами противоречит Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая предусматривает создание лишь исключительных экономических зон. Автор опровергает данный тезис путем обращения к современной практике государств. В статье анализируются понятия исключительной экономической и рыболовной зон, их историческое развитие, правовая природа и отличительные особенности, приводятся примеры международных договоров, национального законодательства, решений национальных судов, фактического поведения государств, обосновывающих существование рыболовных зон наряду с институтами Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. На основе проведенного сравнительно-правового анализа автором формулируются выводы и предложения. В частности, предлагается признать существование в международном праве рыболовных зон в качестве партикулярного международно-правового обычая.

ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО

176-184 7
Аннотация
Российско-европейское сотрудничество в области исследования и использования космического пространства строится на основе долгосрочных и многоуровневых отношений. Изменения в компетенции ЕС, внесенные Лиссабонским договором в 2009 г., не повлияли на структуру данных отношений в целом. Основной практической стороной отношения России со структурами европейской интеграции по-прежнему являются отношения между Россией и Европейским космическим агентством. Правовое регулирование отношений между Россией и Европейским Союзом в сфере исследования и использования космического пространства строится в рамках специфической международно-правовой базы, центральным звеном которой являются соглашения между Россией и Европейским космическим агентством. Настоящая статья посвящена рассмотрению основ правового закрепления билатеральных отношений между Россией и европейскими структурами в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, в частности правовому анализу соответствующих положений базовых соглашений о сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом и между Россией и Европейским космическим агентством на фоне изменения компетенции ЕС и развития европейской космической политики в условиях «замороженного» партнерства с Россией.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

185-192 7
Аннотация
В рамках конституционной реформы, проведенной в Казахстане в 2017 г., произошло перераспределение власти между Президентом, Парламентом и Правительством. Однако и в дальнейшем следует продолжить работу по обеспечению баланса полномочий высших органов власти, повышению роли законодательной ветви власти. Нуждаются в совершенствовании нормы конституционного законодательства, регулирующие статус и полномочия Президента (о требованиях по стажу государственной службы для кандидата в Президенты, об основаниях и процедуре досрочного прекращения полномочий Президента, осуществлении консультаций с Конституционным Советом при введении чрезвычайного и военного положений, закреплении механизма обращений к Президенту других субъектов с ходатайством, о сокращении срока вынесения итогового решения Конституционного Совета и критериях срочного рассмотрения им вопросов). В целях обеспечения реальной многопартийности и на этой основе полноценного осуществления Парламентом контроля за деятельностью Правительства необходимо снизить заградительный барьер в распределении мандатов для партий, участвовавших в выборах Мажилиса, с 7 до 2-3 %, предоставить высшему представительному органу непосредственно, без участия Президента Республики, применять к членам Правительства меры конституционно-правовой ответственности, совершенствовать процедуры выражения доверия и недоверия Правительству, исключить ответственность председателей палат за законность актов, принимаемых Парламентом.
193-201 7
Аннотация
В статье предпринята попытка отразить проблемные аспекты современных тенденций развития ювенальной юстиции в Кыргызской Республике в контексте принятия Кодекса о детях и УПК. Авторами была поставлена задача провести контент-анализ позиций ученых стран СНГ относительно вопросов дифференциации уголовного процесса; отразить основные принципы ювенальной юстиции в странах СНГ, в том числе Кыргызстане; провести анализ принятого Кодекса о детях, касающегося вопросов ювенальной юстиции. В целом в статье проведено комплексное исследование теоретических и прикладных проблем дифференциации уголовно-процессуальной формы производства по делам несовершеннолетних в условиях реформирования УПК в странах СНГ в целом и в Кыргызстане в частности. Поднимаются проблемы, связанные с развитием уголовно-процессуальной формы производства по делам несовершеннолетних (УПФПДН) и на основе сравнительно-правового анализа развития института ювенальной юстиции в странах СНГ, выработаны теоретические положения по совершенствованию данного института в Кыргызстане. В исследовании отражены существующие недостатки действующего законодательства, препятствующие развитию ювенальной юстиции в Кыргызской Республике, а также сформулированы рекомендации по совершенствованию Кодекса о детях с целью достижения поставленной ее разработчикам цели.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

202-208 5
Аннотация
Настоящая статья подготовлена ввиду актуальности вопроса совершенствования функций и контрольных полномочий Счетной палаты Российской Федерации. Исследование правового положения Счетной палаты Французской Республики с использованием метода сравнительного правоведения позволяет более полно оценить процессы, происходящие в области государственного контроля в этой стране. Данный опыт может быть использован при обновлении системы финансового контроля в России. В статье рассматриваются организационная структура и основные полномочия счетных палат в Российской Федерации и Французской Республике, а также современное законодательство в области государственного финансового контроля. Данная статья может быть интересна слушателям курса финансового права, налогового права, бюджетного права, в особенности - системы государственного контроля (надзора). Кроме того, статья может быть интересна научным сотрудникам и иным лицам, непосредственно занимающимся развитием процедур и государственных инструментов, с помощью которых осуществляется регулирование сферы государственных финансов.
209-213 4
Аннотация
Статья посвящена сравнению элементов юридического состава налогов в Республике Корея и Российской Федерации. Автор анализирует четыре основных элемента налогообложения, которые выделяются в науке налогового права Республики Корея - налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая ставка и налоговая база. На основе проведенного исследования автор приходит к выводу, что в настоящее время в Республике Корея отсутствуют обобщающие нормы, закрепляющие перечень и определение элементов юридического состава налогов - данные элементы закрепляются в законах, устанавливающих отдельные налоги. Представляется, что это влечет за собой снижение уровня правовых гарантий соблюдения прав корейских налогоплательщиков. В связи с этим, по мнению автора, опыт Российской Федерации в рассматриваемой сфере может быть использован для совершенствования налогового законодательства Республики Корея.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО

214-220 5
Аннотация
Рассматривается понятийно-категориальный аппарат правового регулирования перемещения (переселения) населения из пострадавших районов при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера - понятие «временное отселение», предусмотренное Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», и понятие «эвакуационные мероприятия», проведение которых предусмотрено Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Несмотря на сходство правовых механизмов регулирования процессов, которые определяют данные понятия, делается вывод об их различии. Среди основных отличий выделены следующие: решение о проведении временного отселения и эвакуационных мероприятий принимается в соответствии с правовыми нормами различных по уровню своей значимости законодательных актов; уровень угрозы для жизни и здоровья людей в районах, где введено чрезвычайное положение, как правило, значительно выше, чем в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем временно отселенные
221-238 5
Аннотация
В статье рассматриваются особенности понятийного аппарата охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами в законодательстве РФ и зарубежных стран. По результатам исследования формулируются отличия в подходах к определению ключевых понятий в указанной сфере общественных отношений в законодательстве России и зарубежных стран, определяется необходимость надлежащего законодательного определения содержания таких понятий, как «охрана окружающей среды», «обеспечение экологической безопасности», «экологически опасная деятельность». Доказывается, что четкое представление о содержании и пределах использования указанных понятий является необходимым условием наиболее эффективного правового регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)